Город для людей

Это моя улица – Покровка. Замечу, что это самый, что ни на есть, центр Москвы: ее почтовый индекс 101000. Так она выглядела в 30-х годах прошлого века.

Тогда, в 30-х годах, наши предки сделали ставку на Автомобиль. Все, что мы видим на фото, было признано негодным. Великолепный храм снесли как «мешающий движению». Трамваи (читай – общественный транспорт) выкорчевали как класс вместе с рельсами. Велосипедисты сами все поняли... Булыжную мостовую сменил асфальт. Скорее всего, нашим предкам все это казалось правильным. Кроме сноса храма, конечно же – оправдать эту глупость могли только дети Шарикова. Однако общая тенденция была, в целом, понятна: дескать, мы стремимся в светлое будущее, которое станет настолько лучше настоящего, что все нынешние сомнения покажутся смешными... Однако вот что любопытно... В те времена автомобилей, в общем-то, не было. А частное авто — вообще суперредкость. Пойти и купить машину было практически нереально, ситуация изменилась только спустя десятилетия. И все же слом привычного уклада вели ради того, чего нет – ради автомобилей. И в ущерб тем, кто есть, то есть безлошадным. Потому что были уверены, что это правильно. А теперь смотрим на современное фото. Сделано с моего балкона из дома на углу Покровки и Потаповского переулка.

Ремонт? Нет – явление совсем иного масштаба. Правители включили задний ход и принялись за новую переделку Москвы. Как всегда, решительно и капитально. Покровка и Маросейка хотят избавиться от машин! Тротуары расширят метров до 6 -- 7, на пешеходных переходах появятся «островки безопасности». Вдоль дороги поставят скамейки, высадят кусты в вазах, сделают парковочные карманы, велопарковки и урны с пепельницами...

Предки ломали город для тех, кого нет. Для Автомобилей! Сегодня город ломают, опять-таки, для тех, кого уже и нет – для безлошадных! И новая ставка – на изгнание Автомобиля с его улиц!

Что мы имеем сегодня, напоминать не надо. Платные парковки при отсутствии бесплатных, забитые дворы, ощетинившиеся шлагбаумами, безумные пробки -- все это очевидные признаки того, что попытки Человека втиснуть миллионы Автомобилей в городское пространство закончились полным поражением Человека. Не нужно надеяться на то, что завтра появятся новые дороги, колоссальные стоянки и что-то еще, после чего Город вдруг поедет, пробки исчезнут, а люди начнут улыбаться. Пока что обеспечить кому-то беспрепятственный проезд можно лишь вот такими способами:

л

л

л

Что общего между подобными взглядами на две эпохи? Только одно: выходит, что большинству от наших благих намерений по части кардинальных переделок в обоих случаях становится плохо... Будет плохо и сегодня.

Однако попытаемся успокоиться. И признаемся сами себе в том, что на личном авто было хорошо ездить тогда, когда плотность движения соответствовала первому фото из прошлого тысячелетия. А сегодня от избытка машин стонут все. И суперредкость — это семья без автомобиля, а то и без двух. Пойти и купить автомобиль — проще простого. Но я не верю тем людям, которые даже сегодня говорят, что согласны полдня торчать в пробке, потому что они в это время, мол, слушают музыку и отдыхают. И никогда не поверю.

Идем дальше. Что плохого в скамейках, цветах и газонах? Абсолютно ничего... Если, конечно, не появятся какие-нибудь блатные или просто тупые сволочи, которые начнут ездить и по островкам безопасности, и по газонам, потому что они по сути -- свиньи, и не стесняются этого. Но в целом в сотый раз повторю:я -- за пешеходные зоны. Чего бы это ни стоило лично мне и моей машинке.

