ПЕРВЕНСТВО ПО СПОРТИВНЫМВторым этапом розыгрыша первенства мира нынешнего года явилась гонка в Сицилии, известная под названием «Тарга Флорио», проводившаяся здесь в 45-й раз. Трасса этой гонки длиной в 71,9 километра является одной из самых трудных в мире. Она проходит в значительной своей части по горной каменистой местности, меж голых скал и густых лесов и насчитывает более 700 поворотов. Дистанция гонки — 720 км. В нынешнем году к старту было заявлено 58 экипажей, однако основная борьба, к аки «а гонках первого этапа розыгрыша в Себринге, развернулась между двумя фирмами — итальянской Феррари и западногерманской Порше, автомобили которых значительно превосходят английские, американские и другие спортивные машины. Конструкторы завода Порше после поражения в Себринге (см. «За рулем» № 6) подготовили к гонке «Тарга Флорио» свой новый спортивный автомобиль с двигателем 1966 см 3 , увеличенной на 100 мм колесной базой и улучшенной в аэродинамическом отношении формой кузова. Забегая вперед, можно сказать, что «боевое крещение» этого автомобиля в Сицилии проходило в весьма драматической обстановке и закончилось неудачно; тем не менее большинство специалистов предсказывает этой конструкции большое спортивное будущее. Руль своего нового автомобиля фирма Порше доверила экипажу в составе таких «асов», «ак Стирлинг Мосс и Грэхем Хилл. Лучший автомобиль фирмы Феррари вели Трипе и Гендебьен. Старт в гонке «Тарга Флорио» дается обычно раздельный, с интервалами в 30 секунд. И на этот - раз сохранился обычный порядок, причем первыми пускались машины, показавшие лучшее время на тренировочных заездах. Уж;е после первого круга Мосс выигрывал у Бониера 3 секунды, а у Трипса 42 секунды. В дальнейшем на протяжении девяти кругов между этими тремя экипажами шла ожесточенная борьба, в процессе которой трижды был побит рекорд лучшего круга трассы. Выигрыш Мосса, пошедшего на последний круг, не вызывал ни у кого сомнений. Каково же было всеобщее удивление, когда в рассчитанное многочисленными зрителями время ожидавшегося финиша Мосса перед трибунами промчался «Феррари» под управлением Трипса. Последний круг гонщик прошел за 40 минут и3 секунды, т. е. о небывалой на этой трассе рекордной скоростью (107,85 км/час). Мосс же, пройдя 713 километров (т. е. 99 проц. дистанции!), был вынужден остановиться за 7 километров от финиша из-за поломки в трансмиссии автомобиля. Несмотря на то. что второе, третье и шестое места заняли экипажи автомобилей Порше (Боннер — Гурней. Герман — Барт и Пуччи — Штреле), фирма Феррари этой победой весьма упрочила свое лидирующее положение в розыгрыше первенства мира. Победители (Трипе и Гендебьен) прошли дистанцию 720 км (10 кругов) за 6:57.39,4, т. е. со средней скоростью 103,43 км/час. Этот результат является рекордом трассы. Третий этап розыгрыша первенства мира — 1000-километровые гонки на Нюрбургском кольце — протекал в весьма необычной обстановке и принес много неожиданностей. Достаточно скаМИРААВТОМОБ1зать, что незадолго до старта на трассе резко испортилась погода, пошел снег (в разгаре лета!) и на протяжении почти всей дистанции (44 круга по 22,8 км) гонщики испытывали необычные дорожные трудности. Сначала обстановка на трассе складывалась так же, к акив гонках двух предыдущих этапов, на которых борьба шла в основном между экипажами, выступавшими на «Феррари» и «Порше». Американец Филипп Хилл, выступавший на «Феррари» в одном экипаже с немцем Трипсом, несколько оторвался от преследовавшего его на «Порше» англичанина Стирлинга Мосса. Далее следовали еще два экипажа «Феррари» и