английском языке спрашивает, кто мы такие. Затем вдруг выпаливает на смеси сербского и русского: — Па руски гаварите? Получив утвердительный ответ, он победоносно взглядывает на американца. Все его существо словно говорит, что ему теперь совершенно ясно: мы коммунистические шпионы. Но американец, быстро смекнув на чьей стороне моральная сила и правда, постарался обратить все в шутку: — Ладно, фотографируйте, — разрешил он, похлопывая нас по плечу. Во время этой сцены наши курдские друзья стояли за нами плотной стеной. Их глаза светились весьма красноречиво. Да, крупные неприятности могли случиться с обидчиками гостей! Река у плотины зажата в каньон глу- I биной более 300 метров. Серые могучие скалы круто обрываются вниз. Чуть даль- | ше начинается настоящий дикий Курдистан.25 ЛЕТ СПУСТЯУчастницы тенсного автопробега 1936 года вновь посетили целинные землиЛетом 1936 года сорок пять советсних женщин-шоферов за два месяца преодолели на автомобилях 10 000-километровый путь от Москвы, через горы седого Урала, степи Казахстана, пески Каракумов, Украину, Белоруссию. «Небывалый по своему характеру автопробег... по самым трудным, порой непроходимым дорогам, советские женщины на советских машинах совершили успешно», — писала газета «Правда» 10 октября 1926 года. 15 октября 1936 года на собрании работников автомобильного транспорта Москвы участниц выдающегося пробега поздравил с большой победой Никита Сергеевич Хрущев, бывший в то время секретарем МК и МГК ВКП(б). После собрания он долго беседовал с героическими женщинами. Правительство наградило всех участниц пробега орденами, медалями и почетными грамотами. КУРДСКИЕ ГОРЫ И вот сейчас, четверть века спустя, командир первого женсного автопробега Анастасия Петровна Волкова и бывший механик пробега Валентина Александровна Плугина совершили поездку на автомобиле по прежнему казахстанскому маршруПутешествие по северному Ираку нам ту — от Петропавловска до Сталинграда. В планшете А. Волковой — карты с марснова напомнило о родных местах. Гошрутом, проложенным 25 лет назад. Тогда на всем пути от Петропавловска до Конры, луга, луговые цветы — все похоже четава почти не было ни одного населенного пункта. Такую же картину можно было на наше. Только деревьев почти нет. I наблюдать по пути от Кокчетава до Атбасара и далее до Джусалы и Аральска. Сейчас здесь выросли благоустроенные поселки. Славные покорители целины преВершины и склоны голы, они навевают вратили бескрайние ковыльные степи в пшеничные нивы. грусть. Если бы здесь удалось развести В настоящее время В. А. Плугина работает в Госудраственном комитете Совета Министров СССР по автоматизации и машиностроению, А. П. Волкова — пенсиолес! Какое бы это было богатство, скольнерка, живет в Москве. ко бы влаги тут удержалось! А. РОЗЕНШТЕИН. На плотине Докан асфальтированная I Петропавловск. дорога кончается. До Кейсенджака иI Эрбиля можно добраться только по пло- I На снимке : В. А. Плугина и А. П. Волкова в целинном крае перед отъездом хому проселку, а кое-где и просто по из Петропавловска. пересеченной местности. Уже на небольших возвышенностях перед плотиной голубому автомобилю приходилось туго. Неудачи преследовали нас, через каждые пять-шесть километров приходилось останавливаться и ждать, пока остынет Уже темнело, и склоны гор белели от круг танцующих, в наиболее стремительдвигатель, качать электронасос и снова снега. ных местах били в такт ладонями. Тользаводить. Разбили лагерь возле полицейского ко женщины не покинули автомобилей. Мягкая почва горного луга заставила И здесь вера Магомета ограничила их' поста, под его надзором, потому что до включить демультипликатор. Электронаграницы—' рукой подать. Всех тревожиправа. сос некоторое время работал лучше. ли трудности с подачей бензина к двиМы наблюдали свадьбу примерно полНаверное, нам удалось бы без помех пегателю. Стали разбираться в сути прочаса. За это время двигатель «пришел в ресечь этот луг, если бы не встречный исходящего. Аналогичное явление насебя», и мы поползли дальше, к Кейсендкараван из 12 автомобилей «Шевроле». блюдалось ив Турции. В тот раз неисжаку. Чтобы его обогнуть, нам пришлось съеправность устранялась охлаждением труКто действительно хочет попасть в наихать со следа. Это исчерпало наши побопроводов и насоса. Сейчас же, по более романтичные уголки Курдис: зна, следние силы. Мы не могли продвинутьвсей видимости, главная причина заклютот должен отправиться на персидскую ся ни на сантиметр дальше, не сумели чалась в плохом иракском бензине. И границу к Ревандузу и на пограничные даже поставить автомобиль против ветдело тут не только в высокой испаряехребты до Хаджи Умрана. Дорога сюда ра, чтобы мотор с открытым капотом мости и низком октановом числе иракведет через город Эрбиль, который леохлаждался быстрее, ских бензинов, но ив условиях их хражит в долине реки Заб. Из Эрбиля на нения. Но мы не пожалели об этой остановке. север, к границе, ведет превосходное В голову приходит целый ряд мер — асфальтированное шоссе. Дорога проВстречные автомобили также останопереместить насос в более прохладное легает через прелестное курортное мевились. Из них выскочило с полсотни место, заменить краны полностью герстечко Салахуддин и Шаклаву. курдов iB типичных белых штанах, подпометичными, улучшить бензин и др. Урок ясанных пиштентамицветастыми шаляБурный поток реки Барсрин зажат в на будущее: при движении по пересеми. Они взялись за руки и начали петь. узком каньоне. Проложенная здесь доченной местности важно учитывать наОгромный курд, ростом метра в два, р ога — настоящее произведение искусправление ветра. Встречный ветер — ловко бил в бубен. Раздались звуки зурства. Есть места, где она буквально вывсе будет хорошо, при ветре в спину и ны. Начались танцы. Чтобы запечатлеть сечена в скалах. плохом качестве бензина — хлопот не это красочное зрелище, мы пустили в Дорога поднималась все выше и выше, оберешься. ход фотоаппараты, включили магнитона десятки и сотни метров. Хотя здесь На следующий день, не доехав 150 фон. значительно прохладнее, подача топлива метров до цели, снова ждали 45 минут, — Это какой-то народный праздник?— снова стала задерживаться, а двигатель пока остынет двигатель. Нам стала ясной спросили мы Меджида, сопровождаюникак не хотел заводиться. необходимость привести в порядок пощего нас молодого учителя-курда. Раскаленный воздух вокруг насоса, дачу бензина прежде, чем наступит тротрубопровода и карбюратора испарял — Нет, нет, — засмеялся он. — Это пическое лето. Иначе придется «загобензин еще до того, как образовывалась свадьба. Они отпраздновали ее в Кейрать» и более продолжительное время смесь. Пришлось снять капот и отсоедисенджаке, сели в автомобили и едут или ездить с открытым капотом. нить трубопровод от воздушного фильтпраздновать еще раз в Сулейманию. Но обстоятельства отодвинули решера. С трудом доехали до последней Танцами руководил первый в ряду ние этого вопроса на длительный срок. иракской деревушки перед персидской танцор с поднятым платком. Он задавал границей — Хаджи Умрану, находящейтемп, определял порядок фигур. Прочие ся на высоте 1700 м над уровнем моря. (Продолжение следует) участники свадьбы сидели и стояли во-