На чем не стыдно ездить?

/var/www/zr.ru.people/wordpress/wp content/blogs.dir/74/files/2015/08/20150805 Траби

Для начала – маленький кусочек из «Пигмалиона» Бернарда Шоу. (Это – «Моя прекрасная леди», если вспоминать знаменитый фильм с Одри Хепберн или оперетту с нашей Татьяной Шмыгой…).

Напоминаю: бедная уличная торговка цветами приходит к знаменитому профессору, чтобы тот обучил ее хорошим манерам. И при этом, конечно же, пытается произвести на него должное впечатление.

Хиггинс. … (Цветочнице.) Проваливайте, вы мне не нужны. Цветочница. А вы погодите задаваться! Вы же еще не знаете, зачем я пришла. (Миссис Пирс, которая стоит у двери, ожидая дальнейших распоряжений.) Вы ему сказали, что я на такси приехала? Миссис Пирс. Что за глупости! Очень нужно такому джентльмену, как мистер Хиггинс, знать, на чем вы приехали!

Для меня тут ключевое слово -- «такси». Потому что неграмотная девица абсолютно уверена в том, что профессор, узнав про такси, сразу же проникнется к ней уважением. Оценит другой статус, так сказать.

В пьесе все кончилось хорошо. Безо всяких такси и прочих автомобилей.А в жизни?

Лет десять назад имел небольшую стычку с начальником, который объяснял мне: мол, на важную встречу к олигарху мы обязаны приехать только на автомобиле! Все мои попытки объяснить, что пешком быстрее, а также ссылки на то, что олигарх сидит в кабинете, а не дежурит у обочины, были бесполезны. Пусть, мол, видит!

Впрочем, черт с ними, олигархами. У меня вопрос другой: нужен ли сегодня кому-нибудь дешевый автомобиль? Тот, о котором мечтали прошлые поколения? Да и нынешние вроде как не против…

У меня такое ощущение, что нет! И вот почему.

Народ бедствует. Во всяком случае, это сквозит во всех письмах. Мол, денег нет, зарплата дрянь, инфляция прет, жизнь дерьмо, олигархи сволочи, банки оборзели, правительство тоже нехорошее… Но ездить при этом хочет не на трамвае, а в собственном экипаже.

Желание понятно… Отсутствие средств – тоже. Так, может быть, автозаводам стоит выпускать какие-то авто в суперминимальной комплектации? Без обивок, стеклоподъемников, управляемых зеркал, ковриков, ГУРов/ЭУРов и кондеев? На поганой резине, при дрянном АКБ и с кривыми лампочками? Пусть народ покупает, а с получки или премии, при желании, начинает по мелочам совершенствовать… Ездить-то можно!

Подумал-подумал – нет, ерунда. Авто в минимальной комплектации есть и сейчас – другое дело, что ни заводы, ни дилеры их не любят. А в производстве китайские лампочки особой экономии не принесут. Вот то ли дело Москвичи-2141 последних лет существования заводика, которые продавали без дверей, капотов и чего угодно – зато дешево! Купил полуфабрикат, поехал на рынок в Южный порт, нашел двери-капоты и чувствуешь себя героем, сэкономившим кучу денег…

Нет, сегодня это не прокатит. Полуфабрикат – он и есть полуфабрикат. Правда, в советские времена на моем заводике особой популярностью пользовались магнитофоны «Яуза» с грифом «Некондиция» – грубо говоря, брак за полцены. Купил, принес в лабораторию, поскулил – тебе починили, ура! Но где вы видели продажу некондиционных автомобилей? Не, не пойдет…

И вот здесь-то меня вдруг осенило: чушь это все! Не будут это покупать!!! И вот почему.

Обратился ко мне полгода назад друг-читатель. Мол, так и так – денег нет, а вы такой крутой спец. Посоветуйте, какую машину купить? Езжу, мол, на старом Мондео – пора менять! Что взять сотни за три-четыре?

Ну, я ответил, как думал! Мол, старых машин всегда боялся, а потому искренно советую взять Гранту или Логан – к чему больше душа лежит. Новая, гарантия, не прокуренная, не продавленная…

Наслушался я в свой адрес после этого! Мол, ни хрена ты не эксперт, если такую гадость советуешь! В такое г…но стыдно сесть, а ты мне это посоветовал! Да ни за что!

В общем, купил он то ли Лексус, то ли что-то в этом роде. Какого возраста – не знаю. Но точно солидного. Вот вам и решение для дешевой машины – пусть старье, но «крутое». Человек сегодня не хочет ездить на дешевой машине – он хочет выглядеть «солидно».

Независимо от доходов!

Честно говоря, я это не понимаю.

Конечно, статусные вещи были и есть. Но Алексей Воробьев-Обухов тут же напомнил про далекую восточную страну за стеной, стараниями которой «почти статусные» часы, телефоны и прочую дрянь сегодня можно купить за копейки через интернет. Такие же нашумевшие часы с черепом, как у мужа бывшей фигуристки, есть в Алиэкспрессе – за 2500 рублей, сразу и не отличишь. И бриллианты научились отлично имитировать, и золото. Короче, только специалист заподозрит обман.

Автомобили пока не подделывают. Китайские копии на самом деле не копии: они имеют свою марку и эмблему. Но откровенно старые модели своей внешностью могут обмануть разве что блондинок, которым важен размер и крутая марка. И если у меня нет денег, зачем добровольно обрекать себя на налоги за сотни лошадиных сил, повышенные расходы топлива и дорогостоящие ремонты?

Цветочница приехала к профессору на такси. Так она и была откровенная дура – только к концу действия нахваталась чего-то…

Мужа фигуристки тоже никто не вспомнит. Разве что статусные часы еще кому-то перепадут. А настоящие великие никогда не гнались за внешним блеском.

Толстой, Капица, Эйнштейн – да наплевать им было на побрякушки. Все и так знали, кто они есть. И они тоже знали себе цену. В общем, мы с Алексеем сошлись на том, что если заработал на Логан, то и езди на Логане! Ничего позорного в этом нет. Куда смешнее выглядят пацаны без носового платка, но на гремящей семерке-БМВ из давно ушедшей эпохи.

Кстати, быть бедным нынче не позор. Как раз самые умные одновременно и самые скромные.

Подпишитесь на «За рулем» в