Павловскому автобусному заводу - 80!

Каждый четвертый автобус на дорогах России – автобус марки ПАЗ.

В августе 1952-го из ворот «Завода автоинструмента» (ЗАТИ), праздновавшего в тот год 20-летие, вышли первые пять автобусов ПАЗ-651. Машина дала новое имя предприятию: ПАЗ - Павловский автобусный завод. За свою историю завод (принадлежит «Группе ГАЗ») выпустил более 650 тысяч автобусов. Входит в десятку основных мировых производителей. Ежегодно предприятие выпускает более 9 тыс. автобусов малого класса – почти 80% годового объема производства таких автобусов в России.

Решение о создании в городе Павлово завода для обеспечения Горьковского автозавода и других автомобильных предприятий шоферским инструментом и кузовной арматурой было принято в 1930 году. В 1952 году постановлением Правительства СССР завод был переименован в Павловский автобусный завод (ПАЗ).

В 60-е годы полностью оформляется основная производственная концепция предприятия – удовлетворение самых широких слоев потребителей путем создания возможно большего количества модификаций базовой модели. Завод начинает участвовать в международных выставках. В декабре 1989 года стартовал серийный выпуск базовой модели завода – автобуса ПАЗ-3205. К настоящему времени разработано более 30 модификаций этого автобуса – разнообразного назначения и предназначенных для эксплуатации в различных климатических условиях, из них серийно выпускается около десяти.

С 2000 года завод выпускает на новых мощностях городские и междугородные автобусы большого и среднего класса ПАЗ-5272 и ПАЗ-4230 «Аврора» и одновременно начинает производить автобусы малого класса городского и пригородного назначения длиной 7–8 метров. В 2002–2009 годах появились опытные образцы автобуса ПАЗ-4234, ПАЗ-3237, ПАЗ-3204, ПАЗ-320412, затем ставшие серийными.

В 2011 году модельный ряд ПАЗ был адаптирован к двигателям стандарта Евро-4, включая двигатели Cummins и ЯМЗ-534. Конструкторы ПАЗа работают над созданием машин на альтернативных видах топлива.

Автобусы ПАЗа неоднократно удостаивались высоких наград в крупнейших конкурсах в номинациях «Лучший городской автобус» (приз профессионалов) и «Лучший автобус малого класса» (приз жюри конкурса), «Комтранс».

Управляющий директор Павловского автобусного завода «Группы ГАЗ» Андрей Васильев: «Важным условием успеха марки ПАЗ на автобусном рынке является оптимальное ценовое предложение с учетом всех потребительских требований по уровню безопасности, надежности, экологических стандартов и стоимости владения пассажирским транспортным средством. Именно сочетание этих факторов и делает автобус ПАЗ лидером продаж в своем сегменте».

Публикации о прошлом и настоящем ПАЗа можно прочесть в архиве журнала «За рулем».

Подпишитесь на «За рулем» в