Зима и автомобиль: тем, кому это в диковинку...

В брежневские времена зимой на машинах ездили немногие. Давать им советы считалось чем-то неприличным: уж если человек решался на такое самоистязание, то, конечно же, знал, на что идет. Сегодня же грани между временами года как-то незаметно стерлись, а потому зимней езды никто не опасается. А зря. Машины, конечно же, с тех пор стали куда более приспособленными к разного рода неприятностям, а вот о водителях этого сказать нельзя. Новичков и неопытных становится все больше, да и бывалые о многом просто не задумываются. Что ж, пугать никого не будем, но вспомнить кой-какие невредные советы очень даже можно… ИНСТРУМЕНТЫ Инструмент Номер Один для современного водителя – это сотовый телефон! Особенно, если водитель неопытный. Телефон есть у любого. А вот Инструмент Номер Два – это зарядное устройство для этого телефона: в критической ситуации, когда постоянно приходится куда-то звонить – то ли мужу, то ли в ГИБДД, то ли на сервис – разряженный мобильник может породить серьезную проблему. Инструмент Номер Три – это… лопата!

Желательно настоящая, а не для ковыряния в детской песочнице. Тем, кто ездит преимущественно по городу и не видит в этом необходимости, могу только напомнить ситуацию в Питере, когда несколько лет назад там почему-то перестали убирать снег. Причем не только из дворов, но даже с центральных улиц. Фотографию улицы Садовая храню до сих пор… Посему положите лопату в багажник и пусть она вам не пригодится. В апреле отнесете обратно в гараж… Еще один инструмент, который не дай бог пригодится -- это трос. Понятно, что он может понадобиться в любое время года, но зимой, все-таки, находиться возле неисправной машины куда неприятнее... ПРОГРЕВАТЬ ИЛИ НЕ ПРОГРЕВАТЬ? Любой автопроизводитель гордо скажет вам: не надо! Ну, а я с ним не согласен! Движение без прогрева не позволяет деталям двигателя подготовиться к приему больших нагрузок. Если начать день с попыток на холодном движке выбраться из сугроба, то поршень (конкретно – его канавки!) может обидеться. Днище-то разогреется быстро, а вот зона канавок, которая касается холодного цилиндра, который немногим теплее охлаждающей жидкости – увы… В результате появляются большие перепады температур, и с ними – запредельные напряжения. Пугать не хочу, но не я это придумал: поршень без канавок – путь к ремонту мотора и поездкам на общественном транспорте. Хотя лично я – именно за последнее… Автопроизводители не дураки, они всё это знают. Но их можно понять: правила игры требуют эдакого залихвастского поведения – мол, нашим изделиям все нипочем! Гарантийный срок мотор все равно плохо-бедно отходит, а дальше пусть другие товарищи думают. Короче, совет такой: перед выездом из ледяного двора пустить мотор и побегать с минутку вокруг машины, смахивая снег. Напакостить соседям не успеете, а моторчику будет хорошо. ПОКРЫШКИ Этот вопрос не обсуждается: только зимние! Совет только один – не тяните с заменой до последнего дня, если не хотите надолго застрять в очереди на шиномонтаж. ЭЛЕКТРИКА Главный электрик, конечно же – аккумулятор. На фото, в качестве примера - победитель последней зарулевской экспертизы из ноябрьского номера. Отечественный, кстати говоря! Но, конечно же, выбор большой -- в материале подробно об этом рассказано.

Всем понятно, что зимой он должен быть в идеальном состоянии, но каждому хочется, чтобы это происходило как бы само собой. Между тем, зимняя эксплуатация в условиях городских пробок почти наверняка разрядит бедную батарейку раньше, чем хотелось бы. Утром и вечером – холодные пуски, при езде все потребители включены, но пробеги короткие, вечно торчим в пробках – когда ему подзаряжаться-то? Субъективно слабость батареи можно оценить по «бодрости» работы стартера, но это уже признак близкой кончины. Поэтому если вы не в ладах с тестерами, зарядными устройствами и прочими благами цивилизации, найдите способ проверить батарею и по возможности зарядить ее.

Пусковые провода – вещь в себе. Если вдали от дома вы все-таки поймете, что батарея померла, то рассчитывать придется только на чью-то помощь. В былые времена вы могли бы «прикурить» практически от любой машины, но сегодня желающих помочь вам будет немного.

И не только потому, что все так очерствели, но и оттого, что многие инструкции запрещают владельцам современных авто это делать. Однако если все же повезет, то провода для прикуривания должны быть работоспособными, а не декоративными.

К сожалению, в продаже в основном встречаются красивые и бесполезные наборчики с тоненькими проводами, которые при попытке принять ток в пару сотен ампер (а зимой токи солидные!) начинают шипеть и сажают все напряжение на себе… Хотите купить нормальные провода – ищите с толстыми жилами и надежной заделкой «крокодилов»! От остальных толку не будет.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ЖИДКОСТИ

Начнем с ТОПЛИВА. Если с бензином особых проблем не предвидится, то с ДТ все гораздо хуже.