лишь пятым был Маетен Грегори на автомобиле «Мазерати». Но начиная с 21 круга в ходе гонки начались перемены. Так, на одном из самых трудных поворотов Северной петли Нюрбургского кольца (он называется «Ласточкин хвост») потерпел небольшую аварию Гинтер. На следующем круге вышел из строя автомобиль «Порше», которым управлял Мосс. А вскоре потерпел тяжелую аварию лидер гонки Хилл, азтомобиль которого не вписался в поворот и. перевернувшись несколько раз, сгорел в 20 метрах от трассы (гонщик остался невредим). Тогда-то и вырвался вперед Грегори. Он первым закончил гонку о результатом 7 : 5 1 . 39,2, что соответствует средней скорости 127,6 км/час. Напряженная борьба развернулась за второе место. Выступавшие на одном из автомобилей «Феррари» мексиканские гонщики, братья Гонзалец, увлекшись преследованием лидера, потерпели аварию на «Ласточкином хвосте» — разорвалась шина правого переднего колеса. Гонщики все же медленно доехали до боксов (более 3 километров), успели сменить колесо и продолжали гонку. Тем временем оставшийся без машины Трипе (партнер Хилла) пересел на другой автомобиль, шедший на десятом месте, и в течение нескольких кругов сумел вывести его на третье. Между Трипсом и братьями Гонзалец развернулась напряженная борьба, закончившаяся победой мексиканцев. Перед 24-часовыми гонками в Ле-Ма• не лидирующая фирма «Феррари» переукомплектовала экипажи, доверив руль своего лучшего автомобиля Филиппу Хиллу и Оливье Гендебьену. Эти гонщики сразу же вышли вперед. Однако к исходу второго часа гонки на трассе произошла авария — англичанин Брюс Хальфорд на повороте задел задней частью своего автомобиля о земляной барьер ограждения, в результате чего машина несколько раз перевернулась, а гонщика выбросило на трассу. Соревнование пришлось прервать на 16 минут. После 12 часов непрерывной гонки лидировали братья Родригец, после 16 часов — вновь Хилл и Гендебьен. Они и были победителями, пройдя за 24 часа дистанцию 4 476,6 км, что соответствует средней скорости 186,5 км/час. В результате этой победы фирма Феррари, набрав 30 очков после четырех этапов розыгрыша, обеспечила себе победу, независимо от исхода 6-часовых гонок в Пескаре. Борьба на этом последнем этапе развернется, главным образом за второе место, между фирмами Порше и Мазерати, имеющими почти' одинаковое количество зачетных очков.Нордвике. Из стартовавших 132 экипажей до финиша дошел 101 экипаж. Победы в своих классах одержали известные раллисты Г. Вальтер и Е. Шток (ФРГ), К. Ског и Р. Ског (Швеция). Д. Рей и Г. Бурграф (Франция); женский экипаж Пат Мосс и Энн Уиздом (Англия) победил в своем классе 11 мужских экипажей; но в общем зачете по итогам ралли первенствовал английский экипаж Г. Маббс — Л. Грифнтс, оставив перечисленные выше экипажи на последующих местах. Следующее соревнование — «Ралли Акрополис» проводилось на дистанции вдвое меньшей, но включало в себя кольцевую гонку на 400 км и горную гонку на горе Парнас. Трасса кольцевой гонки в 400 км была разбита на 14 зачетных участков, из которых лишь два имели асфальтовое покрытие, и изобиловала трудными поворотами; если к этому добавить, что в период гонки шел дождь, то нетрудно понять, почему именно на этом участке решалась судьба всего соревнования. Гонку, а с ней и общий зачет в ралли, выиграли Е. Карлссон и В. Карлссои, выступавшие на автомобиле «Сааб»; на втором месте были тоже шведские спортсмены Г. Андерсон и К. Ломандер, выступавшие на «Вольво». В этих соревнованиях неплохо показали себя также раллисты Германской демократической республики, известные советским