Покой нам только снится — готовится реформа подготовки водителей

Готовится самая масштабная по своей глобальности реформа подготовки водителей. Их разделят на любителей и профессионалов, изменят программы обучения и введут в водительских удостоверениях новые отметки. Управлять транспортными средствами некоторых категорий можно будет лишь при наличии профессиональных водительских прав.

Проект внесения изменений в федеральный закон «О безопасности дорожного движения» разместил на сайте публикации проектов нормативно-правовых документов Минтранс России. Документ был подготовлен по итогам мартовских поручений Владимира Путина после заседания Госсовета, посвященного повышению безопасности на дорогах.

Итак, в России полностью изменится система подготовки водителей. Их разделят на две категории: любителей (обычных водителей) и профессионалов (тех, кто зарабатывает извозом). В Минтрансе хотят облегчить обучение первых и повысить профподготовку вторых.

В ведомстве говорят, что сегодня все без исключения водители вынуждены прослушивать несколько курсов, которые совершенно не нужны тем, кто не собирается заниматься коммерческой деятельностью.

Например, в программах обучения на категорию В есть такие курсы, как:

  • нормативные правовые акты, определяющие порядок перевозки грузов автомобильным транспортом;
  • технико-эксплуатационные показатели работы грузовых автомобилей;
  • принципы организации перевозок массовых навалочных и сыпучих грузов;
  • специализированный подвижной состав;
  • диспетчерское руководство работой подвижного состава;
  • оперативный учет работы водителей;
  • нормативное правовое обеспечение пассажирских перевозок автомобильным транспортом;
  • заключение договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу,
  • организация таксомоторных перевозок пассажиров и многое другое.

Одновременно в Минтрансе говорят, что уровень начальной подготовки водителей-профессионалов оставляет желать лучшего, и работодатели вынуждены за свой счет отправлять водителей на переподготовку. Для тех, кто хочет получить профессиональные права, предлагается расширить практическое и теоретическое обучение. Так, в программах обучения должны появиться курсы обучения вождению во внештатных ситуациях, отработки вождения сочлененного и двухэтажного автобуса, блоки обеспечения транспортной безопасности при перевозке пассажиров и грузов, в том числе опасных.

Водительские удостоверения по-прежнему будут выдаваться на 10 лет, но для профессионалов в них появится отметка с кодом «95» по европейской классификации, подтверждающей компетентность водителя. Если ее нет, то работодатель не сможет нанять водителя. Эта отметка будет действовать 5 лет. По истечении срока ее действия, чтобы продолжить работать, водителю будет необходимо пройти курсы повышения квалификации, медкомиссию и снова сдать экзамены. Если он не собирается и дальше работать, то может не продлевать действие отметки «95», но категории С и D становятся исключительно профессиональными: даже не работая профессионалом, управлять соответствующими транспортными средствами можно будет только по профессиональным правам.

Также в России будут признаваться права всех стран - членов Евразийского экономического союза, а не только тех ее членов, где русский язык является государственным. То есть к Белоруссии и Киргизии присоединятся Армения, Молдавия и Казахстан. Однако для профессиональной деятельности и в правах стран-членов должна быть соответствующая отметка.

В Минтрансе понимают масштаб планируемых перемен, потому предусматривают двухлетнюю отсрочку вступления поправок в силу с момента их принятия. Общественное обсуждение проекта продлится до 19 декабря 2017 года.

Правила дорожного движения одни для всех. Делить водителей на любителей и профессионалов бессмысленно. Профессионализм приходит с опытом. Уже сейчас есть требование для таксистов о водительском стаже. Просто надо лучше готовить водителей в автошколах, делать безопаснее дороги. Нужно еще учитывать менталитет и понимать, что у любого водителя к личному автомобилю отношение бережнее, чем к арендному. Это тоже влияет на безопасность поездок, — говорит директор сервиса такси «Максим» Максим Шушарин.

Фото: АГН «Москва»

Подпишитесь на «За рулем» в