Наши заводы умеют производить зимние дизтоплива, но глупость заключается в том, что продавца никто не может обязать не торговать зимой летним или переходным топливом! В итоге имеем то, что имеем: наши выборочные проверки последних лет неизменно показывают, что большая часть солярок, купленных в ноябре, преспокойно замерзает в бытовом морозильнике! Если такое случится в вашей машине после заправки, то дело плохо: пока бибика не отогреется, о поездках забудьте. А вот как не нарваться на АЗС на такой соляр – дело темное. Каким-то образом нужно выяснить холодоустойчивость топлива до заправки, а не после нее. Кто знает надежный рецепт – пусть поделится. Теперь – про ОХЛАЖДАЮЩИЕ ЖИДКОСТИ.

Если вы приобретаете их самостоятельно, то не нарвитесь на малознакомые бренды, содержащие метанол. Такой антифриз вполне может замерзнуть раньше положенного. Кстати, если речь идет о том, чтобы просто долить до 100 мл, то вполне можно использовать… воду! Сам этого не знал, но в 25 НИИ подсказали: мол, если речь не идет о глобальной утечке антифриза, то подобная нехватка может быть вызвана простым испарением воды — тут уместна аналогия с аккумуляторами, в которую в былые времена нужно было подливать воду. А такие компоненты охлаждающей жидкости как этиленгликоль испаряются куда медленнее. Разумеется, когда нехватка охлаждающей жидкости оценивается литрами, воду лить нельзя: она либо закипит раньше времени, либо разорвет на морозе двигатель на кусочки. В этих случаях нужно устранить причину ухода жидкости, после чего заменить ее целиком. Раз уже речь зашла о системе охлаждения, не поленитесь при случае оценить ее состояние. Самостоятельно с этим справится далеко не каждый – разве что подозрительные подтеки или уменьшение уровня в бачке наведут на мысль, что пора чего-то где подкрутить….

Самые капризные элементы, которые за пять минут не поменяешь – это, конечно же, насос охлаждающей жидкости (помпа, то есть), и, само собой, радиатор. На морозе решать все эти проблемы как-то противнее, а потому лучше оценить все заранее.

ОМЫВАЙКИ.

Тут не все так просто…

Летняя омывайка, равно как и вода, отпадает, поскольку просто замерзнет. Значит, нужна только зимняя, но и тут есть проблемы. Во многих авто даже суперфирменная омывайка, залитая на морозе в бачок, отказывается брызгать через форсунки, с трудом выдавая струю в несколько сантиметров! Причина в том, что вязкость жидкостей, не содержащих все тот же метанол, на морозе возрастает так, что не позволяет омывайке проползать сквозь крошечные диффузоры… В древних «волгах» такого, кстати, не будет: там отверстия солидные. Что делать в очень сильный мороз, если жидкость не брызнает, а ехать надо? Вариантов несколько: самый технически правильный (но политически некорректный» – залить метанольную жидкость, продаваемую на перекрестках. Проблема исчезнет как класс. У нас такие жидкости запрещены, зато у скандинавов – в законе. И ничего, не мрут – при всей их помешанности на экологиях и прочих защитах человеков… Вариант второй – залить водку! Вдвое хуже метанола, но вдове лучше прочих омываек. Вариант третий – садистский: поменять на машине жиклеры (если получится), отказавшись от красивого распыла струи… МОТОРНЫЕ МАСЛА.

Скорее всего, у вас уже залито нормальное масло известного производителя с буковкой W в обозначении.

При этом бренд масла особого значения не имеет – это может быть любое громкое имя. Но вот что обязательно требуется время от времени делать, так это проверять его уровень и состояние по щупу. Резкое увеличение его расхода, а также внезапное разжижение, либо, наоборот, загустевание – признак серьезной опасности! Зимой лучше использовать капельный метод: На любую пористую бумагу (хотя бы на кусочек газеты) с масляного щупа холодного двигателя капните капельку масла. Если она быстро расплывется по бумаге, образовав несколько концентрических кругов, то масло «живое». А вот если оно не захочет растекаться, оставшись черной каплей в месте падения – срочно на замену! Зачем все это? Затем, что даже монстры масляного рынка, а также автопроизводители стали понимать: ситуация на дорогах резко изменилась, а потому условия, считавшиеся нормальными вчера, стали экстремальными сегодня. И масло их порой не выдерживает, неожиданно превращаясь на глазах в асфальтоподобную мерзость, открывающую двигателю дорогу на тот свет. Мы писали об этом в материале «Убийца в бочке», вскоре тревогу забили официалы. В частности, тот же «шелл» теперь относит к тяжелым условиям эксплуатации многократные короткие поездки, особенно зимние! Туда же относится продолжительная работа двигателя на холостом ходу (читай, езда в пробках, которых зимой всегда больше, чем летом), движение по дорогам, покрытым солью и ей подобными реагентами, вызывающими коррозию и т.п. Бояться не надо. Да и совет простой: в подобных условиях смело сокращайте интервал замены моторного масла в полтора, а то и в два раза по сравнению с рекомендуемым! Особенно если вам предлагают интервал в 20 – 30 тыс. км. Это не трата денег, а экономия! А НАПОСЛЕДОК... Лично я с удовольствием отговорил бы всех вообще садиться зимой за руль. Особенно тех, с кем и летом-то страшновато. Но -- увы: не получится. Поэтому пожелание простое: будьте очень аккуратны. И не спешите отпраздновать день жестянщика!

Подпишитесь на «За рулем» в