Формула-1: ошибка ценой в победу
Обычно вереница автомобилей едет по трассе 78 кругов, практически не меняя свой порядок. Наименее опытные отсеиваются в самом начале, не вписавшись в первый поворот, или под конец одного из отрезков гонки, когда начинает «плыть» резина. Бывают и иные происшествия. Однако статистика подтверждает: чаще всего выигрывает обладатель поул-позиции.
Поэтому в самом начале гонки можно было смело предположить: с вероятностью в 90% имя победителя известно. И это будет Льюис Хэмилтон, обладатель поул-позиции. Однако его команда умудрилась оспорить статистику.
За тринадцать кругов до финиша Макс Ферстаппен (Toro Rosso), который до этого шел в высоком темпе и опережал соперников, не справился с управлением на входе в первый поворот, задел автомобиль Романа Грожана (Lotus) и вылетел в отбойники из покрышек. 17-летний пилот не пострадал, но маршалам потребовалось время для эвакуации разбитого болида и быстрого ремонта ограждения. Поэтому на трассе появилась машина безопасности, которая собрала весь пелетон.
В этой ситуации Mercedes приняла решение зазвать Льюиса Хэмилтона на пит-стоп для смены комплекта покрышек. Вперед вышел Нико Росберг, а при выезде Хэмилтона обратно на трассу его на несколько десятков сантиметров опередил Себастьян Феттель (Ferrari). Это означало, что Льюис занял лишь третью позицию.
Рестарт никоим образом не помог Хэмилтону: даже несмотря на новый комплект шин, он «застрял» за Себастьяном Феттелем. Все-таки не просто так немец стал четырехкратным чемпионом. И в порядке Росберг – Феттель – Хэмилтон – тройка пересекла линию финиша.
Такая неожиданная победа стала настоящим подарком для Нико Росберга. Благодаря ошибке команды немецкий пилот третий год подряд выиграл Гран-при Монако. До него такого добивались лишь Айртон Сенна, Ален Прост и Грэм Хилл.
Сам Льюис Хэмилтон, не чуждый театральным жестам, на круге возвращения после финиша остановился перед въездом в туннель. Зрители сразу вспомнили Гран-при Монако 1988 года, когда разъяренный поломкой подвески на автомобиле Айртон Сенна покинул болид и ушел пешком домой. Но действующему чемпиону мира не позволили повторить поступок бразильца, и в сопровождении закрывающих трассу машин Хэмилтон добрался до финишной зоны. Однако его медлительность и печальное лицо во время награждения и интервью говорили сами за себя: такого поворота событий пилот действительно не ожидал.
К чести гонщика и его команды встречных обвинений не последовало. Наоборот, каждая сторона взяла часть ответственности на себя, признавшись, что решение было принято во время переговоров по радио. Большую часть вины Тото Вольфф, руководитель Mercedes, все же оставил за коллективом, рассказав, что команда просчиталась всего на 3,5 секунды. Если бы не произошло ошибки в расчетах, Хэмилтон сохранил бы лидерство.
Удивила и другая команда. Предыдущие годы показали, что при всем заявляемом равенстве пилотов, в Red Bull допускали преференции в отношении одного из гонщиков. В этот раз случилось вроде бы то же самое. В режиме сейфети-кара Даниэль Риккьярдо посетил боксы, где сменил комплект шин. На трассу он выехал на шестом месте, позади Кими Райкконена (Ferrari). Впереди финна, на четвертой позиции, шел Даниил Квят.
Австралиец в достаточно сомнительном маневре опередил финна – по сути, подтолкнув Ferrari и едва не развернув ее поперек трассы, к счастью, Райкконен удержал автомобиль, - а затем вплотную подобрался к россиянину. Команда по радио попросила Квята пропустить Риккьярдо. Тот не стал спорить, но через несколько кругов поинтересовался по радио, удалось ли его напарнику выиграть хоть что-то от этого обмена позициями. Команда была вынуждена признать, что ничего, — хотя это и не озвучивалось в эфире, — и в ответ предложила Даниэлю вернуть четвертое место Даниилу, если обогнать соперников не удастся.
