18
19
НОВЫЕБ. КАРМАНОВ, ведущий конструктор ЦКЭБ мотоцнклостроенияПоскольку конструкции мотоциклов С-360 и С-259 аналогичны, расскажем лишь об устройстве базового С-259. Параметры, неодинаковые для мотоциклов, приведены ниже. Двигатель С-259 — двухцилиндровый с двумя верхними распределительными валами. Алюминиевые цилиндры выполнены раздельно, расположены они поперек оси рамы мотоцикла и наклонены вперед под углом 10° к вертикальной оси. В цилиндры запрессованы гильзы из высоконикелевого чугуна, обладающего большой износостойкостью. Картер является общим для двигателя, коробки передач и сцепления, в его нижней полой части находится резервуар для масла. Преимущества такого картера: меньший вес, снижение центра тяжести мотоцикла, ускорение прогрева масла при запуске двигателя. Картер состоит из трех частей и двух крышек, имеющих разъемы вдоль оси рамы мотоцикла и отлитых из магниевого сплава. Коленчатый вал двигателя — двухколенный, трехопорный. Он собирается из четырех частей, соединяемых торцовыми Щлицами, и стягивается тремя болтами с дифференциальной резьбой. В большой головке шатуна применен двухрядный роликовый подшипник с сепаратором из дюралюминия. Ролики работают, с одной стороны, по кольцу, надетому на каждый кривошипный палец коленчатого вала, а с другой — по телу шатуна. Шатуны—стальные (усиленные), полированные, с бронзовыми втулками в малых головках. Поршни двигателя сделаны из жаростойкого алюминиевого сплава и отлиты в кокиль. Каждый поршень снабжен двумя компрессионными, одним маслосъемным кольцами и соединен с шатуном плавающим пальцем. Привод механизма газораспределения осуществляется от коленчатого вала тремя цилиндрическими и семью коническими шестернями. Вращение от нижних шестерен распределения, размещенных в картере двигателя, передается наверх к шестерням, смонтированным в картере распределительного механизма при помощи вертикального вала, ось которого параллельна осям цилиндров. Вал соединяется с ведомой нижней конической шестерней эвольвентными шлицами. В верхней части он имеет коническую шестерню, выполненную за одно целое с ним и входящую в зацепление с конической шестерней, изготовленной так же за одно целое с задним распре-СОВЕТСКИЕ ГОНОЧНЫЕ МОТОЦИКЛЫва года тому назад ЦКЭБ мотоцнклостроения изготовило первые опытные образцы нового гоночного мотоцикла С-259 (класс до 250 см 3 ), созданного в содружестве советскими и чехословацкими специалистами. На этих мотоциклах не раз весьма успешно выступали советские гонщики в сезоне 1960/61 г. Так, заслуженный мастер спорта Николай Севостьянов дважды выиграл звание чемпиона СССР по шоссейно-кольцевой гонке 'И завоевал первое место в международных соревнованиях на таллинской и рижской трассах. На базе мотоцикла С-259 в 1960 году ЦКЭБ спроектировало и. изготовило первые образцы мотоцикла С-360 (класс до 350 см 3 ), которые также хорошо зарекомендовали себя на всесоюзных и международных соревнованиях. Увеличение рабочего объема с 247 до 347 см 3 получено за счет большего хода поршня и диаметра цилиндров. Поэтому кривошипно-поршневая группа двигателей С-259 и С-360 не взаимозаменяемы.ДБольший рабочий объем двигателя С-360 потребовал изменения диаметров клапанов и диффузора карбюраторов. Увеличение мощности, крутящего момента и скорости двигателя заставило усилить сцепление, увеличить шаг цепи и изменить передаточное число заднейТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА С-259 125 190 55 X 52 10.7 — 11.0 38—39 л. с. при 11 500 — 11 900 об/мин. С-360 130 210 62 X 57.6 10,7 — 10.8 50.5 — 50.6 л. с , при 10 100—10 200 об/мин.Вес мотоцикла (сухой) в обтекателе кг. Наибольшая скорость в обтекателе км/час Диаметр цилиндра и ход поршня Степень сжатия Максимальная мощность двигателяпередачи, а также применить шины большего размера. Все остальные узлы обоих мотоциклов взаимозаменяемы.делительным валом. Вращение от него к переднему валу передается двумя коническими шестернями, хвостовики которых образуют горизонтальный вал.18 Таким образом, коническая шестерня заднего распределительного вала входит в зацепление еще с двумя коническими шестернями (вертикального и горизонтального валов) и является по отношению к ним промежуточной (паразитной). Оба хвостовика шестерен горизонтального вала соединяются между собой при помощи муфты с эвольвентными шлицами и вращаются в двух бронзовых втулках. Каждый распределительный вал вращается на четырех шарикоподшипниках, и на нем монтируются по два кулачка. Впускные и выпускные кулачки имеют различные профили, а потому они невзаимозаменяемы. Кулачки прикреплены к муфтам с помощью цилиндрического штифта и гайки. Муфта насаживается на крнус распределительного вала и затягивается той же гайкой. Ослабив ее, можно поворачивать муфту относительно распределительного вала ите * самым ставить кулачок в нужное положение. Так обеспечивается точность установки и перестановки фаз газораспределения. Картер распределительного механизма крепится к двум раздельным головкам цилиндров винтами и болтами. Обе головки в сборе с картером механизма распределения монтируются на двигатель как одно целое. Выпускные клапаны двигателя выполнены из жаростойкого сплава, впускн ые — из титанового. Клапаны работают в бронзовых направляющих. Клапанные пружины —двойные, цилиндрические. Управление клапаном от кулачка производится одноплечим рычагом (рокером) через шарик, срезанный с нижней стороны. Регулировка зазора