Покупаем подержанный BMW X3 за 550 тысяч рублей

«Новый или с пробегом?» — этот вопрос существует с той поры, как первый автомобиль покинул каретный сарай, переоборудованный под автомобильную мастерскую. Актуален он и по сей день. Причем не только для людей со средним достатком, но и для вполне себе преуспевающих граждан. Поговорим о выборе, покупке и владении кроссовером BMW X3 первого поколения, который обойдется примерно в ту же сумму, что новый бюджетный седан В-класса.

В пользу нового бюджетного — читай, невыразительного по дизайну и на ходу, одноразового, как пластиковая вилка, автомобиля говорит гарантия, то есть возможность переложить все хлопоты на дядю. В пользу подержанного — простой и весомый факт, что за те же деньги можно купить автомобиль класса премиум. Как показало время, ругаемый за довольно спорную и даже, как считают некоторые, уродливую внешность BMW X3 получил в свое время титул «Автомобиль года» абсолютно заслуженно. За компактным кроссовером, впервые сошедшим с конвейера Magna Steyr в австрийском Граце, закрепилась репутация очень надежного авто. Этой прочности «икс третий» отчасти обязан тому, что создан был на основе самой массовой модели в линейке компании – «трешки» в кузове Е46. От нее на тот момент младший из «иксов» унаследовал платформу и заднюю подвеску (полноприводной 330xi). Логика инженеров и маркетологов была простая: в случае просчета в конструкции извиняться и «облизывать» придется сотни тысяч покупателей по всему миру, что сильно дороже, чем успокоить раненые чувства пары тысяч владельцев эксклюзивных или флагманских моделей. Так что в случае с X3 надежность и прочность были заложены в ДНК «пациента».

Но главное, что должно заставить потенциального покупателя отвернуться от новых автомобилей и простить угловатому «баварцу» весьма почтенный возраст, – недостижимая в бюджетном сегменте сбалансированность ездовых качеств, возможности «проходимца» с характером спортивного авто, очень четкое и внятное рулевое управление, выверенное благодаря десятилетиям опыта конструкторов BMW и ZF, хорошо сохранившийся высочайшего качества салон и, конечно же, знаменитая рядная атмосферная «шестерка» под капотом! Словом, спустя 10 лет перед нами во вполне приличном состоянии один из ярчайших представителей того времени, когда автомобили еще делали на века, а не из расчета «поматросил и бросил», заведя через три года роман с новой машиной.

Что почем?

Ценник на BMW X3 первого поколения (2004-2005 г.в.) начинается со вполне щадящей суммы в 499 тыс. руб. и доходит до 765 тыс. Самыми дорогими и достаточно редкими версиями являются машины с 3,0-литровым дизельным агрегатом, развивающим 204 л.с., и моментом 410 Нм уже при 1500 оборотах. Минимальная цена такой модели – 600 тыс. руб. Наиболее доступна версия с 2,5-литровым бензиновым ДВС мощностью 192 л.с. В среднем, начальная цена живого экземпляра будет находиться у отметки 550-580 тыс. руб. Распространен и 3,0-литровый бензиновый мотор. Практически все машины — с АКП.

Трехлитровый мотор М54B30 под капотом BMW X3 2004 года выпуска

За исключением дизельных версий, BMW X3, выставленные на вторичном рынке, могут быть как европейскими, так и американскими. Машины европейского происхождения, в свою очередь, можно разделить на дилерские авто, приобретенные в России и все десять лет катавшиеся по нашим дорогам, и на ввезенные из Европы.

Минус BMW X3 с российской и особенно московской пропиской – состояние подвески и кузова. Десяток лет купания в лужковско-собянинском соляном растворе может пагубно отразиться на состоянии лакокрасочного покрытия и днища кузова, а также электрике, особенно разъемов. Впрочем, соль активно используют и в Европе. А вот чего в Европе точно меньше, так это жутких колдобин, появляющихся у нас каждую весну и способных добить любую подвеску.

Очевидный минус автомобиля из Европы – пробег. Машину-трехлетку подобного типа, накатавшую в Германии меньше 90 тыс. км, найти практически нереально — немцы ездят много, и это означает, что в нашу страну BMW X3 приехал как минимум с 150 тысячами на одометре, к которым стоит прибавить среднестатистические 15-20 тыс. км в год. Скрученный пробег определяется даже визуально – достаточно взглянуть на состояние рулевого колеса. Подключение сканера может помочь определить истинный километраж в случае, если работали дилетанты, но таких уже мало, так что когда пробег скручен «правильно», доказать это невозможно.

