Хроника: 60 лет "клетке безопасности" — журнал За рулем

Хроника: 60 лет "клетке безопасности"

23 января 1951 года компания Daimler-Benz подала патентную заявку на защитную оболочку кузова легкового автомобиля, окруженную спереди и сзади сминаемыми зонами. Автором изобретения выступал инженер Бела Бареньи. Патент за номером 854 157 был одобрен в январе 1952 года.

Бела Бареньи родился в Австро-Венгрии в 1907 году. В августе 1939 года он поступил в конструкторское бюро концерна Daimler-Benz AG в Зиндельфингене. Смелые предложения одаренного венгра вызывали непонимание у руководства. Бареньи, в частности, предлагал сделать рулевую колонку энергопоглощающей или научить стеклоочистители самостоятельно возвращаться в горизонтальное положение после выключения привода. Инженер то получал «добро» на исследования, результат которых мог быть использован не раньше чем через 15–20 лет, то задумывался об открытии независимого исследовательского бюро.

Бела Бареньи и одна из его ранних моделей

Бела Бареньи и одна из его ранних моделейБела Бареньи и одна из его ранних моделей
Бела Бареньи и одна из его ранних моделей

В 1945 и 1946 годах он самостоятельно создал модели автомобилей с защитной оболочкой, назвав их экзотично, шестиместную — Terracruiser, а и трехместную — Concadoro.

Лаборатория пассивной безопасности. Подобные кадры имитации столкновений стали главным аттракционом на прошедшей в 1973 году в Сокольниках выставке концерна Daimler-Benz AG

Лаборатория пассивной безопасности. Подобные кадры имитации столкновений стали главным аттракционом на прошедшей в 1973 году в Сокольниках выставке концерна Daimler-Benz AGЛаборатория пассивной безопасности. Подобные кадры имитации столкновений стали главным аттракционом на прошедшей в 1973 году в Сокольниках выставке концерна Daimler-Benz AG
Лаборатория пассивной безопасности. Подобные кадры имитации столкновений стали главным аттракционом на прошедшей в 1973 году в Сокольниках выставке концерна Daimler-Benz AG

Первым серийным автомобилем, где нашел применение патент Бареньи, стал Mercedes-Benz 220, 220S 220SE серии W111 1959 года, известный как Heckflosse («с плавниками сзади»). Несущие элементы кузова имели переменную жесткость, благодаря чему энергия удара поглощалась, а геометрия пассажирского салона оставалась неизменной.

Схема кузова Mercedes-Benz W111 с передней и задней сминаемыми зонами

Схема кузова Mercedes-Benz W111 с передней и задней сминаемыми зонамиСхема кузова Mercedes-Benz W111 с передней и задней сминаемыми зонами
Схема кузова Mercedes-Benz W111 с передней и задней сминаемыми зонами

Лонжероны кузова W111 получили сильно изогнутую форму для лучшего поглощения энергии удара

Лонжероны кузова W111 получили сильно изогнутую форму для лучшего поглощения энергии удараЛонжероны кузова W111 получили сильно изогнутую форму для лучшего поглощения энергии удара
Лонжероны кузова W111 получили сильно изогнутую форму для лучшего поглощения энергии удара

За свою жизнь Бела Бареньи (а умер он 30 мая 1997 года) получил более 2500 патентов.

Оцените материал
0:0
Загрузка...