Формула 1: новый шанс для Даниила Квята

В четверг стало известно: Red Bull Racing меняет Даниила Квята на Макса Ферстаппена уже на ГП Испании. Как ни странно, но для Квята это означает второй шанс проявить себя в Ф1.

Через неделю два автомобиля Red Bull Racing будут пилотировать Даниэль Риккьярдо и Макс Ферстаппен. Россиянин Даниил Квят, по решению руководства Red Bull, возвращается в «младшую» команду концерна, Toro Rosso. Там он станет напарником Карлоса Сайнса.

На первый взгляд решение Red Bull Racing кажется абсурдным. И еще обидным для российских болельщиков. Однако команда, которая по-прежнему проигрывает Mercedes и Ferrari, просто ищет выход из сложившейся ситуации. Политика Red Bull предельно проста: нам нужны чемпионские титулы. Команда использует для достижения этой цели все доступные средства. Ей все равно, какой национальности пилот и какие отдельные достижения у него есть. Команду интересует системность.

Сначала у Red Bull Racing был Себастьян Феттель, который принес четыре победы в Кубке конструкторов. Затем наступил спад, и начался поиск талантов, способных вывести коллектив обратно в лидеры. Ставку сделали на австралийца Даниэля Риккьярдо, который великолепно провел сезон-2014 в Red Bull Racing, почти затмив Феттеля. В то же время в Toro Rosso произошла смена состава: в напарники Жан-Эрику Верню дали Даниила Квята, чемпиона GP3 Series 2013 года. Спустя год россиянин присоединился к австралийцу в «старшем» коллективе, а в «младший» пришли такие же жадные до побед выпускники GP3 и Формулы 3.

Правда, решение о рокировке пилотов, когда сезон только начался, все равно вызвало недоумение в паддоке. Хотя там прекрасно знают, насколько жестокой может быть Формула 1. Например, Дженсон Баттон (McLaren) написал в твиттере: «Правда? Одна плохая гонка, и Квята выбросили. Что насчет подиума в предыдущей гонке?». Бывший гонщик Формулы 1 и ныне комментатор на британском телевидении Мартин Брандл заметил: «Говорят, Red Bull по-настоящему не защищал Квята после гонки в Сочи. Формула 1, как обычно, в стиле «мыльной» оперы. Надеюсь, Квят уже летит в Toro Rosso!».

Решение о рокировке пилотов было принято давно, ждали удобного случая. Не секрет, что Red Bull уже наметила себе следующего «призового» пилота – Макса Ферстаппена. Иначе зачем было совершать такой головокружительный прыжок из Формулы 3 сразу в Формулу 1, без достаточного опыта и чемпионских титулов?

Россиянин Михаил Алешин, кстати, в прошлом тоже участник программы Red Bull, и также неожиданно выставленный из нее, поддержал соотечественника такой записью в твиттере: «Мда… приличных слов нет… Я узнаю Ф-1 и всю её суть. Даня, держись».

Пилот GP3 Константин Терещенко, который знаком с Даниилом Квятом и выступал вместе с ним в российском и европейском картинге, а затем в Еврокубке Формулы Renault и Формуле Alps, так комментирует решение Red Bull Racing: «У Даниила хорошие результаты в этом сезоне, но чуть хуже по сравнению с Риккьярдо, на 0,1-0,2 секунды. Возможно, ему не совсем подходит машина. Два года назад такое было с Себастьяном Феттелем: он проигрывал Даниэлю 0,2-0,3 секунды, хотя сам Феттель очень быстрый. Машина не подходила под стиль немца. В то же время Макс Ферстаппен в этом сезоне показывает в Toro Rosso очень хорошие результаты, и он очень молодой, что большой плюс для Red Bull в принципе.

Константин Терещенко ровесник Даниила Квята, им обоим в этом году исполняется 22 года, и они вместе провели не одну гонку в «младших» сериях. В 2015 году Константин стал чемпионом испанской Формулы 3 и вице-чемпионом Евроформулы Open, принял участие в трех последних этапах GP3. В нынешнем сезоне он проведет полный сезон в GP3 Series за Campos Racing. Первый этап серии пройдет вместе с Гран-при Испании Формулы-1 13-15 мая.

