12
13
Финал спартакиадыникова. Ни в полуфинале, ни в финале до самого финиша невозможно было сказать, кто из них окажется впереди. Лишь в решающем заезде серебряная медаль досталась иркутчанину. Итак, в списке новых чемпионов страны, за исключением В. Катомина, оказались молодые спортсмены. Показательно, что именно им достались призы Спартакиады, которая отличалась нетолько массовым размахом соревнований, но и рождением новых спортивных талантов.ПЖЩ *¥ >аг 1атС радостью и нетерпением собирались в Москву участники финальных соревнований по ипподромным гонкам. Каждый из них горел желанием продемонстрировать свое мастерство в столице, а заодно и поучиться, посмотреть, как надо проводить такие соревнования. Увы, в этом отношении разочарования начались еще до начала первенства. Назначенная тренировка из-за нераспорядительности дирекции соревнований была сорвана. И хотя формально ее провели за два часа до начала гонок, пользы она, разумеется, не принесла. Но самым неприятным было то, что дорожка московского ипподрома оказалась плохо подготовленной к мотоциклетным соревнованиям. Оголенные участки бетона с выбоинами и ямами на виражах обусловили большое количество падений, которые внесли свои несправедливые коррективы в ход борьбы и отравили настроение многим участникам. Среди них нашелся один — речь идет о Сергее Старых, — позволивший себе неэтичный поступок. Потерпев неудачу (он упал в одном из заездов), Старых пытался продолжать соревнования не на заявленном, а на другом мотоцикле. Судейская коллегия аннулировала его результат. Но, думается, что на этом нельзя поставить точку. Трудно предположить, что такой опытный спортсмен, как С. Старых, сделал подлог по незнанию правил. Скорее всего он рассчитывал, что его действия останутся незамеченными. Подобное происшествие на первенстве страны говорит о том, что в среде мотоспортсменов еще не создана атмосфера нетерпимости по отношению к нарушителям спортивной этики. А такая атмосфера — необходимое условие успеха в спорте. М. ТИЛЕВИЧ.ервенство СССР по автомобильному ралли разыгрывалось в нынешнем году на трудных горных трассах Закарпатья. Уже это обстоятельство само по себе говорит о многом, так как наши спортсмены, как известно, имеют еще мало опыта в соревнованиях на таких трассах. Положение осложнялось еще и тем, что путеводителем для участников оставался «Атлас автомобильных дорог СССР», карты которого мелки по масштабам и не всегда точны. Поэтому судейской коллегии пришлось составить более подробную схему трассы. Но самой большой «неприятностью» для участников оказалось плохое состояние дорог, изобиловавших ухабами, выбоинами, объездами. И тут выявилось одно характерное обстоятельство—нежданно-негаданно больше всех «пострадали» от этого опытные раллисты. Чем это объяснить? По-видимому, тем, что многие наши признанные лидеры в этом виде соревнований, избалованные хорошими дорогами, спасовали перед трудностями, между тем как шоферы-практики, даже мало выступавшие в ралли, оказались более закаленными и выносливыми. Спортсмены Московского завода малолитражных автомобилей (к их числу принадлежал и наш экипаж) предвидели, что предстоящие соревнования будут очень сложными т трудными, ,и не жалели ни сил, ни времени, чтобы как следует подготовиться к ним. Надо было прежде всего тщательно проверить каждый узел автомобиля, предусмотреть все до самых ничтожных, на первый взгляд, мелочей. Наш экипаж выступал на стандартном автомобиле «Москвич-407». Единственным отличием в нем являлся дополнительный заправочный бак на 65 литров, который служит вместо обычных канистр. На нашей машине установлен специальный спидометр мотоциклетного образца со счетчиком, который сбрасывает показания до нуля. Он облегчает контроль за пройденным километражем между двумя KB и упрощает расчеты. В своей штурманской практике я всегда веду все расчеты по астрономическому времени. В пути это, быть может, несколько усложняет задачу, но зато перед отметкой на KB дает столь важную здесь экономию времени. На этих соревнованиях впервые применялись условия пенализации, по кото-рым за опоздания на KB начислялись штрафные очки, без предоставления льготного времени; не пенализировалось лишь прибытие на пункты KB раньше указанного времени в пределах 3 