Если шины моего автомобиля изнашиваются неравномерно, что мне делать?

Кто виноват в том, что автомобиль начал подъедать резину: водитель, автомобиль, дороги или жизнь такая?

Изнашиваются любые шины: зимние и летние, дорогие и дешевые, отечественного производства и импортные.

Вначале рассмотрим ситуацию, когда износ более-менее равномерный, и лишь наружные кромки передних колес изнашиваются чуть больше других частей протектора. Это прямое свидетельство, что подвеска вашего автомобиля исправна, а сами вы – аккуратный и бережливый водитель. Если поведение вашего автомобиля на дороге вас устраивает и вы не чувствуете явного ухудшения сцепных свойств шин, курсовой устойчивости, ухудшения проходимости, то продолжайте ездить до тех пор, пока износ не станет критическим. Это легко определить по появлению в дорожках протектора перемычек-индикаторов, отмеченных на боковинах символом TWI. Появились эти индикаторы, выглядящие как поперечные полосы – меняйте шины на аналогичные (если такие еще есть в продаже и если их ездовые свойства вас устраивают) или близкие по качеству и цене.

А бывает, что шины лысеют буквально на глазах, с каждой тысячей километров. Причем износ – неравномерный. В большинстве случаев такой износ свидетельствует не о низком качестве шин, а о неисправностях автомобиля или невысоком мастерстве его владельца.

Почему шины изнашиваются неравномерно?

Пятнистый износ говорит об агрессивном стиле езды владельца: резких торможениях на юз, стартах с пробуксовкой. Тут ни о каком сроке службы шин и говорить не стоит: такой гонщик может стереть шины за один день.

Повышенный износ наружных дорожек протектора шин свидетельствует о неправильном схождении колес. При взгляде сверху колеса у такого автомобиля будут стоять «клином» с «острием», направленным вперед. На ходу это приводит к рысканию автомобиля, его сильной чувствительности к колеям дороги и, само собой, к излишне быстрому износу шин.

При повышенном износе внутренних (по отношению к автомобилю) дорожек протектора имеет место отрицательное схождение (или расхождение) колес. С подобным дефектом автомобиль также хуже стоит на курсе, норовя уехать в сторону то за одним, то за другим колесом. На разумных скоростях вы, скорее всего, не потеряете управления, но и удовольствия от езды не получите. Необходима срочная регулировка на специальном стенде в условиях СТО.

Внутренние дорожки протектора изнашиваются зубчиками с прямым углом? Вероятно, автомобиль имеет значительный отрицательный развал колес. Совсем плохо, если углы развала определены конструкцией подвески и регулировке не подлежат (такое часто встречается на современных автомобилях). В этом случае возможно нарушение геометрии подвески, а это означает дорогостоящий ремонт с заменой деталей. Еще хуже, если деформирован кузов автомобиля, тут вас ждет или правка на стапеле с ввариванием усилителей, или установка тюнинговых распорок, или распиливание мест верхнего крепления амортизаторных стоек. Со схождением проще – оно подлежит регулировке на всех машинах.

Кроме всего прочего, речь идет не только о передних колесах, но и о задних. Сложные по конструкции современные задние подвески часто позволяют отрегулировать положение колес. Но если даже такой возможности нет, то причина, скорее всего, в изгибе балки заднего моста.

Волнообразный износ поверхности протектора говорит о люфте в подшипниках ступиц или в шарнирах передней подвески. Еще у такого автомобиля могут быть неисправны амортизаторы.

Бывает, что деформирована (искривлена) сама шина или обод колеса. Как правило, это вызывает заметный дисбаланс. Если искривление шины или колеса на глаз незаметно, то – в шиномонтаж, на проверку. При заметном искривлении – меняем шину на аналогичную и, в шиномонтажной мастерской, проверяем биение обода. Штампованное колесо восстанавливаем с помощью прокатывания. Легкосплавные колеса ремонту не подлежат.

Боковые дорожки протектора изнашиваются быстрее средних при эксплуатации шины с недостаточным давлением. Середина протектора при этом как бы прогибается и меньше контактирует с дорогой, чем края. Обратный эффект – более интенсивный износ центральной части протектора, чем его краев – проявляется при эксплуатации шин с избыточным давлением. Это вполне объяснимо — шина при повышении внутреннего давления стремится приобрести вид полусферы (если смотреть на нее в разрезе). Чем выше давление, тем выше прочность этой «полусферы» и тем интенсивнее износ протектора в ее «вершине».

Последние из видов износа шин связаны с важнейшим параметром их эксплуатации: правильным внутренним давлением. Оно обязательно указывается в руководстве по эксплуатации автомобиля и в среднем составляет от 2,0 до 2,4 бара. Проверять давление следует только на «холодных» шинах, т. е. перед поездкой, а не после нее.

Подпишитесь на «За рулем» в