Даже в богатой комплектации может отсутствовать навигационная система

С автомобилями, приобретенными у российского дилера, все проще: первые годы жизни машины легко отслеживаются по записям в сервисной книжке или базе данных. С «американцем» свои нюансы. К числу положительных стоит отнести возможность получить автомобиль из штата с хорошим климатом и прозрачность истории автомобиля. В стране «дикого капитализма» скручивание одометра, утаивание обстоятельств аварии, утопления и причины неисправности – уголовно наказуемое деяние. История транспортного средства хранится в открытых базах данных. При некоторой сноровке в пользовании Интернета или за очень небольшую плату можно получить не только выписку из базы данных Carfax, но и фотографии и описание автомобиля в момент его поступления на аукцион.

Пакет документов приличествующий быть в каждом хорошем подержанном автомобиле

Частенько в машинах, импортированных из США, имеется в сохранности толстенькая папочка, в которой среди инструкций, рекламных проспектов и буклетов, можно обнаружить массу полезной документации по машине. А именно: справки о ремонте за счет страховой, документы собственника автомобиля (регистрация), счета по выплатам за кредит или лизинг, документы с аукциона с листом оценки и даже DVD с видеофильмом-инструкцией. Само наличие такой папки —момент очень положительно характеризующий потенциальную покупку, но найти ее можно скорее в багажнике авто в возрасте 5-7 лет или у машин, имевших в России только одного владельца.

Легенды об американских автомобилистах, веками не меняющих масло в движках своих авто, к рассматриваемому нами экземпляру в 99% случаев отношения не имеют. Обязательное прохождение ТО гарантийным автомобилем предусматривает соблюдение стандартов эксплуатации и обслуживания. Так что гудрона под крышкой двигателя на авто, ввезенном в Россию из США в возрасте трех лет, вы, скорее всего, не обнаружите. Принято считать, что автомобиль из США может ездить на 92-м бензине. Это мнение родилось из-за разницы в обозначении октанового числа по принятой в Европе и США системах. Поэтому 92-й по американскому AKI равнозначен 95-му по европейскому стандарту RON. Но правда такова, что BMW ХЗ можно заправлять бензином Аи-92 без вреда для ДВС.

Что же до сервиса и ремонта, то он аналогичен европейской версии за одним маленьким, но очень неприятным исключением. Частота сигнализации и завязанных на нее систем автомобиля в США равна 315 кГц. В нашей стране этот диапазон занят не то военными, не то аэронавигацией. Упаси вас господь потерять ключ! Получить помощь от официалов будет очень проблематично, попытки связаться с американским дилером останутся без ответа. Спасение придется искать на радиорынке, где умельцы «зашьют» вам программу в приобретенную на eBay болванку. Обойдется вам это приключение примерно в 100-200 долларов. Во что обойдется радиоблок — неизвестно. Теоретически, его можно подобрать по VIN аналогичного «европейца», но вот процедура установки и прописки – terra incognita. Вмешательство специалистов понадобится и для перенастройки навигационной системы.

Кстати, с ключа у BMW X3 первого поколения активируется множество интересных функций, как то: выборочное или полное открытие дверей и опускание стекол, работа фар, сигнализация, функция «проводи домой» и т.п.

С каким двигателем выбрать

В Россию из Европы и Америки официально и серым импортом ввозили автомобили как с 2,5-литровыми, так и с 3,0-литровыми двигателями M54B25 и M54B30.

Мотор М54 представляет собой 6-цилиндровый атмосферный двигатель продольного расположения. Он производился и использовался компанией BMW с 2000 по 2006 год. По сравнению со своим предшественником – мотором M52, двигатель M54 отличается наличием электронно-управляемого дросселя. Блок цилиндров и головка двигателя – алюминиевые, гильзы цилиндров выполнены из чугуна.

3,0-литровый (2979 куб. см) M54B30 является самым большим двигателем семейства M54. В 2001-2003 годы он удостаивался звания лучшего мотора по версии Ward’s Auto. Дополнительный объем достигнут за счет увеличения хода поршня до 89,6 мм. В результате двигатель развивает максимальную мощность в 170 кВт (231 л.с.) при 5900 оборотах в минуту и ​​крутящий момент 300 Нм при 3500 об/мин.

