Хроника: свет мой, зеркальце… — журнал За рулем

Хроника: свет мой, зеркальце…

100 лет назад, 30 мая 1911 года, произошло сразу два примечательных события. На гоночной трассе Indianapolis Motor Speedway (IMS) состоялись первые 500-мильные гонки, и на автомобиле, победившем в них, впервые было установлено зеркало заднего вида.

Marmon Wasp — победитель самой первой гонки Инди-500. Цвет машины оправдывает ее название («Оса»). Фото: Pebble Beach Concourse of Elegance

Marmon Wasp — победитель самой первой гонки Инди-500. Цвет машины оправдывает ее название («Оса»). Фото: Pebble Beach Concourse of EleganceMarmon Wasp — победитель самой первой гонки Инди-500. Цвет машины оправдывает ее название («Оса»). Фото: Pebble Beach Concourse of Elegance
Marmon Wasp — победитель самой первой гонки Инди-500. Цвет машины оправдывает ее название («Оса»). Фото: Pebble Beach Concourse of Elegance

Внедрение зеркал заднего обзора действительно тесно связано с победителем первой гонки Инди-500, а, точнее, «International 500-Mile Sweepstakes Race», то есть, гонки с тотализатором. Пилот Рэй Хэрроун стартовал 28-м из 40 участников и из 200 кругов лидировал 88, на протяжении которых ему довольно часто приходилось пользоваться своим приспособлением. Средняя скорость Хэрроуна составила 120,06 км/ч.

Символично, что в Индианаполисе победил автомобиль, здесь же и выпущенный — компания Marmon Motor Car Co. была основана Говардом Мармоном в 1902 году как отделение Nordyke Marmon & Company, с 1851 года занимавшейся поставкой мукомольного оборудования для окрестных фермеров. Постепенно автомобили Marmon завоевали репутацию наиболее престижных в Америке. В 1933 году из-за экономического кризиса в США вынуждена была сменить профиль, благо за два года до этого Говард Мармон и инженер-полковник Артур Херрингтон образовали предприятие по выпуску полноприводных автомобилей Marmon-Herrington. Именно вездеход этой фирмы ведущий конструктор ГАЗа Виталий Грачев принял за прообраз знаменитого ГАЗ-61. Марка Marmon существует по сей день, и, кроме зеркала заднего обзора, ей присуждают приоритет во внедрении моторов V16 и широком применении алюминиевых сплавов.

За рулем Marmon Wasp — пилот Рэй Хэрроун (12.01.1879 — 19.01.1968 г.). Своим успехом он во многом обязан своему изобретению, больше похожему на перископ, нежели на современное зеркальце. К слову, похожее зеркало много лет спустя применил Кулыгин на самодельном автомобиле «Панголина». Фото: Indianapolis Motor Speedway

За рулем Marmon Wasp — пилот Рэй Хэрроун (12.01.1879 — 19.01.1968 г.). Своим успехом он во многом обязан своему изобретению, больше похожему на перископ, нежели на современное зеркальце. К слову, похожее зеркало много лет спустя применил Кулыгин на самодельном автомобиле «Панголина». Фото: Indianapolis Motor SpeedwayЗа рулем Marmon Wasp — пилот Рэй Хэрроун (12.01.1879 — 19.01.1968 г.). Своим успехом он во многом обязан своему изобретению, больше похожему на перископ, нежели на современное зеркальце. К слову, похожее зеркало много лет спустя применил Кулыгин на самодельном автомобиле «Панголина». Фото: Indianapolis Motor Speedway
За рулем Marmon Wasp — пилот Рэй Хэрроун (12.01.1879 — 19.01.1968 г.). Своим успехом он во многом обязан своему изобретению, больше похожему на перископ, нежели на современное зеркальце. К слову, похожее зеркало много лет спустя применил Кулыгин на самодельном автомобиле «Панголина». Фото: Indianapolis Motor Speedway

Впрочем, как и со многими изобретениями, с зеркалом не все так однозначно. В 1906 год у увидела свет книга английской феминистки Дороти Элизабет Льюис «Женщина и автомобиль или сборник советов всем подругам, кто моторит или намерен моторить» (слово «моторизм» — синоним нынешнего «автомобилизм»). Так вот, мисс Льюис рекомендовала закреплять в удобном месте на автомобиле карманное зеркальце, чтобы иметь возможность видеть, что происходит позади авто. И эту идею дама подсмотрела у кучеров конных фургонов!

