Хроника: эксплуататор алфавита  — журнал За рулем

Хроника: эксплуататор алфавита

130 лет назад, 24 августа 1881 года, родился Винченцо Лянча — гонщик, инженер и основатель итальянской компании Lancia.

Винченцо Лянча родился в семье преуспевающего контадино (фермера) из небольшой деревушки Фобелло, что к северо-западу от Турина. Помимо Винченцо, в семье было еще трое детей. С юных лет Винченцо читал запоем и обнаруживал незаурядные способности к устному счету. Отец видел Винченцо композитором, адвокатом, на худой конец — бухгалтером их семейного хозяйства. Однако и интересу сына к технике не препятствовал.

Винченцо Лянча за рулем Fiat 100CV на Кубке Вандербильта, 1905 год. Фото: www.vanderbiltcupraces.com

Винченцо Лянча за рулем Fiat 100CV на Кубке Вандербильта, 1905 год. Фото: www.vanderbiltcupraces.comВинченцо Лянча за рулем Fiat 100CV на Кубке Вандербильта, 1905 год. Фото: www.vanderbiltcupraces.com
Винченцо Лянча за рулем Fiat 100CV на Кубке Вандербильта, 1905 год. Фото: www.vanderbiltcupraces.com

Первое знакомство Винченцо с автомобилями состоялось, когда он поступил счетоводом к Джованни Батисте Чейрано. Именно этого человека, а не основателя Fiat Джованни Аньелли, правильно считать прародителем итальянской автомобильной промышленности. Правда, в тот момент, когда Лянча нанялся к Чейрано, тот держал велосипедный магазин в Турине.

Лянча прибыл на Сицилию. Он восседает за рулем Fiat 110CV, на котором придет вторым в «Тарга Флорио». 1908 год. Фото: Library of Congress

Лянча прибыл на Сицилию. Он восседает за рулем Fiat 110CV, на котором придет вторым в «Тарга Флорио». 1908 год. Фото: Library of CongressЛянча прибыл на Сицилию. Он восседает за рулем Fiat 110CV, на котором придет вторым в «Тарга Флорио». 1908 год. Фото: Library of Congress
Лянча прибыл на Сицилию. Он восседает за рулем Fiat 110CV, на котором придет вторым в «Тарга Флорио». 1908 год. Фото: Library of Congress

Через Чейрано паренек познакомился с графом Карло Бискаретти ди Руффиа — большим поклонником моторизма и первым в Италии популяризатором нового вида транспорта. В феврале 1899 года графу требовался смышленый механик на одну гонку, однако на этой гонке они с Лянча подружились. Именно граф ди Руффиа нарисовал в 1911 году всем известную эмблему автомобилей Lancia.

В девятнадцать лет Лянча нанялся обкатчиком автомобилей Fiat и настолько впечатлил своим стилем вождения сенатора Аньелли, что был зачислен в заводскую гоночную команду.

Lancia 12–24CV — первая серийная модель фирмы, переименованная с Tipo 51 нa Alpha, 1908 год

Lancia 12-24CV — первая серийная модель фирмы, переименованная с Tipo 51 нa Alpha, 1908 годLancia 12–24CV — первая серийная модель фирмы, переименованная с Tipo 51 нa Alpha, 1908 год
Lancia 12–24CV — первая серийная модель фирмы, переименованная с Tipo 51 нa Alpha, 1908 год

Первым крупным успехом Винченцо стала победа в гонке Падуя — Венеция — Тревизо — Падуя в 1900-м году. Лянча был быстр, но довольно часто ломал машины. Всех впечатлила овация, которую устроили Лянча в 1905 году в Америке, на финише гонки на кубок Вандербильта. Лянча пришел лишь третьим, но аплодировали ему, как победителю. Дело в том, что в ходе гонки Лянча на Fiat 100CV довольно долго лидировал. Однако ему приходилось время от времени останавливаться, чтобы менять колеса. В один такой момент выезжавший из бокса Fiat Лянча был протаранен переднеприводным гоночным болидом инженера Уолтера Кристи. И разом лишился обоих задних колес. На установку новых ушло сорок (!) минут. Тем не менее, Лянча финишировал третьим. Всем запомнилось и второе место Лянча в гонке «Тарга Флорио» 1908 года. За десять лет гонщик победил в девятнадцати соревнованиях. Оставалось правильно распорядиться известностью и призовыми.

Преуспевающий автомобильный промышленник Винченцо Лянча (24.08.1881 — 15.02.1937 гг.)

Преуспевающий автомобильный промышленник Винченцо Лянча (24.08.1881 — 15.02.1937 гг.)Преуспевающий автомобильный промышленник Винченцо Лянча (24.08.1881 — 15.02.1937 гг.)
Преуспевающий автомобильный промышленник Винченцо Лянча (24.08.1881 — 15.02.1937 гг.)

29 ноября 1906 года Лянча основывает в Турине фабрику Societa Lancia & C. Fabbrica Automobili. Дополнение «& C.» означало партнера Клаудио Фоголина. Оба вложили в фабрику по 50 000 лир. Фоголин вел дела предприятия, Лянча — конструировал.

Первый автомобиль — Tipo 51 — был спроектирован на основе богатого опыта, приобретенного Лянча в гонках. Автомобиль оснащался рядным четырехцилиндровым нижнеклапанным мотором рабочим объемом 2544 куб. см и мощностью 28 л.с. при 1800 об/мин. Машина была окончательно готова лишь к 23 сентября 1907 года. 18 января 1908-го ее увидели посетители Туринского автосалона, а первые товарные образцы появились уже ближе к весне. Подумав, Лянча переименовал Tipo 51 в Alpha, точнее, в «α», первую букву греческого алфавита, с твердым намерением перебрать все буквы вплоть до заключительной «омега». Совет использовать греческий алфавит поступил от старшего брата, профессора Джузеппе Лянча. К слову, Генри Форд точно так же эксплуатировал латинский алфавит.

Lancia Lambda (1922 год) — первый в истории серийный автомобиль с несущим кузовом

Lancia Lambda (1922 год) — первый в истории серийный автомобиль с несущим кузовомLancia Lambda (1922 год) — первый в истории серийный автомобиль с несущим кузовом
Lancia Lambda (1922 год) — первый в истории серийный автомобиль с несущим кузовом

Лянча полагал, что его спортивной известности достаточно для дела, а потому довольно долго вовсе не рекламировал свои машины. Впервые о машинах Lancia заговорили с появлением Lancia Lambda (1922 г.), первого в мире автомобиля с несущим кузовом. Кроме того, эту модель выделяли независимая свечная передняя подвеска. Постепенно у автомобилей означенной марки стала складываться репутация машин со спортивным характером и непременно — необычными техническими решениями, вроде мотора V4 или независимой задней подвески. В первую очередь это заслуга Винченцо Лянча, которого никогда не интересовало производство автомобилей как таковых. На своем пути он достиг заметных успехов: к 1930-м завод Lancia выпускал около 4000 машин в год.

Винченцо Лянча умер от сердечного приступа в возрасте 55 лет. После его смерти директором компании стал его сын Джанни.

Эмблема фирмы Lancia (исполнение 1929 года)

Эмблема фирмы Lancia (исполнение 1929 года)Эмблема фирмы Lancia (исполнение 1929 года)
Эмблема фирмы Lancia (исполнение 1929 года)
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter
Оцените материал
0:0
Загрузка...