В BMW X3 с североамериканского рынка может попасться и более мощная версия M54B30, которая дооснащалась пакетом, обозначавшимся в Канаде как M Performance, а в США — Performance package. В этих моторах использованы иные распределительные валы, а компьютер управления ДВС перепрограммирован, чтобы заставить мотор выдавать 175 кВт (235 л.с.) при 5900 об/мин и ​​301 Нм при 3500 об/мин. «Красная линия» у них также начинается чуть подальше – на 6800 оборотах.

Помимо BMW X3, моторы М54 устанавливались на кабриолеты BMW Z3 2.5i и Z3 3.0i 2000-2002 годов выпуска, модели 3-й серии в кузове E46 (2001-2006), 5-ю серию в кузове E39 (2001-2004) и E60/E61 (2003-2005), кабриолеты Z4 2.5i (2004-2006) и Z4 3.0i (2003-2005), а также флагманский кроссовер BMW X5, выпускавшийся с 2001 по 2006 год.

Уже один этот список говорит: какую бы версию двигателя вы ни выбрали, под капотом Х3 будет стоять проверенный временем и хорошо знакомый автомеханикам агрегат с большим ресурсом. Для владельца же разница между M54B30 и M54B25 заключается в динамике и налоге. 192-сильный мотор несколько слабоват для машины, что, впрочем, не мешает разгоняться до сотни за 9,8 с, потребляя при этом в городском цикле до 13,7 л топлива (около 9,9 л в смешанном) по паспорту. На практике в ыиграть на бензине, приобретя машину с мотором M54B25, а не B30, не получится – 3,0-литровый Х3 потребляет в городе всего лишь на 0,5 л больше, а показатели на трассе у обеих машин почти одинаковы – около 8 л на 100 км пробега. Зато максимальная скорость (а значит и запас под педалью) у BMW X3 3.0 на 24 км/ч выше – 225 против 201 км/ч, а разгон до сотни занимает всего 8,1 с.

Налог с 231-сильного мотора придется выплачивать немалый, но еще терпимый – 17 тыс. руб. в год. Страховка в Москве потянет на 7000.

«Мы, русские, своих не обманываем!» (с) «Брат-2»

Итак, приступаем к поиску и выбору. Многие, начиная подбор авто с пробегом, удаляют из результатов поиска предложения автосалонов, предпочитая покупать машину у частника. Чего здесь больше – веры в свои способности торговаться или убеждения, которые регулярно озвучивает в своем радиошоу один наш талантливый и яркий коллега, что автомобильные дилеры — это что-то близкое к посланцам Сатаны, стремящихся обмануть, обдурить и продать несчастному «покупану» ушатанный рыдван, неизвестно. Мой опыт говорит, что изворотливых лжецов, загасивших лампочку сработавшего эйрбэга и на голубом глазу уверяющих, что автомобиль, проехавший по дорогам России 150 тыс. км, ни разу не притерся бампером или крылом, а движок трясет лишь потому, что он все никак не доедет поменять свечи, ничуть не меньше среди частников.

Салон BMW X3 должен быть в идеальном состоянии. в противном случае на доведение машины до ума придется выложить большие деньги - интерьерные детали в премиум-классе стоят очень недешево

Разумеется, трейд-ин трейд-ину, как и частник частнику, – рознь. Как в случае с частниками, не стоит покупать авто у людей, внешность которых красноречиво кричит о том, что они профи-перекупщики, фамилии которых не совпадают с теми, что означены в ПТС, так и площадку трейд-ин стоит выбирать при официальном дилере BMW.

Шанс встретить десятилетний авто в трейд-ин у официального дилера невелик, но он есть, и в этом случае вы можете получить машину с прозрачной историей, с уже готовой диагностикой и калькуляцией примерных затрат. Даже традиционная для салона более высокая цена будет находиться в рамках рыночной, а готовность дилера делать скидку даже превосходит частника и достигает очень солидной суммы. Причина такой сговорчивости проста: в отличие от частника, продающего свою единственную и ненаглядную, дилеру нужно выполнять план и освобождать площадку. Разница в тысячу-полторы долларов для него не критична.