минут. Все это заставило нас призадуматься над тем, как добиться предельной четкости действий при столь строгих условиях. Я составил график движения с интервалом в5км . Наш заводской спортсмен, мастер спорта В. Кроник, для облегчения своей задачи использовал специальные диски, на которых наносился километраж. Таких дисков бьшомного — с разницей в один километр. В центр такого диска он вставлял часы. Это, безусловно, очень хорошее приспособление, упраздняющее необходимость каких-либо расчетов, потому что часовая стрелка одновременно указывает в этом случае и время, и пройденное расстояние. Но пользоваться им можно только при очень точных часах; кроме того, при таком способе не возможен контроль на дистанции и ошибку часов уже не исправишь, Для спортсменов нашего завода трудности настоящего первенства усугубились еще тем обстоятельством, что мы прибыли в Ужгород буквально за несколько часов до начала соревнований и включились в них, можно сказать, с ходу, едва успев проверить машины после пробега в две тысячи километров от Москвы. И уж, конечно, никто из нас не успел отдохнуть перед стартом. Первый сюрприз ожидал участников уже, так сказать, на первых шагах — соревнования начались скоростной кольцевой гонкой с очень жестким нормативом. В него уложилось всего три стандартных автомобиля нашего класса и ни одного автомобиля класса до 2300 см 3 . Даже «Волги» едва выполняли заданный норматив. Поэтому мы с моим напарником Н. Сучковым были очень довольны своим результатом (23.06) в кольцевой гонке, который оказался лучшим в классе «Москвичей». Начало было хорошим! Мне, как участнику, конечно, трудно рассказать о всех перипетиях борьбы последующих трех дней, но многое из того, что произошло с нашим экипажем, было характерным также для других экипажей и может помочь представить общую картину соревнования. Итак, старт дан. С интервалом в две минуты автомобили уходят на трассу. Уже пройден первый пункт КВ. Начинаем понимать, что трудностей будет еще больше, чем мы ожидали. С наступлением темноты отсутствие карт очень сильно осложняло движение через перекрестки и развилки. Дорога все время петляет в горах, перевал следует за перевалом, а покрытие ее все время ухудшается. Ко всему этому, в первую ночь прибавился ураганный ветер, валивший большие деревья и телеграфные столбы на дорогу. Затем начался ливень. К трем часам ночи мы прошли около 800 км, не получив ни одного штрафного очка.На трассе Московского ипподрома. Финальный заезд в классе 175 см 3 . Фото Ю. КЛЕМАНОВА. KotfrnhacceiЗАМЕТКИ УЧАСТНИКА После заправки бензином и маслом мой напарник, Николай Сучков, желает мне успеха и приветливо машет вслед рукой. Отсюда начинается второй участок ралли, который, согласно Положению, предстояло пройти только одному из водителей. Перед уходом на трассу надо было выполнить несколько упражнений по программе скоростного фигурного вождения, которое впервые проводилось в ночное время, при освещении лишь стандартными фарами и подфарниками. Я выполнил эти упражнения с хорошим временем (93 секунды) и устремился на трассу. Этот участок пути был для меня трудным — ведь здесь спортсмен, оставшись в одиночестве, сам себе и водитель и штурман, не только посоветоваться, но даже и перемолвиться словом не с кем. А это иногда так необходимо! Мое «одиночество» не обошлось даром: в одном месте на перекрестке я свернул вправо и вскоре... пришлось возвращаться. Время было потеряно, и на этом участке я получил девять Штрафных очков. С горечью сообщаю Сучкову о своей неудаче, когда мы вновь объединяемся. Он подбадривает меня, говоря,, что еще больше половины трассы впереди и нельзя падать духом. Трасса третьего участка совпадала с трассой первого участка, только движение шло в обратную сторону. Это было не очень трудно, но зато на следующем участке идет один Сучков, а я отдыхаю; и тут оказалось, что ждать и волноваться за товарища еще труднее, чем самому ехать за рулем. К тому же я узнал, что вторая машина из состава нашей клубной команды заблудилась на трассе и проехала секретный КВ. Поэтому мы выбыли из командного зачета. Беспокоен сон спортсмена накануне старта, а во время соревнований тем более. И за час с лишним до того, как должен вернуться Николай, я уже прохаживаюсь у входного КВ. Не