Хроника: талант и драма Витторио Яно — журнал За рулем

Хроника: талант и драма Витторио Яно

22 апреля исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося итальянского автомобильного конструктора Витторио Яно.

Витторио Яно и болид Alfa Romeo P2, 1923 г.

Витторио Яно и болид Alfa Romeo P2, 1923 г.Витторио Яно и болид Alfa Romeo P2, 1923 г.
Витторио Яно и болид Alfa Romeo P2, 1923 г.

Витторио Яно, или Виктором Яношем гордятся сразу две страны, Италия и Венгрия. Хотя родился он уже в Пьемонте, куда эмигрировали его венгерские родители. Свою деятельность Витторио начинал на заводе грузовиков Rapid, принадлежавшем одному из пионеров итальянского автомобилестроения, Джованни Батиста Чейрано. В 1911-м Яно переходит на Fiat. Там раскрывается его талант моториста, главным образом — авиационного. Кстати, самый первый авиационный мотор Alfa Romeo тоже сконструировал Витторио Яно — он после окончания Первой мировой войны вслед за своим старшим коллегой Луиджи Бацци переходит в эту фирму.

Но главное, Яно проектирует рядный автомобильный восьмицилиндровый мотор с двумя верхними распределительными валами, привод к которым осуществляется цепью, проходящей между цилиндрами, объединенными в блоки по четыре. При длинном блоке был велик риск температурной деформации. В том же 1923 году 120-сильный гоночный болид «Большого приза» Alfa Romeo P2 выигрывает французский Гран-При. Ну а схема, опробованная в гонках, становится общей для всех восьмицилиндровых моторов серийных Alfa Romeo межвоенного периода. Самые мощные из них, оснащенные двойным механическим нагнетателем, развивали умопомрачительные для тех лет 220 л.с.

Alfa-Romeo 8C2300 Monza — свое прозвище машина получила из-за победы на ней Тацио Нуволари в Гран-При Монцы 1931 года. В обозначениях моделей Alfa Romeo межвоенного периода первая цифра указывала на количество цилиндров, а оставшиеся — на рабочий объем двигателя.

Alfa-Romeo 8C2300 Monza — свое прозвище машина получила из-за победы на ней Тацио Нуволари в Гран-При Монцы 1931 года. В обозначениях моделей Alfa Romeo межвоенного периода первая цифра указывала на количество цилиндров, а оставшиеся — на рабочий объем двигателя.Alfa-Romeo 8C2300 Monza — свое прозвище машина получила из-за победы на ней Тацио Нуволари в Гран-При Монцы 1931 года. В обозначениях моделей Alfa Romeo межвоенного периода первая цифра указывала на количество цилиндров, а оставшиеся — на рабочий объем двигателя.
Alfa-Romeo 8C2300 Monza — свое прозвище машина получила из-за победы на ней Тацио Нуволари в Гран-При Монцы 1931 года. В обозначениях моделей Alfa Romeo межвоенного периода первая цифра указывала на количество цилиндров, а оставшиеся — на рабочий объем двигателя.

В середине 1920-х Яно знакомится с Энцо Феррари, который сначала просто гоняет на его машинах, а затем возглавляет Scuderia Ferrari — заводскую гоночную команду Alfa Romeo.

В 1950-е Яно начинает сотрудничать с Lancia. Созданный им в 1954 году болид Формулы 1 Lancia D50 становится причиной драматичной коллизии. Двукратный чемпион мира Альберто Аскари в конце сезона показывает на нем многообещающие результаты. Однако достойно финишировать болиду мешают поломки. В 1955 году перед гонкой в Монце, где Аскари должен был выступать на D50, он решил протестировать машину Ferrari и разбился. После смерти кормильца семья продала свою долю акций в компании Lancia. Гоночная команда Lancia перешла в подчинение Scuderia Ferrari. Вскоре болид Lancia D50 уже вышел на формульные трассы под маркой Ferrari 801.

Lancia D50 1954 года — формульный болид с самой причудливой судьбой.

Lancia D50 1954 года — формульный болид с самой причудливой судьбой.Lancia D50 1954 года — формульный болид с самой причудливой судьбой.
Lancia D50 1954 года — формульный болид с самой причудливой судьбой.

Энцо Феррари ценил инженерный талант Яно. А сын Феррари, Альфреддино (или Дино, как его все звали) уговорил инженера разработать компактный мотор V6 для маленького купе. И даже не один мотор, а целое семейство, включая V8 и V12. Эти двигатели могли размещаться в кузове поперечно позади салона. Витторио и Дино обсуждали проект в госпитале в Модене, где врачи безуспешно пытались спасти 24-летнего Дино от неизвестной болезни. Он умер 30 июня 1956 года, так и не узнав, что в память о нем отец назовет купе Ferrari 206 Dino.

В начале 1965 года погибнет сын Витторио Яно. Не в силах пережить утрату, талантливый инженер сведет счеты с жизнью 13 марта 1965 года.

Ferrari 206 Dino никогда не выпускался с рулем справа. С 1968 по 1969 год построено всего 152 экземпляра.

Ferrari 206 Dino никогда не выпускался с рулем справа. С 1968 по 1969 год построено всего 152 экземпляра.Ferrari 206 Dino никогда не выпускался с рулем справа. С 1968 по 1969 год построено всего 152 экземпляра.
Ferrari 206 Dino никогда не выпускался с рулем справа. С 1968 по 1969 год построено всего 152 экземпляра.
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые
Загрузка...