Внешний осмотр и пробная поездка – важная, хоть и не самая продуктивная часть диагностики. Он лишь позволяет отсечь ушатанные до коматозного состояния варианты. Их легко определить по нестабильной работе ДВС и излишним вибрациям, толчкам и ударам при переключении КП, дымному выхлопу, неравномерным зазорам, провисшему бамперу, нештатной оптике. Даже если кузов выглядит ровным, присутствие более чем одного элемента остекления, отличающегося по маркировке от остальных (лобовое не в счет), должно наводить на соответствующие мысли. У аварийного авто можно перепрограммировать систему так, что она не будет «видеть» сработавшие или неисправные пиропатроны ремней. Лампочка при этом гореть не будет (системе все «нравится»), но можно проверить их состояние, просто рванув за ремень: если он не «схватится», значит уже отстрелян. В этом случае замене подлежат ремни с пиропатронами и управляющий блок. Что еще – бог его знает. Разворачивайтесь и бегите от такого авто.

Визуальный осмотр хорош и тем, что даже простой взгляд на салон очень многое расскажет о том, как обращались с вашим будущим автомобилем. Салон BMW X3 должен быть чистым и аккуратным – в США на этих машинах, как правило, ездят представительницы прекрасной половины. Впрочем, и в России часто они же. Кстати, самый верный след женского автовладения можно обнаружить на обивке левой передней стойки и солнцезащитном козырьке – там будут мелкие черточки от карандаша-подводки для глаз, реже (пластик у BMW весьма неплох) на клавишах можно заметить царапинки, оставленные акриловыми «коготками», а порог с водительской стороны будет иметь следы шпилек.

Для машин с мотором M54B25 фирменным знаком может служить потершаяся слева до разрыва составная (кожа-синтетика) обивка подушки водительского сиденья. Не огорчайтесь – найти Х3 с пробегом от 90 тыс. км без этого дефекта невозможно. В 3,0-литровых версиях отделка выполнена из цельной кожи, так что этот дефект не встречается. На обшивку салонов первых Х3 явно шел как минимум динозавр — кожа очень прочная и толстая. Максимум, что может быть на сиденье, — царапины от неаккуратного обращения. В остальном кресла машины с пробегом до 150 тыс. км не должны иметь никаких затертостей.

Кожа в трехлитровой версии лучше, а электрорегулировки часто имеют не только водительское, но и пассажирское сиденья

Почти у всех BMW Х3, которые вы будете смотреть, рейлинги на крыше облезающие, уже облезшие или покрашенные после того, как облезли в местах крепления. Болезнь типичная. На скорость не влияет.

В целом, интерьер и экстерьер BMW X3 на редкость живуч и крепок, ржавчине подвержен мало. Но более точное понимание состояния автомобиля вам даст только полноценная диагностика. Скорее всего, вам удастся уговорить продавца съездить на официальный сервис, где осмотр авто и его диагностика обойдутся в 7 тыс. руб. Реже – в неофициальный и «ваш». В последнем случае сэкономите не меньше 5 тысяч. При покупке подержанной машины у дилера диагностическая карта предоставляется бесплатно, заплатить придется только за экзотические замеры.

Диагностируем и обслуживаем узлы и агрегаты

Двигатель BMW X3 первого поколения агрегатировался с 5-ступенчатым «автоматом» или 6-ступенчатой «механикой», которая встречается крайне редко. Если диагностика показала, что вам повезло и потребуется лишь проведение очередного техобслуживания, то после покупки традиционно принято менять фильтры и масло, а также ремни приводных агрегатов, по мере износа — колодки-диски. Возможно, придется поменять некоторые из уплотнителей. Цена расходников относительно невысока:

  • прокладка клапанной крышки – от 685 до 1200 руб. (Elring, Reinz) и обязательно резиновые уплотнители болтов в количестве 15 штук
  • прокладка масляного поддона (Corteco, Febi, SWAG, Reinz, Payen, Vaico) – от 400 до 1000 руб.
  • поликлиновый ремень приводных агрегатов (Ina, Ruvile, Gates) – 2000-2500 руб.
  • воздушный фильтр (Mann-Filter, Bosch, Mahle, Filtron) – от 400 руб.
  • топливный фильтр (Mann-Filter, Bosch, Mahle-Knecht, Kolbenschmidt) – от 700 до 1500 руб.
  • тормозные колодки (Ate, TRW) – от 400 руб. за комплект
  • тормозные диски (Ate, Delphy, TRW, NK, Textar) – от 2,2 тыс. руб. за обычные до 5 тыс. руб. за перфорированные Otto Zimmermann. Комплект спортивных дисков этого производителя обойдется в 8,2 тыс. руб.