К сожалению, одну грядущую неприятность я все-таки вижу. Допустим, я свел свои городские поездки на авто практически к нулю, но где альтернатива? Очень боюсь того, что выдавив все личные машинки куда-нибудь подальше, очередная перестройка закончится, а новые трамваи, автобусы и прочие монорельсы так и останутся в планах на далекую пятилетку. Кстати говоря, троллейбус 25-го маршрута у меня уже убрали -- взамен шустрят маршрутки, известные своей несравнимой безопасностью и изысканным комфортом...

Впрочем, есть хорошие примеры. Причем не из парижей и лондонов, а из... Колумбии.

Колумбия для нашего человека - это наркодельцы и прочая мафия из третьесортных фильмов. Русофобы тут же добавят, что Россию, мол, только с Колумбией и сравнивать. Однако же пусть заткнутся: в Колумбии есть умные и талантливые люди, одного из которых я и собираюсь дальше цитировать. А то, что показано на фото сверху, можно описать как "было и стало". Этого добился г-н Энрике Пеньялоса, в свою бытность мэром Боготы... На фото -- последствия запрета парковок в пешеходной зоне столицы Колумбии

Мэр начал с того, что открыто заявил: мол, город -- он для жителей, а вовсе не для мерседесов и кадиллаков. И в итоге смог всего за три года создать в Боготе совершенно новую городскую среду, покорившую всех удобством и комфортом. Он, между прочим, отказался вбухивать бабки в новые автодороги, построив на их месте пешеходные зоны, велосипедные дорожки, парки и скверы, детсады, школы и библиотеки. При нем в Боготе создали одну из лучших в мире систем общественного транспорта, TransMilenio, которая позволила сократить трафик на 40 %.

Теперь -- несколько цитат умного мэра.

"Хороший город — тот, в котором людям хочется бывать на улице. Если в городе хорошо себя чувствуют более уязвимые граждане — дети, старики, инвалиды, люди с низким уровнем достатка, — значит комфортно и остальным."

"Сначала - пешеходы, затем - велосипедисты и в последнюю очередь — машины. Тротуары — наиболее важный элемент инфраструктуры демократического города и самый важный элемент транспортной системы."

"Разница между прогрессивным и отсталым городом заключается не в качестве автодорог или метро. Она заключается в качестве пешеходной зоны. Припаркованная на тротуаре машина указывает на недостаток уважения к пешеходам и пространству человека. Париж снизил количество парковок на 10 тысяч мест, чтобы освободить место для велодорожек."

"Меня чуть ли не выгнали с поста мэра за то, что я решил убрать машины с тротуаров, чтобы расширить их для людей. Это была настоящая война. Мне говорили: «Мэр, не будь таким упрямым, тут и так машинам негде парковаться!» Но почему это должно меня волновать? Вы же не спрашиваете, где вам хранить свои вещи! Тротуары — это не дорожки по обеим сторонам проезжей части, а возможность поиграть, посмотреть город, пообщаться о бизнесе, поцеловаться. "

"Есть большая опасность для многих городов мира — торговые центры. Когда они замещают общественные пространства как места встречи людей — это симптом. Он говорит нам о том, что город болен и страдает. Представьте, что вы турист, и что вы спрашиваете в отеле: «Куда мне можно пойти погулять и людей увидеть?» А вам отвечают: «Здесь неподалеку есть отличный торговый центр!» Ни одному человеку не захочется снова вернуться в такой город. "

"Парковка должна быть под землей, либо же на первом этаже, но никак не вокруг дома. Тем более если это жилой дом. В данном случае пространство вокруг здания важнее самого здания. В конституции прописано много прав: право на образование, право на здоровье, на жилье. Но там ничего не написано о праве на парковку. Это неконституционное право граждан."

"Парки очень важны, там люди встречаются как равные. Там нет начальников и подчиненных. Большие парки особенно важно строить в самых бедных районах города. В таких районах Боготы, например, мы провели канализацию, воду и построили парки. Сделали футбольные поля с синтетическим покрытием, и теперь молодежь может играть там в футбол. Так в городе снижается уровень преступности."