Сегодня Marmon Wasp является главным экспонатом музея Indianapolis Motor Speedway Hall of Fame Museum. Там же хранятся и другие 30 машин-победителей гонки.

В мае 1911 года Индианаполис сделал первый шаг ко всемирной славе. Ее могло бы и не быть, поскольку 2,5-мильный (4 км) овал, сооруженный весной 1909 года четырьмя энтузиастами, гонщики раскритиковали. Покрытие — дрянь, профиль «бэнкингов» неудачен, — таков был вердикт. В августе началось замощение гудронированной гравийной трассы клинкером — кирпичом, укладываемым торцом наружу. 3,2 миллиона кирпичей за 63 дня! Так рождалась легенда «старой кирпичницы», как назовут трассу Indy-500.

Старт первой гонки Indy 500: за рулем одного из Buick — Артур Шевроле, младший брат Луи Шевроле, основателя компании Chevrolet. Фото: General Motors

Старт первой гонки Indy 500: за рулем одного из Buick — Артур Шевроле, младший брат Луи Шевроле, основателя компании Chevrolet. Фото: General MotorsСтарт первой гонки Indy 500: за рулем одного из Buick — Артур Шевроле, младший брат Луи Шевроле, основателя компании Chevrolet. Фото: General Motors
Старт первой гонки Indy 500: за рулем одного из Buick — Артур Шевроле, младший брат Луи Шевроле, основателя компании Chevrolet. Фото: General Motors

Автоспорт соткан из легенд. Выдающийся пилот итальянского происхождения Ральф де Пальма в гонке 1912 года на третьем круге вырвался вперед и лидировал на протяжении 196 кругов — достижение, покорившееся еще раз Эллу Уизеру лишь спустя 66 лет. Затем у мотора Mercedes по прозвищу «Серый призрак» де Пальмы оборвало шатун. В те годы деньги за участие платили только тем, кто заканчивал гонку, и де Пальма с механиком дотолкали тяжеленную машину до финиша, став 12-ми. Кстати, призовой фонд составлял тогда $50000, из которых $30000 доставались победителю (Ford T стоил порядка $850). Решение Карла Фишера о таком внушительном куше сразу добавило соревнованию авторитета. Интересно также, что в те годы судья-финишер с клетчатым флагом находился… на подвесном мосту над трассой.

1931-й вошел в историю IMS как год дебюта дизельного болида — впервые в мировой историю. Эту дату мы также можем отметить сегодня. Пилот Дэйв Эванс на машине Cummins Diesel Special закончил гонку, так ни разу и не заехав на пит-стоп для дозаправки.

В 1936-м Льюис Мейер стал первым, кто трижды выиграл IMS. На финише он попросил бутылку молока, что вызвало всеобщее веселье…а с 1956 года стало традицией гонок в Индианаполисе.

С человеком, первенствовавшим в 500-милях IMS четырежды, Энтони Джозефом Фойтом, приключилась еще более странная история. Четвертый раз он победил 50 лет назад, в далеком 1961 году. Всего, кстати, таких как Фойт еще двое. Фойт, родившийся в 1935 году — один из наиболее титулованных гонщиков Америки. Однако никто не думал, что спустя годы ему предстоит вернуться на трассу IMS в неожиданной роли. Он станет пилотом pace-car Chevrolet Camaro SS вместо…миллиардера Дональда Трампа, которого лишили этой почетной миссии за нападки на президента США Барака Обаму.

