ПЕРВЫЙАвтор публикуемой статьи, победитель первенства СССР по ралли в классе I В. Щавелев за рулем автомобиля на трассе соревнований. Все это говорит о том, что метод «копирования» в ралли таит в себе весьма серьезные опасности и добиться на этом пути настоящего закономерного успеха нельзя. Туркменские товарищи не должны обольщаться своей победой, ее следует рассматривать как стимул для дальнейшего овладения трудным мастерством раллиста. Итак, соревнования закончены. Очи, безусловно, послужили хорошей школой для участников, помогли им повысить мастерство вождения в горных условиях. Особенно важно то, что трасса и условия соревнований были выбраны с учетом международных встреч, предстоящих в будущем году. Два замечания хочется сделать в адрес организаторов соревнования. Вопервых, мне кажется, что три дня и две ночи безостановочного движения — это слишком большая нагрузка для спортсмена. Тем более это почувствовалось в Ужгороде, где дирекция соревнований (С. Л . Бескаравайный) вообще не проявила необходимой заботы о спортсменах — плохо было поставлено дело с питанием и доставкой к месту отдыха, в котором все так нуждались после первого кольца; нечетко была организована и заправка бензином. Как участник большинства ралли, проведенных за последние годы, я убедился, что в течение соревнования нужен отдых на 3—4 часа, как это практикуется, например, в международном ралли «За мир и дружбу». Во-вторых, надо сказать, что служба времени на этих соревнованиях тоже была не всегда на высоте. Некоторые судьи на KB пользовались часами без большой секундной стрелки, а кое-где даже своеобразной комбинацией будильника и секундомера. Это приводило порой к ошибкам при фиксировании времени прохождения дистанции участниками. А ведь на ралли каждая секунда дорога! В. ЩАВЕЛЕВ, мастер спорта, чемпион СССР по ралли 1961 г.СТАРТУспех микроавтомобиля «Запорожец» на первенстве РСФСР по ралли.звестие о том, что «Запорожец» И; будет стартовать на первенство РСФСР 1961 года по автомобильному ралли, было встречено участниками и судьями по-разному. Многие советовали и не пытаться вступать в борьбу с более мощными «Москвичами». Однако вскоре отношение к «Запорожцу» изменилось. Многочисленные зрители, встречавшие участников у пунктов KB, с большим нетерпением ждали микролитражку. И, как правило, «Запорожец» не заставлял себя ждать. Добротная машина прошла всю дистанцию без всяких неполадок. Надежный двигатель и удачная конструкция ходовой части позволяли держать на плохих дорогах большие скорости, зачастую недоступные для «Москвича». На участке трассы после села Дивное шедший следом за «Запорожцем» экипаж «Москвича» пытался догнать микроавтомобиль, чтобы сверить график. Но сделать это водителям «Москвича» удалось только на следующем КВ. В качестве дополнительных соревнований судейская коллегия включила гонки по ипподрому, скоростной подъем, слалом и состязание по фигурному вождению. Конечно, в гонках по ипподрому ив скоростном подъеме «Запорожцу» было трудно тягаться с «Москвичами», в классе которых он был заявлен. Однако результат, показанный экипажем микролитражного автомобиля в скоростном подъеме на холм, не уступал тем, которых добились экипажи «Побед». А в слаломе и фигурном вождении преимущество юркого «Запорожца» было очевидно. Окончательный результат соревнований превзошел все ожидания — экипаж «Запорожца» показал лучший результат во всех классах автомобилей. К сожалению, соревнования не обошлись без недоразумений и накладок, которые становятся — увы! — типичными Для ралли. Сколько говорилось о необходимости иметь ^хорошие часы на пунктах контроля времени! Но ив этот раз на KB в городе Черкесске использовались такие «хронометры», как старые будильники и даже... шахматные часы. Неприятное впечатление произвел тот факт, что для поднятия флага соревнований не был приглашен прошлогодний чемпион РСФСР по ралли, мастер спорта П. Казьмин, выступавший вне конкурса. Кстати, о выступлениях вне конкурса: три экипажа Москвы не смогли получить разрешения выступить хотя бы в личном зачете, не говоря уже о командном. В то же время спортсмены Ленинграда участвовали в соревнованиях на равных правах со всеми, правда, под маркой «Ленинградской области». Создается впечатление, что в этом вопросе не было проявлено достаточной принципиальности. Удачно выбранная трасса требовала от спортсменов максимального напряжения. Малейшее ослабление внимания приводило к неприятным последствиям, как это случилось, например, с опытным раллистом, мастером спорта Б. Боришанским (Калининградский АМК). По разным причинам не финишировало 11 автомобилей из стартовавших 36. Неплохо выступил женский экипаж. Спортсменки из Пятигорска Л . Кардецкая и М. Хлебникова, впервые участвуя в соревнованиях такого масштаба, заняли шестое место в классе «Москвичей». Первенство РСФСР и победу в республиканской Спартакиаде завоевала команда Саратовской области. Среди коллективов физкультуры сильнейшей оказалась вторая команда Калининградского автомотоклуба ДОСААФ . В личном зачете абсолютно лучший результат был показан выступавшими вне конкурса на автомобиле «Запорожец» В. Столбовским и автором этих строк. В классе автомобилей «Победа» первое место завоевал экипаж в составе В. Недопекина и С. Чурилова (Московская область), в классе автомобилей «Москвич» первенствовали Л. Рабинович и В. Боровик (Ленинградский совнархоз) и в классе автомобилей «Волга» — Ю. Игнатенко иФ . Тимир-Булат (Краснодарский край). Ю. МИХАЙЛОВ, мастер спорта.На пункте .'(.'НИ ночью. контроля вреФото Ю. КЛЕМАНОВА.14