"С площадей нужно убирать автомобили и палатки с продавцами. Сейчас подобным занимаются во всей Европе. Если хотите, чтобы в вашу страну приезжало больше туристов, освободите свои площади. Когда люди приезжают в незнакомый город, им хочется гулять по нему пешком. Например, люди платят огромные деньги в Диснейленде, чтобы просто походить по нему, покататься на аттракционах и не видеть там автомобилей."

"Мы сделали центральную улицу Боготы Jimenez Avenue пешеходной. Кроме того, у нас была ужасная речушка, вдоль которой японцы предложили нам построить восьмиполосную автодорогу. Вместо этого мы построили зеленую велодорогу длиной 35 километров. Она соединила богатые районы с бедными. Ежедневно десятки тысяч людей добираются по этой дороге до работы и обратно."

"У нас не было достаточно денег, поэтому мы не стали вкладывать их в дороги. Мы решили вкладывать деньги в людей. Японская компания предложила нам построить много автодорог, вложить в них 15 млрд. Мы вложили эти деньги в школы, ясли и библиотеки. Дети и их образование — самое важное. Поэтому мы инвестировали в это в семь раз больше, чем в автобусную систему. "

"Для кого существует город: для машин или для людей? Чем более город дружелюбен к автомобилям, тем менее он дружелюбен к людям. Большие города — это заборы, ограничивающие вашу свободу. Чем больше в вашем городе автомобильных дорог, тем меньше места остается для вас." "Покажите мне хотя бы один город в мире, где проблема пробок решилась достройкой дорог. Проблема лишь отступала на несколько лет, но потом пробки снова появлялись. Можете отдать машинам всё пространство, и всё равно пробки будут те же самые. Чем больше пространства вы отдаете машинам, тем больше их появится. Нужно сократить это пространство. Это политическое, а не техническое решение. "

"Настоящую мобильность может обеспечить только массовый транспорт, но каким бы он ни был, пробки не исчезнут. В лондонском метро 1 800 километров путей, но заторов на дорогах всё равно так много, что администрация вынуждена была ввести плату за въезд в город. И есть только один способ решить проблему пробок — ограничить автомобильный транспорт. И самый логичный способ это сделать — ограничить количество парковочных мест. В Париже, например, за последние семь лет закрыли 14 000 мест для парковки."

"Сколько бы пространства вы ни отвели автомобилям, их не будет меньше. Мосты нужно строить для автобусов, поездов метро и пешеходов, не для автомобилей. Таким образом вы заставите людей пересаживаться в общественный транспорт."

"Мы создали автобусную систему TransMilenio. По принципу она больше напоминает метро, чем автобусные линии. Но автобусы — более эффективный и менее затратный вид транспорта, нежели метро. Работает это так: подъезжает автобус — три вагона, шесть дверей, через них буквально за секунды заходят и выходят люди. Только четыре или пять линий метро в мире провозят больше людей, чем автобусы в Боготе. Мы сделали автобусы лучше, чем метро. Некоторые дороги Боготы были узкими, поэтому невозможно было выделить отдельные полосы для автобусов. Тогда мы решили подойти к решению проблемы иначе и создать город с сотней километров дорог только для автобусов, велосипедистов и пешеходов."

Ну, и так далее. Умного человека можно цитировать долго. Плохо то, что мы, встав, вроде бы, на тот же путь, пока что просто выдаиваем деньги из автовладельцев по поводу и без. Захотел недавно заехать в книжный на Полянке -- в субботу, между прочим! -- покрутился вокруг и...уехал. Дорогая книжка получится... Решил заехать в воскресенье, чтобы не платить за парковку.

Сегодня мы восстанавливаем храмы, ратуем за общественный транспорт, организуем велосипедные стоянки, выкладываем все и вся плиткой! То есть во многом возвращаемся к тому, старому фото.

Интересно, а можно было в те времена ничего не рушить, кабы знать, что через 80 лет придется все восстанавливать?

Вряд ли...

Подпишитесь на «За рулем» в