АВТОмодельное многоборьеикогда еще автомодельный корт Центрального автомотоклуба СССР не выглядел так празднично, как в июле этого года. Здесь «а бетонной до ­ р ожке разыгрывался финал Спартакиады по техническим видам спорта среди автомоделистов. Встреча конструкторов миниатюрных автомобилей в нынешнем году носила исключительно упорный характер. Ведь очки, «заработанные» автомоделистами, влияли на результаты общекомандного первенства. Помимо приза, который разыгрывается ежегодно, команде-победительнице на этот раз вручался и «убок Спартакиады. Претендентов на этот спортивный трофей было достаточно. Моделисты из четырнадцати союзных республик, городов Москвы и Ленинграда привезли в Расторгуево свои лучшие автомодели. Впервые приняли участие в автомодельном многоборье спортсмены Грузии, Литвы, Молдавии. Тринадцать мастеров спорта, 76 разрядников и 27 новичков представили технической комиссии 115 моделей. Среди них—полумакеты с двигателями внутреннего сгорания 1,5 и 2,5 см 3 , гоночные модели всех кубатур, радиоуправляемые модели идр . В отличие от прошлых лет полумакеты и радиоуправляемые модели получили на техническом осмотре более высокие поощрительные баллы. Так, грузовой автомобиль, построенный Г. Гороховатским (Киргизия), получил 62 балла. Модель ленинградца В. Сакуна была оценена в 56,5 балла. Среди полумакетов с рабочим объемом двигателя 2,5 см3 следует отметить модели В. Латкова |(РСФСР), Л . Зайца (Таджикистан), С. Казанкова (Москва), Н. Лриходченко (Украина) и др. Но одно дело — технический осмотр, а другое — гонки на «орте. Ведь по правилам соревнования, если полумакет не заканчивал дистанцию, все поощрительные баллы аннулировались. Как же проходила борьба на корте? Перед ходовыми испытаниями полумакётов класса 1,5 см3 особенно волновались победители первенства 1960 года — москвичи, ожидавшие «сюрпризов» со стороны своего постоянного противника — команды РСФСР. Но к удивлению всех, модель перворазрядника Ю. Степанова принесла команде МосквыНштрафные очки, а полумакет Ю. Казанцева (РСФСР) был на финише лишь седьмым. Первое место завоевала модель ленинградца |В. Сакуна, второе — Г. Дзенытыса (Латвия), третье — С. Чайкова (Киргизия). Не менее упорным было состязание полумакетов класса 2,5 см 3 . Здесь лидировала команда Российской Федерации. Москвичи вышли на второе место. Наибольшее количество гоночных моделей стартовало в классе 2,5 см 3 . Гоночная модель, сконструированная B. Якубовичем (РСФСР), прошла дистанцию со скоростью 125 км/час и принесла команде первое место. С несколько меньшей скоростью пробежала 500 метров модель Е. Ляшенко (УССР). Интересно проходило состязание пятикубовых гоночных моделей. Модель мастера спорта рекордсмена СССР Б. Ефимова (Москва) развила скорость 138,461 км/час. Со скоростью свыше 125 км/час закончили дистанцию модели О. Гречко и В. Якубовича (РСФСР). Кто же завоевал кубок Спартакиады? В результате напряженной спортивной борьбы на первое место вышла команда РСФСР, набравшая в комплексном зачете пятнадцать баллов. Второе место заняла команда Латвии (26 баллов), третье — спортсмены Киргизии. Москвичам пришлось довольствоваться четвертым местом. Помимо состязаний автомоделей на 500-метровой дистанции (командный зачет) была проведена двухминутная гонка и автомодельные ралли в личном зачете. Гонку выиграли С. Казанков, А. Давыдов, Б. Ефимов (модели классов 1,5, 2,5 и5 см 3 ). В ралли наименьшее отклонение от заявленной скорости дала модель Ю. Степанова (Москва). Среди мод алей с электрическими двигателями наивысший результат был достигнут старейшим автомоделистом страны — мастером спорта А. Невским (РСФСР). Каждый моделист, принимавший участие в финале Спартакиады, имел право дать старт своей модели ив заездах на установление рекордов Советского Союза. В классе 1,5 см3 на дистанциях 500 и 1000 метров рекорды установила модель C. Казанкова (Москва) показав скорость 109,756 км/час и 107,784 км/час. Отличными результатами подтвердил звание сильнейшего моделиста и моек-вич Б. Ефимов. Его модель с пятикубовым двигателем установила три рекорда СССР на дистанциях 1000, 2000 и 5000 метров. Судьи зафиксировали результаты: 140,625 км/час; 133,828 км/час и 130,813 км/час. На десятикилометровой дистанции победила модель 1,5 см 3 , построенная мастером спорта А. Сухановым. При сравнении этих результатов с прошлогодними бросается в глаза увеличение скоростей; отрадно также, что повысился процент финишировавших моделей. Однако нельзя умолчать ио недоработках наших спортсменов. Занимаясь форсированием двигателя, подбором и составлением горючих смесей, они не уделяли достаточного внимания ходовой части моделей, не позаботились о надежности колес. Это привело к тому, что, развивая большие скорости, модели сходили с дистанции из-за поломок ходовой части. На многих моделях были установлены двигатели с калильным зажиганием. Для их запуска необходимы хорошие аккумуляторы. К сожалению, в продаже их нет. Автомодельное многоборье показало, что 1961 год не пропал для моделистов даром — сделан еще шаг на пути к овладению мастерством в этом сравнительно новом виде спорта. зам. Г. ШПРЕРЕГЕН, главного судьи.Фото В. ДОВГЯЛЛО.В. Сакун (г. Ленинград) на старте.15