в клапанах осуществляется подбором таких шариков, имеющих разную высоту среза. На торец штока клапана надет колпачок из закаленной стали. Для повышения износостойкости трущиеся поверхности рокеров и кулачков наплавлены сормайтом. Система смазки двигателя С-259 циркуляционная с сухой кривошипной камерой. Циркуляция масла обеспечивается двухступенчатым шестеренчатым насосом, смонтированным в правой крышке картера. Масло забирается из маслсрезервуара через сетчатый фильтр с крупной сеткой и, пройдя маслонасос, прокачивается через другой фильтр с белее мелкой сеткой, размещенный в правой крышке картера. Затем путь масла разветвляется: часть смазки подается по сверленым каналам к вкладышу средней опоры коленчатого вала и идет в два маслоуловительных кольца, приклепанных к обеим средним щекам коленчатого вала. Далее масло центробежной силой нагнетается по сверлению в кривошипном пальце каждой из щек и через паз, образованный срезанной частью зуба торцовых шлиц, поступает к кольцевой канавке, выполненной на внутренней поверхности кольца роликового подшипника большой головки шатуна. При этом в маслоуловительных кольцах происходит очистка масла (центрофугирование). Из кольцевой канавки масло нагнетается через ряд радиальных сверлений в кольце на беговую дорожку роликов. Другая часть масла подается вверх по шлангу к картеру распределения. Здесь под давлением смазываются втулки шестерен горизонтального вала и рокеров, а также трущиеся поверхности кулачков и рокеров. Все остальные узлы и сопряжения двигателя смазываются разбрызгиванием и самотеком. Из верхней части двигателя масло стекает в маслорезервуар картера по двум трубкам, расположенным впереди цилиндров. Вторая ступень маслонасоса откачивает масло из кривошипной камеры картера в маслорезервуар. При этом масло подается по сверленным каналам в верхнюю часть полости коробки передач и попадает на ее шестерни. На нижней стенке полости сделан паз и отверстие для стока масла в маслорезервуар. Поскольку шестерни коробки передач не погружены в масло, гидравлические потери отсутствуют. Для определения необходимого уровня масла в резервуаре в правой части картера имеется контрольное отверстие. Система зажигания в новых гоночных мотоциклах питается от аккумуляторной батареи, работающей на разряд. Для ускорения процесса сгорания каждая головка цилиндра снабжена двумя свечами. Поэтому применен прерыватель с двумя молоточками и две двухискровые катушки. На двигателе установлены высококалильные свечи ТО, 85 или ТОБ с десятимиллиметровой резьбой вверткой части, длина которой равна 18 мм. Прерыватель выполнен в виде отдельного агрегата на самостоятельных опорах. Он имеет передаточное отношение привода 1 : 2, расположен на правой крышке картера и приводится во вращение от промежуточного вала распределения. Система питания состоит из двух прямоточных карбюраторов и одной отдельной поплавковой камеры. На С-259 применены карбюраторы К-99С с диаметром диффузора 28 мм, а на С-360—К-99М (30 мм). Топливный бак изготовлен из листового алюминия и крепится к раме мотоцикла на подушках резиновыми кольцами. Для контроля числа оборотов двигателя мотоцикл имеет тахометр.Крутящий момент от двигателя передается двумя цилиндрическими шестернями с передаточным числом 2,385. Многодисковое сцепление, работающее в масляной ванне (трущаяся пара — пластмасса по стали), снабжено пятью нажимными цилиндрическими пружинами. На мотоцикле применена шестиступенчатая, трехходовая коробка перемены передач (без прямой передачи), имеющая два вала. Шестерни коробки передач, не связанные жестко с валами, вращаются на роликовых подшипниках. Передаточные числа коробки передач: 2,154; 1,563; 1,279; 1,10; 1,00; 0,909. Включение передач производится посредством кулачков и пазов, выполненных непосредственно на шестернях. Последние вместе с кулачками передвигаются по шлицам валов тремя вилками, управляемыми барабаном с тремя фигурными пазами (в них входят выступы вилок). Фиксация передач обеспечивается пружинным фиксатором, который входит в соответствующие углубления барабана. Задняя силовая передача — цепная, открытая. Регулировка натяжения цепи производится смещением оси заднего колеса при помощи натяжек. Ходовая часть. В новых гоночных мотоциклах применена двойная трубчатая рама (закрытая, сварная). Телескопическая передняя вилка снабжена гидравлическими амортизаторами. Задняя подвескарычажная с качающейся вилкой. Элементами подрессоривания задней подвески являются цилиндрические пружины, размещенные в корпусах гидравлических амортизаторов. Пружины не закрыты кожухами, что улучшает охлаждение амортизаторов. Для создания переменной жесткости наружный диаметр пружин прошлифован на конус. Колеса мотоциклов не взаимозаменяемы и имеют дюралюминиевые обода. Ступицы колес отлиты из магниевого сплава. В тормозных барабанах запрессованы чугунные гильзы, причем сами тормоза — двухколодочные, двухкулачковые (самозатормаживающиеся). Для лучшего охлаждения тормозного барабана ступицы колес снаружи оребрены. Кроме того, на переднем тормозе есть еще заборник воздуха. Мотоцикл имеет седло-подушку из губчатой резины и снабжен обтекателем из стеклопластика, выполненным в соответствии с правилами ФИМ . Таковы в общих чертах основные особенности новых гоночных мотоциклов, которые, как показали соревнования, могут успешно соперничать с мотоциклами зарубежных фирм.Общий вид двигателя С-259.Разрез двигателя С-259.