НЖ1 HI I'M ОНИ ЧАЮ! ЧИ!Л|ИЛЯЛ\Читатели журнала М. Ершов из Кемерова, А. Синицын из Тамбовской области и многие другие интересуются вопросами простейшего ремонта «Запорожца». Отвечают им инженеры Запорожского завода «Коммунар» Л. Г. Спекторов, С. А. Шейнин и К. С. Фучаджи. Когда появляется необходимость в ремонте] По каким признакам это можно установить! При нормальной эксплуатации автомобиля ориентировочно можно считать, что средний ремонт двигателя необходим через 35—40 тысяч километров пробега. Характерные признаки: повышенный расход масла, появление дымного выпуска, уменьшение компрессии в цилиндрах и снижение мощности двигателя. В этих случаях нужно сменить поршневые кольца, очистить головку цилиндров, поршни, клапаны от нагара, притереть клапаны, а при большой выработке — прошлифовать; сменить шатунные подшипники (коренные менять не следует). Необходимость замены цилиндров, поршней и поршневых пальцев зависит от степени их износа. Если поршень не имеет задиров на направляющей части юбки, не разбиты отверстия в бобышках под палец, торцевой зазор между новым кольцом и канавкой не превышает 0,035 мм для верхнего и 0,030 мм для нижнего, а зазор между средней частью юбки и цилиндром (замеренный в средней части цилиндра) не превышает 0,1 мм — поршень пригоден к дальнейшей эксплуатации. Разборка двигателя для ремонта. Прежде всего, конечно, надо слить масло из картера. После этого отверните болты крепления брызговика к глушителю и коллектору; отпустите болты хомутов выпускных труб и снимите поперечную трубу, затем — глушитель и коллектор. Отверните болты крепления брызговика к поддону картера и снимите брызговик. Далее нужно снять воздушный фильтр, бензопровод (от бензонасоса к карбюратору), трубку вакуумного регулятора (от распределителя к карбюратору) и карбюратор. Отвернув гайки крепления кожухов проводов высокого напряжения, идущих к свечам, снимите кожухи, наконечники проводов со свечей и крышку распределителя. Провода с кожухами и крышку надо убрать в безопасное место, иначе можно повредить их. Осторожно, чтобы не повредить электропроводку, снимите кожух вентилятора, а затем — генератор с ремнем и вентилятор. Далее снимите впускную трубу, клапанные крышки, валики с коромыслами в сборе и наконечники с выпускных клапанов. Гайки головок цилиндров необходимо отворачивать торцевым ключом, а внутренние гайки с заглушкамитолько специальным торцевым ключом с головкой диаметром не более 23 мм (иначе возможна поломка направляющих клапанов, в особенности выпускных). Все гайки головки цилиндров нужно отпустить на Уз оборота, затем, полностью отвернув их, снять шайбы под ними. Легко постукивая молотком (через деревянную болванку) по выпускным патрубкам или под место крепления впускной трубы, сдвиньте головку и, взявшись руками за патрубки, снимите ее. Вынимать толкающие штангиПервый ремонт двигателя «ЗАПОРОЖЦА»канавки для всех колец, а в канавках для маслосъемных колец — прочистите маслоотводные отверстия. Очищать канавки от нагара удобно поломанным поршневым кольцом, но соблюдайте осторожность, не повредите канавку. Тщательно промойте новые кольца, освободите от консервационной смазки, осмотрите каждое и рассортируйте по комплектам для цилиндров. Проверьте зазор в замках, вставив каждое кольцо из комплекта в соответствующий цилиндр и несколько протолкнув его днищем поршня. Зазор должен быть не менее 0,25 мм и не более 0,55 мм. Если нужно, припилите стыковые поверхности колец до получения нормального зазора в замке. Надевать новые кольца на поршни полагается очень осторожно. Если нет специального приспособления для этой цели, можно пользоваться металлическими пластинками толщиной 0,5 мм , шириной 