1ФИНАЛПо всей нашей великой стране прошагала Всесоюзная спартакиада, подружившая с техническим спортом миллионы юношей и девушек. Ее шаги саженьи можно было увидеть ив небывалом размахе соревнований, и в появлении многих сотен новых спортивных секций и команд, и в рождении замечательных рекордных достижений. Старт этой Спартакиады был дан в июне прошлого года на заводах и на фабриках, в учебных заведениях и учреждениях, в колхозах и совхозах. Постепенно расширяясь, Спартакиада охватила города и районы. Затем пришла пора состязаться спортсменам в областях, краях и республиках. И вот настал, наконец, день, когда из 16 миллионов, принявших старт Спартакиады, финишировали три тысячи самых умелых, волевых и ловких. Не всем из них удалось попасть 24 июня на столичный ипподром, где состоялся торжественный церемониал открытия финальных соревнований (помимо Москвы заключительные встречи проходили еще в9 городах). Но у тех, кто побывал здесь, долго не изгладится из памяти это волнующее зрелище. Все, что видели на ипподроме участники и многочисленные зрители, среди которых были наши зарубежные гости, руководители оборонно-спортивных обществ. социалистических стран — говорило о мужественной красоте, привлекательности технического спорта, о многообразии его видов, о том, как далеко шагнул он за последние годы. ...Это был один из самых массовых и ярких праздников, когда-либо проведенных на центральном ипподроме. Призывный звук фанфар возвестил о его начале. Председатель ЦК ДОСААФ генерал армии Д. Д. Лелюшенко и секретарь ЦК ВЛКСМ Л. В. Карпинский принимают рапорт командующего парадом. Подъем государственного флага Советского Союза — и вот уже запели маршевую мелодию трубы военного оркестра. Начался парад спортсменов, парад машин и моторов. В автомобильном строю перед трибунами проехали представители всех родов технического спорта. Для участия в этом шествии спустились на землю воздушные спортсмены: планеристы, бесшумно парившие в облаках, парашютисты, ознаменовавшие спартакиаду мировыми рекордами, замечательные досаафовские летчики, водители вертолетов. Ради парада оставили в воскресный день водные станции водномоторники и их П коллеги — морские многоборцы и аквалангисты. Свои модели — авиационные, автомобильные и судовые — привезли на этот праздник моделисты. В автоколоннах, проследовавших по дорожкам ипподрома, можно было увидеть и радистов и мастеров меткого огня. Но основной, ударной силой этого парада были автомотоспортсмены. Их машины наполнили ипподром радостным гулом моторов. Имена многих участников механизированного марша были хорошо известны зрителям. Опоясанные лентами с многочисленными медалями, ехали заслуженные мастера спорта Э. Лорент, В. Никитин, А. Новиков, А. Шумилкин — неоднократные рекордсмены страны и мира, чья спортивная слава перешагнула границы Родины. Проплыли мимо трибун ракетообразные корпуса гоночных автомобилей, новые спортивные мотоциклы, карты, колонн?, машин — участников ралли «Москва — Одесса», шеренги московских мотоциклистов. Автомотоспортсмены были властителями и второй части праздника, включавшей спортивные выступления. На дорожках проходили состязания по мотоциклетному кроссу (с искусственными препятствиями), ипподромные гонки на мотоциклах, скоростные соревнования автомобилистов. Спортивные встречи прошли в острой борьбе. Так, буквально на последней прямой вырвал победу в кроссе перворазрядник из Серпухова Е. Анисимов. Один из самых молодых мастеров спорА та Ю. Оленев (Московская область) одержал верх над своими соперниками в ипподромкых мотогонках. Затем надолго дорожкой завладели автомобилисты. Серийные «Москвичи» и «Волги», спортивные и гоночные машины поочередно устремлялись в «бой», а в финале (где стартовали победители каждого заезда) они оказались рядом. Этот заключительный заезд К автомобилистов, разыгранный с гандикапом, заставил зрителей изрядно поволноваться. Смогут ли «достать» гоночные машины «Москвича»? Оказалось, что сделать это не так-то просто, когда за рулем серийной машины сидит мастер своего • дела. Спортсмен-перворазряднин Ю. Лисовский стал победителем этих соревнований, выступая на автомобиле «Моснвич-407». И Несколько часов продолжался праздник торжественного открытия Спартакиады — праздник молодежи, горячо любящей спорт и технику. А тем временем на трассе мотокросса в Ленинграде, картодроме в Расторгуеве, гаревой дорожке в Уфе и на Хнмнинском водохранилище уже начались упорные схватки за почетные трофеи Спартакиады. О том, как проходили эти финальные соревнования, мы расскажем в этом и следующих номерах нашего журнала.СА РТАд ы миллионовюлетописи мотоспорта грузинские гонщики никогда особенно не блистали. Они, как правило, ХОДИЛИ з «середнячках» и не являлись конкурентами москвичам, украинцам, спортсменам Прибалтики. Никто из членов команды Грузии не показал феноменальных результатов ив личном зачете первенства страны 1961 года. И все же победа четверки — С. Лиоминиди, В. Григоряна, И. Шония, Г. Колумбегашвили, завоевавших командный кубок в первенстве страны по ипподромным гонкам, была бесспорной и заслуженной. Самые дружные оказались и самыми сильными. Не было на этих соревнованиях коллектива более сплоченного, чем команда грузинских мотогонщиков. Именно это качество склонило чашу весов в их пользу. Одержанная ими победа особенно почетна потому, что никогда на первенства страны по ипподромным гонкам республика не присылала таких сильных и ровных команд, как на эту встречу. Ведь она была еще и финалом Всесоюзной спартакиады! В составах команд можно было увидеть не только известных «ипподромщиков», но чемпионов и призеров первенств страны по другим видам мотоциклетных соревнований — ледяной и гаревой дорожке, шоссейно-кольцевым гонкам. В. Катомин, В. Хельм, В. Стальгис, iB. Кузнецов, Л. Дробязко — одно перечисление этих имен достаточно внушительно. Однако грузинских спортсменов не смутил авторитет соперников и они смело ринулись в бой. Положение о первенстве 1961 года резко отличалось от прошлогоднего, неудачно копировавшего гонки по гаревой дорожке. Составители его, кажется, нашли те формы и принципы проведения соревнований на ипподроме, которые сводят к минимуму элемент случайности ив то же время позволяют сделать гонки по-настоящему интересными, захватывающими.В