Список штурмана

Тестируем встроенную навигацию на «Ауди-А8», БМВ серии 1 и «Мерседес-Бенц S».

Москва - крупнейший мегаполис Европы. По крайней мере по населению. Нарезанный, как пицца, дорогами и забитый транспортом город весьма непрост для ориентирования. Практика показывает, что и опытные столичные водители чаще используют маршруты, наезженные годами. Ас из Медным профаном в Бирюлево, а знаток арбатских переулков потеряется в Бутово. Еще сложнее найти нужный объект по адресу, особенно если ни разу не бывал в этом районе. Собственно, в этом и состоит наше соревнование. В списке адресов (см. табл.) есть и простые, и сложные. Испытуемые навигации встроены в «Ауди-А8», БМВ серии 1 и «Мерседес-Бенц S».

Пульт мультимедийной системой MMI «Ауди» освоить проще всего. Но, овладев базовыми знаниями, хочется пореже прибегать к «софт-клавишам» основного контроллера - они провоцируют отвлечься от дороги.
Навигация «Ауди» охватывает Москву с областью, Санкт-Петербург, а также магистрали М1 и М10 (Минское и Ленинградское шоссе). Заграницы нет- интересно почему?

ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ!

Здание редакции построено лет 20 лет назад, а большинство строений в округе гораздо старше. Казалось бы, с домом 10 по Селиверстову переулку не должно быть проблем. Тем не менее они возникли -навигаторы «Мерседеса» и БМВ предложили вместо десятого дома шестой, «Ауди» - диапазон 1...10. Припарковаться в центре теперь мудрено, потому неточность не сильно повлияла на оценку. Ближе всех к месту подвел «Ауди», БМВ и «Мерседес» промахнулись всего на сотню метров. Впрочем, последний настоятельно не рекомендовал заезжать в Ананьевский переулок с Садового кольца, хотя подобный запрет существовал в течение всего нескольких дней.

Мы хотели найти 20-й дом, но уже напротив 4-го навигация «Ауди» сказала: приехали.

Следующий пункт назначения - в промышленной зоне, но со свободным въездом. Все машины справились с заданием, наименее точен «Ауди» -сообщил о прибытии за 200 м до цели. Третье задание оказалось сложнее - адрес на Нежинской улице точно выбрать не смог ни один навигатор. Это объяснимо: дом непосредственно на улицу не выходит. Но если «Мерседес» и БМВ привели в точку, откуда видно здание и подъезды к нему, то «Ауди» бодро отрапортовал о достижении цели… за километр до нее! Не мудрено, если диапазон номеров дома для этой улицы 5… 25!

Улицу Кутузова ищем в Москве. На карте она, разумеется, обозначена, где ей и положено - рядом с Можайским шоссе. Вот только навигатор ведет в Зеленоград: там тоже есть улица Кутузова.

ФИАСКО ШТУРМАНА

У Кутузова не было одного глаза! Неправда, был у него один глаз!

В подмосковном Зеленограде, невзирая на название улиц, нумерация домов сквозная, а сами они называются корпусами. Для «Ауди» этот дуализм оказался непостижимым.
I-Drive от БМВ, даже в упрощенной версии с четырьмя направлениями перемещения и цветовой кодировкой, - не самое легкое в освоении устройство. Однако со временем к нему приспосабливаешься и ценишь возможность работы «на ощупь».

Как известно, противоположные суждения иногда истинны. Улица Кутузова (не путать с Кутузовским проспектом) есть и в Зеленограде, и в Москве. А Зеленоград - часть столицы. В списке навигаций улица Кутузова, разумеется, есть. Вот только первый экипаж на БМВ рванул куда-то за МКАД - кстати, мимо этой самой улицы, примыкающей к Можайскому шоссе. Несмотря на выбранный пункт -«Москва», «Ауди» посоветовал двинуть туда же. Пришлось взять управление на себя и отвести машины «за ручку». Лишь «Мерседес» разобрался, что Зеленоград и Москва все-таки не одно и то же, и привез пусть ни к искомому дому, но хотя бы к нужной улице.

Если дома 20 нет в списке навигатора, сойдет и 22-й - между ними всего полсотни метров.

Адрес «Новые Черемушки, квартал 32а, корпус 8» поставил в тупик все системы. Как мы ни бились, ввести его не удалось. Конечно, есть функция ввода с карты, но для этого надо хотя бы приблизительно знать, где находится искомое место. Мы же исходили из условия: известен точный адрес либо название места назначения. Следующим традиционно сложным пунктом программы стал Зеленоград. Как известно, дома в нем нумеруют насквозь и называют не домами, а корпусами. При этом сами улицы существуют и имеют названия.

Отображение информации на дисплее БМВ только латиницей. Хорошо, что улица Борисовская. Сообразите быстро, как ввести Щербаковскую? А Хабаровскую?

«Ауди» потряс даже неисправимых оптимистов, предложив вместо корпуса 424 В - любой в диапазоне… 191-918. БМВ вроде бы нашел приемлемый номер, но привел не к нему, а почти в то же место, которое рекомендовал «Ауди». Ближайшим оказался корпус 918. Он, конечно, снаружи похож на 424, но это же не «Ирония судьбы...»!

«Если на клетке слона прочтешь «буйвол», не верь глазам своим!». Навигационная система БМВ утверждает, что это корпус 429

Ну, а как насчет горнолыжного центра «Сорочаны»? Его знает, наверное, любой поклонник зимнего спорта из Москвы или Подмосковья. А если все-таки кто-то не знает? БМВ готов помочь. У него любопытная система поиска точек в определенном радиусе, вплоть до 100 км. «Мерседес» с задачей не справился, «Ауди» - тоже. Последний знает два с лишним десятка катков, но, увы, ни одного горнолыжного склона.