Некоторые специалисты утверждают, что лучше спереди использовать только оригинал. В противном случае можно получить биение.

Стоит обратить внимание на элементы системы вентиляции картера (клапан, четыре трубки, уплотнительное кольцо масляного щупа). Они подлежат превентивной замене раз в 70-80 тыс. км. Несоблюдение этого правила грозит либо посторонним подсосом воздуха во впускном тракте и, как следствие, неравномерной работой двигателя и даже, либо — в особо запущенных случаях — прогаром поршней 3-го 4-го цилиндров (в случае разрыва диафрагмы клапана). Если система вентиляции забита масляными отложениями, давление картерных газов в двигателе возрастает и начинает течь всё — прокладки клапанной крышки, поддона, корпуса масляного фильтра… Детали системы вентиляции картера рекомендуется ставить только оригинальные.

ГРМ на моторах М54 цепной и живет долго. Без нужды в него лучше не лезть. Если же мастера приговорили вас к ремонту этого узла, то замена цепи, планок и звездочки деталями марки SWAG или Febi обойдется с работой в 20-22 тыс. руб. (цепь 4,3 тыс., натяжитель цепи – от 1,3 тыс., планки успокоителя – 1 тыс. руб. за пару).

Автоматическая трансмиссия при нормальной эксплуатации ходит по-разному. Может выжить и 200 тыс. км. Характерных дефектов по коробке у BMW X3 нет. Вопрос о замене масла в трансмиссии – дискуссионный. Теоретически, она необслуживаемая, но многие предпочитают менять ATF при пробеге в 60 тыс. км. Тут стоит проконсультироваться с механиками и принимать в расчет состояние конкретного агрегата.

Раздаточная коробка может потребовать внимания уже к 100 тыс. км. Симптом – возникающее и пропадающее моргание желтой лампочки «4х4,» сопровождаемое отсутствием реакции в виде ускорения при нажатии на педаль газа: ощущение, что машину «держат за хвост». Проблема определяется бортовым компьютером как «неисправность системы курсовой устойчивости или системы xDrive». Если вам не повезло и у осматриваемого авто все эти признаки присутствуют, то с продавцом можно начинать разговор о скидке в 27 тыс. руб. (38 тыс. руб — у официалов). Именно столько стоит сервопривод раздаточной коробки. Причина неисправности – выработка в пластиковой шестерне. Теоретически, узел поставляется в сборе, но умельцы переставляют шестерню (она совершает неполный оборот) на неизношенную сторону. Однако это помогает лишь на время. Лучше не рисковать. Если повезет, то в сервисе вам найдут и новую шестерню за 4 тыс. руб.

Х3 на пороге второй «сотни» иногда может «порадовать» проблемой с радиатором. Цена вопроса – 7 тыс. руб. за продукцию именитой марки Behr и около 13 тыс. руб. за нее же в коробочке, но с логотипом BMW. Водяной насос (помпа) рекомендован к замене на 100-120 тыс. км. Обойдется эта запчасть в скромные 3,5 тыс. руб. — столько вы выложите за брендовую помпу Behr-Hella. Ничуть не менее брендовые Magneti Marelli или GKN облегчат кошелек на 2,2 тыс. руб., а можете сэкономить и уложиться в половину суммы, приобретя продукцию марки NK.

Термостат на этих моторах стоит управляемый, со спиралью нагрева. Заменить на другой (с температурой пониже) формально нельзя. Хотя на форумах проскакивают сообщения об умельцах, которые с помощью укорачивания штока добиваются более низкой температуры открытия.

Случается, что на больших пробегах выходит из строя регулятор печки – «ежик». Она перестает включаться по команде датчика. Стоимость нового — от 1800 (Vemo) до 4000 руб. (BMW). Может потребовать замены и сам мотор печки ценою от 4000 до 30 000 руб. Некоторые умельцы при первых симптомах, которые проявляются на 150 тыс. км, лечат жуткие звуки, издаваемые поврежденным мотором, продувкой оси крыльчаток и спринцеванием машинным маслом. Такое «лечение» частенько проводят перекупщики перед тем, как избавиться от машины.

