Хроника: 60 лет "клетке безопасности"

Бела Бареньи родился в Австро-Венгрии в 1907 году. В августе 1939 года он поступил в конструкторское бюро концерна Daimler-Benz AG в Зиндельфингене. Смелые предложения одаренного венгра вызывали непонимание у руководства. Бареньи, в частности, предлагал сделать рулевую колонку энергопоглощающей или научить стеклоочистители самостоятельно возвращаться в горизонтальное положение после выключения привода. Инженер то получал «добро» на исследования, результат которых мог быть использован не раньше чем через 15-20 лет, то задумывался об открытии независимого исследовательского бюро.

Бела Бареньи и одна из его ранних моделей

В 1945 и 1946 годах он самостоятельно создал модели автомобилей с защитной оболочкой, назвав их экзотично, шестиместную – Terracruiser, а и трехместную – Concadoro.

Лаборатория пассивной безопасности. Подобные кадры имитации столкновений стали главным аттракционом на прошедшей в 1973 году в Сокольниках выставке концерна Daimler-Benz AG

Первым серийным автомобилем, где нашел применение патент Бареньи, стал Mercedes-Benz 220, 220S 220SE серии W111 1959 года, известный как Heckflosse («с плавниками сзади»). Несущие элементы кузова имели переменную жесткость, благодаря чему энергия удара поглощалась, а геометрия пассажирского салона оставалась неизменной.

Схема кузова Mercedes-Benz W111 с передней и задней сминаемыми зонами
Лонжероны кузова W111 получили сильно изогнутую форму для лучшего поглощения энергии удара

За свою жизнь Бела Бареньи (а умер он 30 мая 1997 года) получил более 2500 патентов.

Подпишитесь на «За рулем» в