На восток от столицы навигация заканчивает работу на границе области. Зато на запад можно строить маршруты до Португалии, а на север - до Норвегии!

ДЛЯ ПОДНЯТИЯ НАСТРОЕНИЯ

Со спортом в Подмосковье не задалось - что ж, поедем, например, в аэропорт «Шереметьево-1». Все участники справились с заданием более чем достойно: тщательно детализированы подъезды к аэропорту, зоны вылета и прилета и даже самая дорогая парковка. С «Шереметьево-2» точно не спутаете, хотя нового Терминала С провожатые пока не знают. К счастью, не найти его, будучи в «Шереметьево-1», невозможно.

Единственным, кто нашел улицу Кутузова в Москве, а не в Зеленограде, оказался навигатор «Мерседеса».

А вот дорога в аэропорт, если ехать не из центра, а из Зеленограда, не так уж проста -«лишних» указателей нет. «Ауди» и БМВ легко нашли подходящий разворот, а «Мерседес» удивил неожиданно экономным маршрутом по местным дорожкам - отличный вариант успеть на рейс, когда на шоссе пробки.

Пульт управления системой Command в «Мерседес-Бенце» активный - контроллер не принимает «невозможного» выбора и вполне реально «упирается». Опора для ладони позволяет оперировать им даже на неровной дороге.

Редкий москвич, даже хорошо ориентирующийся, может похвастать знанием Балашихи или Мытищ. Адрес во втором городе мы и включили в список задач. БМВ и «Ауди» справились с небольшими замечаниями, «Мерседес» доставил точно по адресу.

Аэропорт Шереметьево-1 нашли все. Системы знают даже заезды на стоянку, но новый Терминал С - пока нет.
Детальность карты Москвы радует: «Мерседес», к примеру, знает даже названия прудов в столичных парках.

БОГАТЫЕ ТОЖЕ ПЛАЧУТ

Если откинуть эмоции, картина - не очень хорошая. Встроенные навигаторы неплохо ориентируются в транспортных развязках, но пасуют перед заковыристыми адресами. В этих случаях можете лишь надеяться, что устройство выведет вас примерно в 300-метровый круг возле цели. Такая точность «стрельбы» для GPS-приемников, способных определять местоположение с точностью 5-15 м, далеко не идеальна. Впрочем, виноваты не только карты и приемники, но и отсутствие четких стандартов в нумерации домов. Ведь помимо номера дома, в строчке адреса может значиться и корпус, и строение, и даже оба параметра одновременно. Не говоря уже о весьма специфических адресных системах столичных Черемушек или Зеленограда. Или не обозначенных окончательно бесконечных «владениях».

Проблема ввода на русском языке успешно решена довольно оригинальным способом.

Конечно, встроенные системы с большим экраном гораздо удобнее портативных навигаторов, но качество поиска тоже важно. Пока некоторые портативные приборы и даже смартфоны могут более точно довести до цели. Да что там - обыкновенный телефон с интернет-браузером предоставит более детальную информацию об адресах в столице и за ее пределами - достаточно воспользоваться картой на Яндексе. Все самые сложные наши адреса там отмечены! Согласитесь, обидно, когда недешевая навигация в автомобиле за 100 тысяч евро проигрывает прибору за 15 тысяч рублей!

Основные магистрали на карте простираются от западных границ до Урала.

В общем, экзамен по москвоведению «немецкие студенты» сдали условно. «Мерседес» заслужил твердую «тройку», БМВ ту же оценку с большой натяжкой, а вот «Ауди» придется прийти еще раз - пока «неудовлетворительно»! На «четверку» надо набрать не меньше 50 баллов, на «отлично» - 75. А еще -идеальный штурман должен выдавать настолько понятные и своевременные голосовые указания, чтобы водителю не приходилось отвлекаться на дисплей. Даже на такой симпатичный и псевдотрехмерный, как на приборном щитке «Ауди».

Любопытно, что у «Ауди» и «Мерседеса» оказались только карты России, а БМВ может строить и маршруты в Европу. Попытка сымитировать недавнюю поездку автора в Норвегию оказалась успешной. Системе не удалось лишь оптимизировать точку пересечения границы - на российско-финском направлении ей известен всего один пограничный переход. Наверное, со временем научится…..

Экзамен по москвоведению «немецкие студенты» сдали условно. «Мерседес» заслужил твердую тройку, БМВ ту же оценку с большой натяжкой, а вот «Ауди» придется прийти еще раз - пока «неудовлетворительно»!

РАЗЛОЖИМ КАРТЫ

В плохой навигации виноваты карты? Сомнительно, тем более, что все три устройства пользуются продукцией одного поставщика - компании «Телеатлас». Да, ошибки есть. Но почему портативные навигаторы с той же картографической основой щелкают «сложные» адреса как орехи?

Увы, гораздо больше ошибок при интерпретации карты навигационными программами. Насчет пропущенных домов или ненайденных адресов претензии не к картографам, а к программистам. Иное дело адреса, расположенные в глубине кварталов, или, как говорят профессионалы, «вне дорожной дуги». Это проблема будет существовать еще долго - до тех пор, пока на карты не нанесут все внутриквартальные проезды. Кроме того, столица активно строится, изменения в организации движении появляются чуть не еженедельно, а обновление карт - раз в три месяца.

Подпишитесь на «За рулем» в