10—12 мм и длиной 50 мм. Установку начните с нижнего маслосъемного кольца (рис. 1), надев его сперва на верхний поясок поршня. Вставьте под кольцо четыре пластинки, равномерно расположенные по окружности поршня. Концы пластинок должны находиться на уровне маслосъемной канавки. Остальные канавки окажутся перекрытыми, и кольца будет легко сдвигать. Так можно установить все кольца, кроме верхнего, которое легко надеть без пластинок. Проточка на наружной поверхности обоих маслосъемных колец должна быть обращена только вниз. Верхнее компрессионное кольцо — хромированное с тупыми кромками, нижнее — луженое с острыми кромками. Фаска на их внутренней поверхности должна быть обращена только вверх. Установка поршней с кольцами и шатунами в цилиндры. Смажьте кольца маслом для двигателя и прокрутите каждое в канавке, чтобы масло зашло туда. Поверните кольца так, чтобы замки каждой соседней пары располагались диаметрально противоположно (рис. 2). Теперь кольца необходимо сжать специальной оправкой (еще раз обратите внимание на то, чтобы не нарушилось взаимное расположение) — и можно ставить поршень. Уплотнение соединений головки с блоком цилиндров и блока с картером. Д о конца 1962 года применялась медно-асбестовая прокладка головки цилиндров и резиновое уплотнительное кольцо цилиндров. Теперь их нет. Алюминиевая головка плотно садится на чугунную кромку цилиндра, и дополнительных уплотняющих деталей не надо. Между нижним торцем цилиндра И картером коленчатого вала полагается бумажная прокладка, которую можно изготовить самому из плотного картона толщиной 0,3 мм.перед этим не рекомендуется, чтобы не рассыпались пружины и шайбы кожухов. После этого надо снять уплотнители, пружины и штанги, а также дефлектирующие щитки между цилиндрами. Аналогичные операции выполняют со второй головкой. Толкающие штанги лучше пометить, чтобы не нарушать их приработки с толкателями и болтами коромысел. Теперь, перевернув двигатель, можно отсоединить поддон картера (осторожно, чтоб не повредить прокладку). Выведите, слегка проворачивая, приемник масла из масляного канала. Расшплинтуйте гайки всех шатунных болтов и отверните их торцевым ключом. Перед снятием крышек шатунов необходимо проверить установочные метки (номера цилиндров), которые завод наносит только на шатунах и их крышках. Если метки плохо видны, их следует восстановить, чтобы крышка и шатун, обработанные совместно, при дальнейшей разборке не обезличивались. Переставлять крышку с одного шатуна на другой или переворачивать ее на шатуне нельзя. Дальше, установив двигатель маховиком вниз и сняв крышку шатуна, можно демонтировать главные детали. Для этого легкими ударами молотка через деревянную болванку раскачайте верхний торец цилиндра и выньте цилиндр вместе с поршнем и шатуном. Крышку поставьте на место. На верхних ребрах цилиндров обязательно нужно сделать метки (напильником). Поршни с шатунами и кольца отдельно надо тщательно промыть в керосине, а затем в горячей воде. После разборки двигателя надо заменить уплотнители кожухов штанг. Иначе масло начнет течь, вентилятор будет его засасывать и двигатель покроется коркой Смена поршневых колец. Прежде всего освободите от нагара днище поршня иР ис . 1. Установка поршневых колец: 1 — верхнее компрессионное кольцо (хромированное); 2 — нижнее компрессионное кольцо (луженое); 3 — первое маслосъемное кольцо; 4 — второе маслосъемное кольцо. Р ис . 2. Расположение замков поршневых колец: 1 — замок второго маслосъемного кольца; 2 — участок, на котором замков колец с обеих сторон не должно быть; 3 — замок верхнего компрессионного кольца; 4 — замок первого маслосъемного кольца; 5 — замок нижнего компрессионного кольца.