На мой взгляд, Red Bull не хотели менять именно Квята, они хотели посадить в свою машину Ферстаппена, который впечатлил их еще раньше. К такому решению привела совокупность факторов, и решение было принято не по одной или двум гонкам. Мне кажется, перед ними стоял выбор: либо Риккьярдо, либо Квят. Но поскольку Риккьярдо показывает более высокий темп, они поменяли Квята на Ферстаппена. Это доказывает и то, что Даниила перевели в Toro Rosso после его подиума в Китае и «домашней» гонки. Если бы такое сделали до Гран-при России, команда рисковала бы навлечь на себя слишком большое недовольство.

В Red Bull хотят видеть чемпионов. Сейчас у команды дела идут не так успешно, как три-четыре года назад, и они хотят посмотреть, как проявят себя гонщики. Им ничего не стоит поменять пилота, это стоит самому пилоту, сложно принять такой перевод. Хотя мне кажется, глобально для Квята ничего не поменялось: он в Формуле 1, у него хорошая команда, достаточно конкурентоспособная, и которая выглядит иногда лучше, чем Red Bull Racing. Я надеюсь, Даниил покажет себя в Toro Rosso хорошо, и ему удастся вернуться в Red Bull или перейти в другую команду, где он сможет бороться за титул».

Чтобы понять политику Red Bull, надо проанализировать результаты всех четырех пилотов в целом и помнить, что Хельмут Марко пристально следит за «младшими» Формулами. Например, в конце прошлого года программа взяла под свою опеку 16-летнего финна Нико Кари, победителя первого сезона SMP F4 Championship. Сейчас он выступает в Европейской Формуле 3.

Да, конечно, для Даниила Квята «понижение» до Toro Rosso обидно и бьет по самолюбию. Но таковы условия игры в Red Bull. Причем не самые плохие для россиянина: руководство программы, иными словами Хельмут Марко, дает Даниилу еще один шанс. Его не вычеркивают из Red Bull, как это сделали со многими другими пилотами, включая того же Жан-Эрика Верня. Его возвращают в команду, где он уже выступал и где проявил себя. К тому же руководителем там является Франц Тост, может быть, один из лучших боссов команд в настоящее время.

Советник президента РАФ Игорь Ермилин обращает внимание еще и на техническую сторону, как цитирует его издание «Советский спорт»:

«У «Торо Россо» неплохие перспективы. Что там будет с двигателями «Рено» у «Ред Булла» - еще вопрос. А у младшей «Скудерии» есть «Феррари», и есть скорость. Временами они едут даже быстрее главной команды. Это, кстати, к вопросу о том, какой смысл было переводить сейчас Ферстаппена – по сути-то, болид у «Ред Булла» несильно лучше».

Вместе с переводом в Toro Rosso Даниил Квят нашел спонсора в лице российской компании Acronis, производящей компьютерный софт. Ранее у россиянина не было спонсоров, его карьерой полностью занимался Red Bull. Сергей Белоусов, генеральный директор Acronis, объявил о начале сотрудничества с Toro Rosso. Поддержка будет как финансовой, так и технологической. Одно условие: соглашение заключается на длительный срок, если Даниил Квят и Франц Тост остаются в Toro Rosso.

Теперь всё зависит от самого Даниила: ему надо собраться психологически, найти дополнительную мотивацию и достойно провести оставшуюся часть сезона. А осталось еще очень много гонок – семнадцать, полноценный сезон еще несколько лет назад.

После сделанного объявления о переводе Квята Toro Rosso уже объявила план его подготовки к Гран-при Испании: во вторник, 10 мая, визит на базу команды и процедура подгонки сиденья, а также работа на симуляторе и тренировки.

Гран-при Испании стартует в пятницу 13 мая, когда пройдут две тренировки. Далее – по стандартному расписанию гоночного уикенда: в субботу – третья практика и квалификация, в воскресенье – гонка.

У Даниила Квята очень много болельщиков. Уже на Гран-при Испании они постараются поддержать любимого пилота ободряющими плакатами. А поскольку в Барселону традиционно приезжает много россиян, то можно ожидать еще больше российских флагов на трибунах.

Фото: Sutton Motorsport Images, Red Bull, GP3 Series

Подпишитесь на «За рулем» в