2Й$ЙЕЙКОЛА*«-^*^7^^^^Не все светочувствительные клетки глаза работают в одно время: днем «на вахте» колбочки, с наступлением темноты — палочки (работающие клетки выделены цветом).олодогоОфЕРДНглазаиколай Силиченко вел «Волгу» по Задонскому шоссе из Ельца в Воронеж. Опустился вечер, и шофер включил фары. Встречные машины попадались не часто, дорога была свободна, и ничто не беспокоило водителя. «Волга» шла резво: километров 70—80 в час. Впереди вспыхнули яркие лучи фар, Силиченко перешел с дальнего света на ближний и чуть сбавил скорость. Встречный водитель сделал то же самое. И вдруг... Когда автомобили поравнялись и Силиченко вновь включил в фарах дальний свет, то увидел в 20—30 метрах впереди стоящий грузовик. Он бросил «Волгу» влево, но избежать столкновения не удалось. Дело закончилось катастрофой — пассажир погиб, машина вышла из строя. Как же это случилось? Силиченко уверял, что ослепления не было. Зрение у него отличное. Почему же он не увидел грузовик раньше? Почему глаза подвели его? Глаза водителя. Они дают ему более 95 процентов всей информации об окружающей обстановке. Высокие скорости современных автомобилей, необходимость быстро ориентироваться в условиях интенсивного уличного движения, приспосабливаться к различным условиям освещенности дороги, определять расстояния и правильно различать цветные сигналы — все это требует надежной работы органов зрения. Что представляет собой глаз человека, всем известно со школьной скамьи. Это сферическое тело, окруженное обол очками , — роговой и радужной. В центре последней находится зрачок, величина которого изменяется в зависимости от освещенности поля зрения. Чечевицеобразный хрусталик и сферическое стекловидное тело являются основными элементами оптической системы глаза. Они фокусируют изображение на поверхности сетчатой оболочки, которая содержит светочувствительные клетки. В сетчатой оболочке глаза человека светочувствительные клетки двух типов — колбочки и палочки. Колбочки трудятся в условиях хорошей освещенности (см. рис.) и ответственны за восприятие формы и цвета предметов. Они сконцентрированы в центральной области глаза, а к периферии число их уменьшается. В сумерках, когда освещенность составляет около 0,01 люкса (яркий лунный свет), колбочки перестают функционировать и передают свои обязанности другим клеткам сетчатки — палочкам (см. рис.). Палочки не позволяют различать цвет. В области центра глаза (зона около 10 градусов) их нет, они расположены в основном на периферии. Вот почему при сумеречном освещении любой предмет более четко виден, когда смотришь не прямо на него, а примерно на 10—15 градусов в сторону: изображение попадает на более чувствительную часть глаза. Какие же требования предъявляются к глазам водителя? Для надежного и быстрого восприятия окружающей обстановки водитель должен иметь нормальную остроту и поле зрения, хорошо воспринимать глубину и цвет. Под остротой зрения понимают способность глаза пра* вильно различать и воспринимать форму предметов. Увеличение скорости движения и снижение уровня освещенности влечет за собой и снижение остроты зрения. Восприятие глубины можно определить как способность устанавливать глубину, определять расстояние по отношению к другим предметам, находящимся в поле зрения. Совершенно очевидно, насколько велико значение этой способности для водителя автомобиля — от нее зависит умение правильно ориентироваться в сложной дорожной обстановке, производить обгон, выбирать безопасную дистанцию и т. д.Наконец, существенное значение в работе водителя имеет умение быстро распознавать в различных условиях цветовые сигналы светофоров и движущегося транспорта. Наступление темноты всегда представляет для водителя дополнительный и особый экзамен. Каждому шоферу знакомо чувство, которое появляется в дороге при приближении вечера. Уже в сумерках движение в условиях недостаточного освещения вызывает напряжение зрения и связанное с этим утомление. Глаза стремятся видеть отчетливо, но объективные условия не позволяют получить ясное восприятие, а тщетное напряжение глаз быстро утомляет их, начинается резь в глазах и головная боль. Свет фар улучшает освещение дороги, увеличивает дальность видимости: фары современных автомобилей обеспечивают видимость при дальнем свете на расстоянии не менее 100, а при ближнем — 30 метров. С наступлением темноты включается и уличное освещение. Однако у искусственного освещения есть и отрицательная сторона: яркие источники света, огни рекламы и т. д. слепят водителя. Правда, глаза человека обладают замечательной способностью приспосабливаться к яркости поверхности, на которую направлен взгляд. Это явление называется зрительной адаптацией. Адаптация может быть темновая (при переходе от света к темноте) и световая (при переходе от темноты к свету). Но для того, чтобы глаза смогли приспособиться к изменению яркости, необходимо какое-то время, причем адаптация к свету происходит значительно быстрее, чем к темноте. При переходе из темноты в ярко освещенное помещение зрачок сужается в течение 5 секунд, а при переходе из света в темноту расширяется примерно за 2 минуты. Прикиньте-ка, какой путь пройдет автомобиль за это время при скорости, скажем, 60 км/час, и вы поймете, как опасно продолжать двигаться в этих условиях с прежней скоростью. При появлении в поле зрения водителя, приспособившегося к уровню освещения дороги фарами его автомобиля, источника света большей яркости (например, фары встречного автомобиля) глаза быстро адаптируются, но одновременно перестают хорошо видеть дорогу и предметы на ней. После того как автомобили разъехались, начинается еще более длительный период обратной адаптации. Время, в течение которого глаза находятся в состоянии ослепленности, зависит от двух факторов: быстроты адаптации и степени воздействия слепящей блескости. Врожденная способность человека к адаптации колеблется в широком диапазоне, но прогрессивно понижается, начиная с 20 и, примерно, до 40 лет. Здесь мы сделать ничего не в силах. Но вот со слепящей блескостью фар автомобилей или других источников света бороться можно и нужно. Переключать фары не менее чем за 150 метров до разъезда с встречным автомобилем на ближний свет, конечно, непременное условие для снижения ослепления. Но ограничиться этим нельзя. Очень много значит регулировка фар: ведь любое отклонение от нормы влечет снижение освещенности дороги и резко повышает степень ослепления водителей. Достаточно сказать, что отклонение светового пучка фар вверх и влево только на 1,5—2 градуса увеличивает ослепление в два-три раза. Не лишне внимательно следить и за техническим состоянием подвески: увеличение амплитуды и частоты колебаний автомобиля вследствие ее неисправностей также увеличивает ослепление. Вывод, надеемся, всем ясен: об особенностях нашего зрения надо всегда помнить и учитывать их находясь за рулем. Тогда глаза не будут «подводить», тогда перестанут случаться аварии, подобные той, с описания которой мы начали наш разговор. А. РЯБЧИНСКИЙ, аспирант Московского автодорожного института