На последнем круге Риккьярдо вернул четвертую позицию Даниилу Квяту.
Сложился интересный прецедент. Со спортивной точки зрения, болельщикам хотелось бы увидеть борьбу. Да, Риккьярдо был заметно быстрее на новом комплекте шин и наверняка достаточно скоро сам опередил бы Квята. Команда в этой ситуации лишь ускорила процесс. Однако сюда примешивается и психологический аспект. Если в Mercedes нервы пилотов напряжены до предела – после прошлогоднего Монако, как мы помним, Хэмилтон и Росберг публично объявили, что больше не могут быть друзьями, то в Red Bull, наоборот, хотят сохранить (или продемонстрировать?), что ее гонщики в хороших отношениях. И если командная тактика не сработала, ее всегда могут оперативно пересмотреть, подразумевая, что ценят достижения своих гонщиков и не забывают их. Да и Квят сам проявил характер, напомнив, что он командный игрок, но в то же время ждет понимания со стороны коллектива.
Что на самом деле подумали об этой двойной рокировке гонщики, мы вряд ли узнаем, но зато сможем наблюдать, как будет развиваться их соперничество на трассе. А оно точно будет эволюционировать! Пока же нам демонстрируют взаимопонимание на трассе, полную лояльность команде и дружеский настрой в коллективе. Как, например, в видео Red Bull, где Квят и Риккьярдо учат друг друга родным языкам:
Продолжение противостояния в пелетоне ожидается на Гран-при Канады, который пройдет 5-7 июня в Монреале.
Результаты Гран-при Монако:
1. Нико Росберг (Mercedes) – 25 2. Себастьян Феттель (Ferrari) – 18 3. Льюис Хэмилтон (Mercedes) – 15 4. Даниил Квят (Red Bull Racing) – 12 5. Даниэль Риккьярдо (Red Bull Racing) – 10 6. Кими Райкконен (Ferrari) – 8 7. Серхио Перес (Force India) – 6 8. Дженсон Баттон (McLaren) – 4 9. Фелипе Наср (Sauber) – 2 10. Карлос Сайнс (Toro Rosso) – 1 11. Нико Хюлькенберг (Force India) 12. Роман Грожан (Lotus) 13. Маркус Эрикссон (Sauber) 14. Вальттери Боттас (Williams) 15. Фелипе Масса (Williams) 16. Роберто Мери (Marussia) 17. Уилл Стивенс (Marussia) Макс Ферстаппен (Toro Rosso) – не финишировал Пастор Мальдонадо (Lotus) – не финишировал Фернандо Алонсо (McLaren) – не финишировал
Личный зачет, очки:
1. Льюис Хэмилтон (Mercedes) – 126 2. Нико Росберг (Mercedes) – 116 3. Себастьян Феттель (Ferrari) – 98 4. Кими Райкконен (Ferrari) – 60 5. Вальттери Боттас (Williams) – 42 6. Фелипе Масса (Williams) – 39 7. Даниэль Риккьярдо (Red Bull Racing) – 35 8. Даниил Квят (Red Bull Racing) – 17 9. Фелипе Наср (Sauber) – 16 10. Роман Грожан (Lotus) – 16 11. Серхио Перес (Force India) – 11 12. Карлос Сайнс (Toro Rosso) – 9 13. Нико Хюлькенберг (Force India) – 6 14. Макс Ферстаппен (Toro Rosso) – 6 15. Маркус Эрикссон (Sauber) – 5 16. Дженсон Баттон (McLaren) – 4 17. Фернандо Алонсо (McLaren) – 0 18. Роберто Мери (Marussia) – 0 19. Уилл Стивенс (Marussia) – 0 20. Пастор Мальдонадо (Lotus) – 0 21. Кевин Магнуссен (McLaren) – 0
Кубок конструкторов, очки:
1. Mercedes – 242 2. Ferrari – 158 3. Williams – 81 4. Red Bull Racing – 52 5. Sauber – 21 6. Force India – 17 7. Lotus – 16 8. Toro Rosso – 15 9. McLaren – 4 10. Marussia – 0