Хроника: трудности перевода

30 лет назад, 29 октября 1981 года, состоялась премьера автомобиля особо малого класса Honda City.

Honda City первого поколения, 1981 – 1986 год

Honda Motor Company – автомобильная компания с устойчивыми мотоциклетными корнями. Возможно, поэтому проекты субкомпактных автомобилей удаются ей лучше полноразмерных машин.

Старт проекту City был дан в 1978 году под девизом «Let’s gamble!», что можно перевести как «Риск – благородное дело!».

Автомобиль отличался «плотной» компоновкой и вместе с тем был рассчитан на пятерых, пусть и японского телосложения, пассажиров. Оснащался моторами 1,23 или 1,19 л, пяти- или четырехступенчатыми механическими трансмиссиями, а также полуавтоматической роботизированной трехдиапазонной планетарной трансмиссией Hyper Shift с гидромуфтой сцепления (модификация City U). Габарит автомобиля: длина – 3380 мм, ширина – 1570, высота – 1470 мм. Колесная база – 2220 мм. Снаряженная масса – от 635 до 770 кг в зависимости от модификации

Надо сказать, что автомобили класса «кей» – это такое сугубо японское кушанье, вроде суши. В переводе с японского «кей» значит «легкий». Япония – страна маленькая, тесная. Правительство всячески подталкивает граждан пользоваться маленькими машинами.

Силовой агрегат Honda City E (заводской индекс АА). Не зря хондовские мотористы слывут одними из лучших в мире. Вроде бы никаких хитростей – один верхний вал, два клапана на цилиндр, а результат - 67 л.с. при 5500 об/мин с 1,2 л рабочего объема

Строго ограничив габарит, массу и кубатуру, японское законодательство предоставило владельцам «кей-каров» ряд послаблений. В частности, при регистрации транспортного средства не требуется нести в полицию справку о наличии парковочного места. Замечу, что, несмотря на льготы, «кей-кары» не доминируют на местном рынке.

Действительно, непросто сделать маленький автомобиль привлекательным. Конструкторы ограничены в маневре почти так же, как сапер, разминирующий хитроумное взрывное устройство в американском боевике. Вот и первый макет будущей Honda City не устроил ведущего инженера проекта Хиро Ватанабе: получилась обычная малолитражка, к тому же еще и очень напоминающая Daihatsu Charade.

Скутер, а точнее мини-байк Motocompo был смелой идеей, не нашедшей, увы, развития

Ватанабе-сан собрал конструкторов на очередной утренний митинг (такого рода митинги до сих пор практикуют в Японии. Считается, что они поднимают командный дух) и буквально прокричал: «Людям – максимум, механизмам – минимум!»

Воодушевленные инженеры и дизайнеры ринулись работать. Вообще-то в качестве одного из образцов они рассматривали Fiat Panda, итальянскую компактную модель, подкупающую гармонией простых решений и потребительских качеств.

Honda City Turbo II был сконструирован Хиротоси Хонда, сыном основателя компании. В дальнейшем он создаст известную тюнинговую фирму Mugen. Автомобиль отличался увеличенным габаритом (3420х1625х1470 мм), расширенными колеями (спереди 1400 мм против 1370, сзади 1390 против 1370 мм) и большей массой (735 – 745 кг в зависимости от комплектации)

Лимиты по длине и ширине будущей модели были исчерпаны, но выполнить главное условие техзадания – посадить внутрь пятерых (!) – не удавалось. И тогда кто-то предложил задействовать неиспользованный резерв габарита – высоту. Действительно, если посадить пассажиров повыше, как на стульях, они подберут коленки, и места хватит на всех. Кому из разработчиков пришла в голову такая идея, мы никогда не узнаем – это же Япония, там командный дух! Даже фамилию Ватанабе удалось выцепить чудом...

Двигатель с турбокомпрессором IHI развивал в первом исполнении 100, а во втором, с промежуточным охладителем надувочного воздуха, – 110 л.с.

К финалу проект подходил под девизом «Tall boy» (что можно перевести как «переросток», «акселерат» или «дылда»).

И точно, еще долго не удастся выяснить, какую роль в создании облика Honda City сыграла итальянская студия Pininfarina. Условия сделки между Honda Motor Co. и туринской «кароссери» до сих пор покрыты мраком. Судить о сотрудничестве можно разве что по косвенным признакам: кабриолет City (заводское обозначение FA), появившийся спустя три года после дебюта трехдверного хэтчбека, был сделан Pininfarina, и этого не скрывали. Тайны сделок – тайнами, но и итальянцам нужно как-то показывать свой уровень.

При создании Honda City разработчики присматривались к Fiat Panda, что чувствуется в интерьере «японки»

Honda City первого поколения (внутризаводские коды AA и VF) при своих небольших размерах был полноценным автомобилем, оснащенным отличным четырехцилиндровым двигателем (некоторые японские конкуренты все еще предлагали машины о трех и даже о двух цилиндрах). В атмосферном варианте мотор 1,23 л выдавал 67 л.с. при 5500 об/мин, в турбированном – свыше сотни л.с. Ко всему, к машине прилагался…складной скутер Honda Motocompo, оснащенный 2-тактным одноцилиндровым 50-кубовым моторчиком мощностью 2,5 л.с. Весил он всего 42 кг и перевозился в багажнике. Задумывалось, что человек оставит машину на перехватывающей парковке и дальше поедет уже на двух колесах. Увы, в истории урбанистические концепции чаще всего терпят крах.

Кабриолет City пользовался особым успехом у прекрасной половины человечества. В Европе, где машина продавалась под маркой Jazz, молодежь приняла ее на ура. Удивительное настроение дарила машина: «Это же настоящий джаз!»

И все же вклад Honda City в развитие конструкции автомобиля неоспорим. Никто прежде не делал малолитражки с такой высокой крышей. Более того, у версии City Manhattan крыша была поднята еще на 10 см. То есть у сегодняшних компактвэнов есть вполне определенный прообраз, и это Honda City первого поколения.

Honda City проходил испытания в НАМИ как аналог будущего ВАЗ-1111 «Ока»

Выполнив свою миссию, в 1994 году симпатичная машинка всего лишь во втором поколении (GA1) сошла со сцены, не получив продолжения. Более того, в 1999 году компания Honda присвоила название City вседорожнику MU (Mysterious Utility), представлявшему собой всего лишь короткобазный Isuzu Amigo с хондовской символикой. Сегодня имя City несут страшно далекие от первоначальной концепции бюджетные модели, выпускаемые компанией Honda по всему миру – в Бразилии, Индии, Пакистане, Турции, Чили и других странах.

Пройдя по ссылке, получите доступ к полному архиву ЗР с 1928 по 2011 г.

Подпишитесь на «За рулем» в