я один здесь — многие с волнением вглядываются вдаль, откуда должны появиться участники. Вот и наш автомобиль под номером 19. Мой партнер прибывает точно по графику, хотя и ему не удалось избежать в пути небольшой задержки, стоившей нам еще нескольких штрафных очков. Снова мы вместе. Остается последний участок ралли. Николай уже вторые сутки не смыкал глаз, но несмотря на усталость, он решает и дальше оставаться за рулем, а в моих руках — часы, график, схема и атлас дорог. И вот, наконец, долгожданный контрольный пункт; мы возвратились в Ужгород. Остается последняя кольцевая гонка. Она прошла для нас без особых приключений — и вот в общем итоге мы получили за скоростные соревнования 110,6 очка, а за дорожные — 30 очков, т. е. всего 140,6 очка. У экипажа С. Тенишев — Н. Ионкин несколько лучший результат в скоростных соревнованиях (108 очков), но зато они «нахватали» больше штрафных очков в дороге ив результате победа за нами: Николай Сучков ия становимся чемпионами страны и чемпионами Спартакиады по ралли. Не скрою, что я счастлив. Николай такое чувство ощущает не впервые: в прошлогоднем первенстве СССР он также был победителем. Накануне старта, отправляясь, по обычаю, вместе с другими чемпионами, чтобы поднять флаг соревнований, он мне шепнул: «Не так важно поднять флаг, как опустить его»— как известно, опускают флаг уже чемпионы новые. И вот мы, вместе с Другими новыми чемпионами страны и победителями Спартакиады опускаем флаг. 3 В классе автомобилей до 2300 см это — ленинградцы И. Гальперин и Н. Яковлев, 3 в классе свыше 2300 см — рижане Я. Стонис иФ . Машкевич, в классе специально подготовленных автомобилей — литовцы П. Шатас и В. Лаужецкас. Результаты в личном зачете, однако, лишь частично отражают итоги первенПЕРВЕНСТВА СССР ПО РАЛЛИ бу, и тем не менее вдруг оказались победителями. Мне хочется сказать по этому поводу несколько слов. Победа команды Туркменской ССР явилась, безусловно, результатом высокой сплоченности коллектива и большой его воли к победе. По этим показателям туркменские раллисты далеко опередили многие признанные коллективы, что и принесло им заслуженный успех. Но в спорте не менее важно и личное мастерство, стремление к совершенствованию. А в этом отношении результаты отдельных туркменских спортсменов прямо-таки настораживают. Достаточно напомнить лишь то, чему мы сами явились свидетелями. По воле жребия две машины из туркменской команды (все они выступали на «Москвичах-407») оказались нашими соседями — у нас был номер 19, а у них 17 и 21. И вот, зная о том, что мыВ программу соревнований входили гонки по бетонной кольцевой трассе. ства СССР по ралли 1961 года, которое, как известно, было также и финалом Спартакиады по техническим видам спорта. Основным и наиболее важным показателем здесь был, разумеется, командный зачет и прежде всего — итоги борьбы между командами двенадцати союзных республик, Москвы и Ленинграда. А в этом зачете исход соревнований был совершенно неожиданным — победила молодая команда Туркменской ССР, три зачетных экипажа которой набрали в общей сумме 197 марок, т. е. больше, чем сильные команды Эстонской ССР, Латвийской ССР и Москвы, занявшие последующие места. На пятом месте оказалась команда Литовской ССР и на шестом — команда Ленинграда. Туркменские спортсмены впервые приняли участие во Всесоюзных соревнованиях по ралли. Они имели мало опыта, слабо знали штурманскую служне впервые участвуем в подобных соревнованиях, туркменские раллисты решили применить нехитрый метод — прямо со старта «садились» нам на «хвост». Я вовсе не собираюсь осуждать их за это, тем более, что как водители они показали себя с лучшей стороны — впервые участвуя в ралли по горным дорогам, они отлично выдержали труднейшие испытания. Но надо сказать, что использование подобного метода в ралли чревато тяжелыми последствиями и вносит в общий зачетный результат явный элемент случайности. Так, описанный выше «метод» дважды чуть не свел все усилия туркменской команды на нет. В первый раз экипаж машины № 21 несколько отстал от нас и проскочил без отметки СКВ, за что и был наказан штрафными очками. А на заключительной кольцевой гонке тот же экипаж туркменской команды, пытаясь выдержать наш график, перевернул машину.13Финал спартакиады