спортсменам по двухкратному участию в «Ралли мира и дружбы» Отто и Ханф, выступавшие на «Вартбурге». Заняв в «Ралли Акрополис» высокое второе место на автомобиле отечественного произвдетва, шведы Г. Андерсон и К. Ломандер решили выступать в «Ралли тысячи миль» (Милле — Миглия) на итальянском спортивном автомобиле «Феррари». Расчет их был прост — этот автомобиль развивает большую скорость, а трасса ралли (да и условия его проведения) весьма мало отличаются от традиционных гонок «Милле — Миглия», которые в течение ряда лет входили в зачет первенства мира по гонкам на спортивных автомобилях («Кубок конструкторов»), Следует признать, что шведы не ошиблись в своем выборе ис большим претгмуществом выиграли соревнование. однако победа эта не была полноценной. Дело в том, что за несколько минут до начала соревнований, многие участники первенства Европы отказались принять старт, будучи не согласны с некоторыми условиями зачета. Особенно это касалось малолитражных автомобилей, которые (из-за того, что в этих ралли отдавалось особое предпочтение результатам скоростных соревнований) практически не имели шансов на победу в общем зачете. В итоге из 150 заявленных к старту экипажей, в ралли участвовало лишь 80. Наиболее трудными из девяти скоростных соревнований, входивших в программу «Ралли тысячи миль» были гонки на автодроме Монца и горные гонки на перевале Фута. Андерссон первенствовал на автодроме, но горный участок лучше всех прошел итальянец Кабианка, который вместе со своим напарником Проволо, вышел на второе место в общем зачете. Высокое пятое место в общем зачете занял (на автомобиле «Порше») один из лидеров европейского первенства Вальтер, выступавший на этот разв паре со Штрале. Таким образом, после четырех этапов розыгрыша первенства Европы в группе лидеров прочно обосновались шведы Г. Андерсон, Е. Карлссон и К. Ског, а также немец Г. Вальтер, в то время как другие победители отдельных соревнований не сумели закрепить свой успех в последующих. Спортивные обозреватели предсказывали Г. Андерсону победу также ив «Ралли полуночного солнца», но здесь фаворитом оказался другой претендент на звание чемпиона Европы, а именно — Карл Ског. Он оторвался от ближайшего конкурента почти на 100 очков, в то время, как разница вштрафных очках у участников, занявших последующие места, была очень маленькой. Гуннар Андерссон. например, занявший пятое место (509 очков), получил больше, чем Бергер всего на два очка и меньше, чем Ионссон на одно очко. Экс-чемпион Европы Рене Траутман (Франция) выступил в этом соревновании лучше, чем спортсмены всех других стран, он занял... седьмое место, сумев пробить «брешь» в списке по крайней мере полутора десятков шведов, занявших высокие места в общем зачете.ПЕРВЕНСТВО ЕВРОПЫ ПО РАЛЛИРозыгрыш первенства Европы по ралли в нынешнем году проходит под знаком известного превосходства шведских спортсменов, выступающих как на отечественных «Вольво» и «Сааб», так и на автомобилях других европейских марок. Наиболее убедительно это выявилось в «Ралли Полуночного солнца», где шведские спортсмены, хорошо знающие местные дорожные условия, заняли первые шесть мест. Но и перед этим, в зачетных ралли «Милле-Миглия» (Италия) и «Ралли Акрополис» (Греция), шведские спортсмены первенствовали, а в «Ралли тюльпанов» заняли высокие призовые места. «Ралли тюльпанов» явилось вторым этапом розыгрыша первенства Европы после «Ралли Монте-Карло» (см. «За рулем» № 6). Оно проводилось на дистанции 4000 км, проходящей на территории Голландии, Бельгии, Люксембурга и Франции, со стартом и финишем в30