Индианаполис-1912: Ральф де Пальма с механиком Рупертом Дженкинзом толкают свой Mercedes к финишу. Фото: Library of Congress

Индианаполис-1912: Ральф де Пальма с механиком Рупертом Дженкинзом толкают свой Mercedes к финишу. Фото: Library of CongressИндианаполис-1912: Ральф де Пальма с механиком Рупертом Дженкинзом толкают свой Mercedes к финишу. Фото: Library of Congress
Индианаполис-1912: Ральф де Пальма с механиком Рупертом Дженкинзом толкают свой Mercedes к финишу. Фото: Library of Congress

Вообще, так называемые pace-cars, судейские автомобили, предназначавшиеся для задания темпа пелетону на прогревочном круге и, по сути, открывающие гонку — отдельная тема. Проверка состояния трассы перед стартом отнимала немало времени, поэтому в 1911 году судьи вскочили в личный автомобиль Карла Фишера марки Stoddard-Dayton и проехались по трассе. Фишер приторговывал машинами этой марки и однажды даже устроил шоу, прицепив свой автомобиль к воздушному шару и пролетев над Индианаполисом. На следующий год IMS открывал автомобиль марки Stutz. Но в 1913-м и 1914-м годах претендентов на роль pace-car не нашлось, и на трассу вновь вышел старый-добрый Stoddard-Dayton Фишера. Кстати, Фишер, пять раз самолично правил «пейскарами», и это тоже своеобразный рекорд трассы. В дальнейшем эту почетную миссию возлагали либо на прославленных гонщиков (скажем, приятеля Фишера Барни Олдфилда), либо на заезжих знаменитостей.

В 1936-м кирпичное покрытие трассы местами настолько износилось, что принято было решение его заасфальтировать. Поначалу асфальтовыми заплатками заделывали отдельные, наиболее проблемные куски, однако «ямочный ремонт» не был панацеей. И к 1941-му только основная прямая перед трибунами оставалась кирпичной, а в 1961-м в асфальт одели весь овал, сохранив кладку только на стартовой черте, полосой в 36 дюймов.

Пилот Ральф де Пальма (18.12.1882 — 31.5.1956 г.) выиграет 500-мильную гонку в Индианаполисе в 1915 году. Фото: Library of Congress

 Пилот Ральф де Пальма (18.12.1882 - 31.5.1956 г.) выиграет 500-мильную гонку в Индианаполисе в 1915 году. Фото: Library of Congress Пилот Ральф де Пальма (18.12.1882 — 31.5.1956 г.) выиграет 500-мильную гонку в Индианаполисе в 1915 году. Фото: Library of Congress
Пилот Ральф де Пальма (18.12.1882 — 31.5.1956 г.) выиграет 500-мильную гонку в Индианаполисе в 1915 году. Фото: Library of Congress

В 1935-м индианапольский спидвей стал первой трассой в мире, где ввели сигнальные огни и обязали гонщиков пользоваться шлемами, а 1949-м — одной из первых, откуда велась телевизионная трансляция.

Трасса в Индианаполисе стала также удобным местом для деловых встреч. Начало этой традиции положили 30 мая 1911 года Луи Шевроле и Уильям Крапо Дьюрант. Младший брат Луи Шевроле, Артур, выступал на машине Buick компании Дьюранта. Прямо во время гонки господа договорившись основать новую автомобильную компанию — Chevrolet.

Покрытие из клинкерного кирпича к 1920-м годам изрядно поизносилось. Фото: Library of Congress

Покрытие из клинкерного кирпича к 1920-м годам изрядно поизносилось. Фото: Library of CongressПокрытие из клинкерного кирпича к 1920-м годам изрядно поизносилось. Фото: Library of Congress
Покрытие из клинкерного кирпича к 1920-м годам изрядно поизносилось. Фото: Library of Congress

24 сентября 2000 года «старая кирпичница» впервые принимала Формулу-1, американский этап чемпионата. В первой гонке победил Михаэль Шумахер на Ferrari, второе место завоевал его напарник по команде Рубенс барикелло, третьим был Хайнц-Харальд Френсен на Jordan. Всего за столетие IMS принял у себя 94 гонки на дистанцию 500 миль (в периоды с 1917 по 1918-й и с 1942 по 1945-й соревнования не проводились), 17 гонок американского чемпионата NASCAR на дистанцию 400 миль, 8 гонок американского этапа Формулы-1 и три гонки мотоциклетного Red Bull Indianapolis GP.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter
Оцените материал
0:0
Загрузка...