В подвеске, которая у некогда младшего «икса» значительно крепче, нежели чем у флагмана, может понадобиться замена амортизаторов. Комплект передних от Gabriel (бренд TRW) предлагается за 2600 руб. Более комфортные и одновременно спортивные SACHS Super Touring весьма недешевы – от 5600, а задние – от 4200 руб. за стойку.

Вообще, подвеска BMW X3 в полной мере может считаться одной из лучших. На фото ниже – колесо после попадания под него пенобетонного блока, вылетевшего из кузова грузовика. Получив это повреждение, автомобиль на скорости 90 км/ч ушел на обочину, сохранив вертикальное положение и управляемую траекторию благодаря работе систем стабилизации. Под замену попали колесный диск, рычаг подвески, кронштейн АКП. Геометрия кузова сохранилась — спасибо конструкции опоры стойки амортизатора (850 руб.), принявшей удар на себя.

Из колесного диска вырван кусок шириной в ладонь. Автомобиль не получил никаких серьезных повреждений, остановившись со скорости в 90 км/ч. Под замену отправились рычаг, тяга и кронштейн АКПП

По электрической части BMW X3 с пробегом до 200 тыс. км особых сюрпризов не преподносит. К числу конструктивных просчетов можно отнести избыточную мощность подогрева сиденья водителя. Жарит он нешуточно и, говорят, может даже прожечь обивку, померев при этом сам. Как итог — замена сидушки целиком. Но знающие люди покупают мат подогрева от 3-й серии в кузове Е46.

Проблемное место на автомобилях 2004-2007 годов выпуска – панорамная крыша. Механизм люка умирает лет через пять. Ценник на люк в сборе ужасающий – 70 000 руб. На практике механизм перебирают и возвращают к жизни за 25 тыс. руб. Впрочем, в багажнике имеется специальный ключ, которым можно закрыть люк вручную и никогда его больше не открывать. Значительно менее дорогая, но назойливо неприятная неисправность – вышедший из строя провод и концевик замка водительского ремня безопасности. Даже при пристегнутом ремне постоянно звучит омерзительный сигнализатор. Лечится заменой и можно убрать писк программно.

Архаичный CD-чейнджер в подлокотнике не читает файлы МР3, но вместо штатной кассеты для шести дисков можно установить адаптер, который имеет USB-разъем для флэш-накопителей. Цена устройства от российской компании «Триома» — 4500 руб., китайские аналоги на Ebay предлагаются от 3000 руб.

После устранения обнаруженных при покупке недостатков даже 10-летний BMW X3 не будет особо сильно донимать своего владельца новыми вложениями. Расходы на регламентные ТО не превышают тех сумм, которые приходится выкладывать за дилерское техобслуживание владельцам бюджетных кроссоверов.

Резюме

Глядя правде в глаза, скажем: купить за сумму в 500-600 тыс. руб. 10-летний BMW X3 без ремонта и вложений нереально. Вариант «сел и поехал» вам за эти деньги не светит. Но все сразу вышеперечисленные проблемы в одном автомобиле, скорее всего, не встретятся. Автомобиль в этой ценовой категории — это один-два серьезных, но устранимых, и пару некритичных для эксплуатации недостатков. Их ликвидация потребует в среднем не более 100 тыс. руб., после чего машина будет радовать своего владельца. Как долго? Это зависит от вашего умения найти хороших мастеров, знания матчасти, понимания необходимости регулярно заезжать на диагностику и для выполнения сервисных процедур вроде мойки радиатора, замены рабочих жидкостей и расходников. Не грех иногда заезжать и к официалам: время от времени компания BMW распространяет через них информацию о сервисных акциях по бесплатному устранению выявленных недостатков. А при соблюдении правил эксплуатации X3 прослужит вам еще много лет.

Автор благодарит Дмитрия Бычковского (автосервис «М52» и Дмитрия Конина (zr.ru) за помощь в подготовке материала.

Подпишитесь на «За рулем» в

Отзывы о BMW X3

К сожалению, на данный момент отзывов нет. Будь первым!

Написать отзыв