Советская малолитражка №1: первый «Москвич»

70 лет назад, 4 декабря 1946 года, с конвейера Московского завода малолитражных автомобилей сошли первые пять образцов новой машины «Москвич-400».
«Москвичи-400» из партии, выпущенной к 800-летию столицы (1947 г.) отличались дополнительной эмблемой на створке капота. Александру Захарову, сделавшему этот рисунок для исторической серии журнала «За рулем», в 1980 году целиком посвященной истории КИМ-МЗМА-АЗЛК, удалось передать пластику кузова, сочиненную американским дизайнером Фрэнком Хёрши

О том, что первая советская малолитражка являлась точной копией Opel Kadett K38, знал в СССР каждый мальчишка. Но говорить об этом вслух мало кто отваживался. За лишние разговоры в то время можно было обрести большие неприятности. Да и в дальнейшем факт прямого заимствования не афишировался.

Opel Kadett K-38. С 1937 по 1940 год было выпущено 72 657 автомобилей с кузовами Normal Limousine, Special Limousine, Cabrio Limousine и 4-t?rige Limousine. Из них мы скопировали только последний

Например, в замечательной книге «Имени Ленинского комсомола» (М.: Профиздат, 1976 г.) авторы М. Карцман и М. Ясиновский с чистой совестью рассказывают о том, как привезли с Горьковского автозавода сохранившийся там образец КИМ-10, подняли документацию на него, после чего «в небольшом конструкторском отделе завода обдумывали, как усовершенствовать автомобиль». И далее: «С этой целью удалось найти и пригнать на завод несколько легковых автомобилей разных марок и моделей». Вот оно, изворотливое словцо советских пропагандистов! Не подкопаешься – и КБ на заводе существовало (инженеры жили в одном из крыльев здания, где оно находилось), и иностранные образцы испытывали. Но об Opel Kadett – ни слова.

Можно ли после такого верить тому, что название автомобилю предложил заместитель главного конструктора Олег Владимирович Дыбов? Все же поверим, поскольку иной гипотезы не предложено. И запомним эту фамилию.

Проверка российским проселком. Государственные испытания машина прошла уже после начала производства, в 1949 году. Модель правильно обозначалась как 400-420. Это была система, перенятая у конструкторов ГАЗа, а теми – заимствованная у фордовцев. Числом 400 обозначали модель самого автомобиля, а 420 – модификацию кузова. До 1954 года сделали около 114 тысяч «Москвичей-400-420»
Кузов 420А, по немецкой классификации 4-t?rige Cabrio Limousine, в программе Opel отсутствовал. Немцы выпускали такую модель только с двумя дверьми. Такую модификацию сконструировали в Шварценберге. Брусья верхнего обвода дверей сохраняли жесткость несущего кузова. Также кузов кабриолета был усилен по сравнению с седаном. «Москвич-400-420А» выпускался с 1949 по 1954 год, сделано 17 742 экземпляра. Рисунок Александра Захарова
Главная проходная завода ЗМА, 1950 г. В большинстве источников послевоенное название предприятия приводится как МЗМА – Московский завод малолитражных автомобилей. Фото из архива Виктора Андронова
Промеры салона «Москвич-400», выполненные под руководством Юрия Долматовского для Атласа конструкций автомобильных кузовов (издан в 1961 году)
10-тысячный «Москвич». На проектную мощность – 40 тыс. машин в год – завод должен был выйти в 1950 году. До этого крупные и мелкие штамповки кузова «Москвича» завод получал с ЗиСа – как сегодня АМО делает их для кузова Renault Logan, собираемого на бывшей территории завода «Москвич»
«Москвич-400-422» с деревянно-металлическим кузовом фургон грузоподъемностью 250 кг выпускался с 1948 по 1954 год, а 401-422 – до 1956 года. В общей сложности было изготовлено 11 129 машин
В немецком городе Хемниц были сконструированы образцы с деревянно-металлическим кузовом универсал. Снимок сделан весной 1947 года после показа нескольких вариантов «Москвичей» в Кремле представителям партии и правительства. Фото Н.Ситникова, РГАКФД
Испытания экспериментального образца АПА-7 (агрегат подвижный авиационный), оснащенного немецким самоблокирующимся дифференциалом. Фото из архива Виктора Андронова
Агрегат АПА-7 для запуска авиационных двигателей – единственная оборонная номенклатура МЗМА. Таких было построено около 1000 штук. Их, кстати, часто приходилось ставить обратно на колеса после запуска реактивных двигателей (на снимке – истребитель МиГ-15). Всего же завод выпустил 2562 шасси 420К. На таких шасси кузовной завод Министерства пищевой промышленности делал развозные фургоны. Фото: www.aviaforum.ru
Реплика опытного «Москвич-400-424Э», построенного заводом МЗМА в 1949 году, в экспозиции Рижского Мотор-музея

Подпишитесь на «За рулем» в