День Дурака или Куй с нами

Такой рекламный щит встретился по дороге в Брянск. Настроение сразу улучшилось...

– Для чего выдумывать новые автомобили, если «мерседес» уже создан?

Мысль принадлежит, естественно, мерседесовцам. Когда-то в ЗР ее цитировал мой коллега, Михаил Горбачев. Не тот, который Сергеевич, а совсем даже наоборот – Георгиевич.

Что-то рациональное в этом утверждении есть. В недавнем прошлом мерседес действительно казался эталоном, да и сегодня, в общем-то, это не самая плохая машинка. Вот свежий пример: недавно проверяли вранье автопроизводителей про системы «Старт-Стоп», так только одна бибика оказалась практически честной. И как раз Мерседес.

Фильм "Зимняя вишня" снимался тогда, когда на мерседесе мог приехать только Принц. такому автомобилю можно было позавидовать. Правда, волею сценариста сейчас его обойдет жигуленок, а у принца заберут любимую женщину...

Я не фанат мерседесов. И понимаю, что без конкуренции те быстро разучатся думать. Как тут не вспомнить, что мой любимый ГАЗ когда-то погорел на своих некогда дефицитных «волгах», потому что ни черта не менял в них десятилетиями. А зачем было менять, когда даже за раздолбанными машинами из таксопарка стояла очередь? Себестоимость – от силы пара тысяч, розничная цена – 16 с хвостиком, а люди в тюбетейках или кепках могли выложить и шестизначную сумму…

Лет тридцать назад за машину в таком состоянии хозяин легко мог получить сумму, превышающую стоимость нового автомобиля. дефицит и престиж знали свое дело. Сегодня в это верится с трудом.

Значит, правильной дорогой идете, товарищи?

Не, неправильной. Ни тогда, ни сейчас. Об этом хорошо сказал Жванецкий: мол, табун скакал во весь опор, а потом вдруг развернулся и помчался в противоположную сторону. Причем те, кто скакал впереди, снова оказались в первых рядах…

Впрочем, я сейчас не только о своей стране. На календаре 1 апреля, а в День Дурака можно немножко и пофилософствовать.

Зачем человек сегодня работает? Чаще всего, чтобы зарабатывать деньги. Причем зарабатывать не на что-то конкретное, а вообще – Зарабатывать… И не имеет решительно никакого значения, нужен твой труд кому-то или нет. На банковскую карточку должны постоянно капать деньги – вот и вся философия. А раз так, то в одиночестве Мерседесу не бывать: автомобили будут производить все желающие. Как и колеса для них. А еще лампочки. И аккумуляторы...Причем мерилом качества у новичков часто будут выступать не отработанные и выверенные мастерами технологии, а показушные эффекты типа цветомузыки в динамиках. Так, например, было с батареями, когда однажды кто-то добавил дурацкий глазок для контроля заряженности АКБ, а потом то же пришлось сделать и именитым фирмам. Не потому, что от глазка есть польза, а в угоду обывателю, который уже видел такую штуку у других, а потому не желает приобретать "недоделанную" вещь.

Что-то здесь не так. Потому что единственным средством выживания для всех этих производителей становится непрерывная смена одной модели на другую – с рекламными кампаниями, показушными обновлениями, голыми телками и зевающими корреспондентами с камерами. И всем этим людям тоже нужно платить деньги – в том числе и телкам.

Которые уж точно ничего не производят. Разве что впечатление.

Но и большинство производителей производит только впечатление, а вовсе не нормальный товар. Но их задача – перекричать остальных. Как там в «Обыкновенном чуде»: охотник давно не охотится, а добывает дипломы, подтверждающие, что он знаменит!

А промышленность при этом якобы «развивается». Но каждое новое производство – это очередная дыра в земном шаре: без сырья никак. И процесс прогрессирует, потому что число ненужных, в общем-то, производств будет только расти. Если все тот же Мерседес в прошлые года числился «миллионником», спокойно наматывая на одометр одну сотню тысяч за другой, то сегодня задача производителя совсем другая. Он обязан заставить потребителя поскорее выбросить старую машину и купить у него новую!

Изменились и потребители. Мы, то есть.

– А почем я его продам? – размышляет человек, еще только собирающийся купить новый автомобиль…

Мужик, да что ж ты о грустном-то сразу? Эдак и в ЗАГСе перед свадьбой лучше всего задуматься, сколько будущая благоверная сдерет с тебя при разводе… И не жениться ли, пока не поздно, на ком-нибудь еще?

Нет, все неправильно. Правильно – у чукчей. Или у индейцев племени делаваров. Подстрелит Зоркий Сокол буйвола – и всем хорошо. Племя сыто, буйволов в запасе полно, вода в реке чистая. Потому что не станет Зоркий Сокол убивать сразу десяток буйволов: он точно знает, что лишнее мясо протухнет…

А морозильники и прочее электричество цивилизованные бледнолицые еще, слава Богу, не завезли.

Так что, не совсем правы те веселые ребята, чья хулиганская реклама висит по дороге в Брянск. Если каждый начнет что-то ковать -- хоть с ними, хоть без них, то куда все это девать-то? Появится вопрос, как в кино: «Зачем нам кузнец?» Не нужно, чтобы кто-то ковал с ними -- пусть каждый занимается тем, что умеет лучше других.

В общем, скачущий табун надо как-то притормозить. Он давно уже не соображает, куда и зачем скачет. Ни в День Дурака, ни в любой другой.

У Клиффорда Саймак был рассказ про какое-то инопланетное племя, которое время от времени возвращалось в состояние прежней дикости вместо того, чтобы постоянно развиваться. Кто-то свыше ему подсказал, что в противном случае вы, ребята, вскоре просто перебьете друг друга. А с голоду не помрете и с примитивными навыками.

Между прочим, те же индейцы пребывали в состоянии сытости, и не знали никаких аллергий, спидов и инсультов. Потому что ничем не травили природу. И не брали от нее больше, чем нужно.

Неправильные речи? Да, наверное... Но в День Дурака (он же -- День Смеха) все простительно. Кстати, 1 апреля -- день рождения Гоголя!

P.S. К вопросу о профессионализме. Владелец этого дома близ Арбата, некогда бывшего публичным, заказал на свой вкус вот такие скульптурные композиции. Чтобы все видели, какие уважаемые люди здесь бывали. Гоголь, наверное, учится: он скромно смотрит на учителя -- ну как же можно было обойтись без Пушкина? И неважно, что они там и не были никогда... Кстати, на соседнем барельефе присутствует граф Толстой с книгой в руках...

Подпишитесь на «За рулем» в