каждым годом к качеству подготовки будущих водителей предъявляются все более высокие требования. Они заставляют преподавателей непрерывно искать новые формы и методы проведения занятий, чтобы сделать их интереснее, содержательнее. Я хочу поделиться некоторым опытом применения кино и радио при обучении шоферов в нашем профессионально-техническом училище. Училище имеет большой набор диафильмов по отдельным темам программы подготовки шоферов (кривошипношатунный и газораспределительный механизмы двигателя, система питания, зажигания и т. д.). Значительную часть этих диафильмов мы сделали сами, сфотографировав отдельные детали и плакаты, процесс регулировочных и других работ. В дополнение к разработанным и выпущенным Ленинградской кинофотолабораторией диафильмам по правилам движения мы подготовили свои диафильмы с набором задач по проезду перекрестков. Но это, так сказать, половина дела. Очень важно умело применять диафильмы на уроке. Они должны входить в него органически, без затраты учебного времени на организацию показа диафильма, смену кадров и т. д. В этом отношении просто незаменим проектор ЛЭТИ-55. Он имеет дистанционное управление, смонтированное в указке, которая кабелем соединена с проектором. Благодаря такому устройству преподаватель, не отходя от доски, может включить аппарат, дать необходимые объяснения по кадру, сменить кадр и т. д. Сильная лампа проектора (К-22) позволяет получить изображение прямо на классной доске или на экране без специального затемнения класса. Такой проектор можно применить и для организации самостоятельных занятий в классе. Скажем, при изучении правил движения преподаватель занимается с одной из групп, а другие в это время решают задачи, которые ставят перед ними кадры диафильма. Не менее важное место в процессе обучения принадлежит кинокурсу «Устройство автомобиля». Используя узкопленочные киноаппараты «Украина» и набор фильмов по отдельным темам программы, мы ведем показ непосред-СО СОВРЕМЕННОМ ПО-СОВРЕМЕННОМУственно в классе — как во время урока, так ив часы самоподготовки. Огромные возможности кино значительно облегчают процесс познания, позволяют раскрыть физическую сущность процессов, происходящих в изучаемом приборе или машине. Однако применять кинофильмы надо, как говорят, с умом, методически правильно. Показ учебного фильма без соответствующей подготовки учащихся, без коротких перерывов в ходе его демонстрации для необходимых пояснений, бесед по поводу увиденного на экране или для того, чтобы обратить особое внимание учащихся на отдельные кадры фильма, — положительного результата не дает. Непрерывная демонстрация 5—7 частей фильма утомляет учащихся. Опыт показывает, что целесообразнее демонстрировать не весь фильм сразу, а его отдельные части или фрагменты, органически включая их в ход урока на 5 — 7 минут. Затем надо провести беседу и перейти к «натуре» — показать на материальной части то, что видели учащиеся на экране. Такой метод обеспечивает активное усвоение учебного материала на уроке. К сожалению, в кинокурсе по устройству автомобиля немало «белых пятен». По многим темам, в частности по такой важной, как «Система питания», нет кинофильмов на узкой пленке. Совершенно отсутствуют фильмы на узкой пленке и по правилам движения. А как было бы хорошо показать учащимся на экране все правила проезда перекрестков в реальной дорожной обстановке, улицу из кабины автомобиля, проследить все действия водителя за рулем машины! Неисчерпаемые возможности открывает применение на уроках радио и телевидения. Так, магнитофонная пленка, воспроизводящая различного рода шумы и стуки двигателя и силовой передаи о <) а иат е. л ючи, может служить хорошим помощником при изучении неисправностей кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, карданной передачи, приборов системы зажигания. Мы проверили это на практике. Если радиотехника в том плане, как говорилось выше, и находит применение в некоторых учебных заведениях, то о телевидении мы еще только мечтаем. Мы знаем, что ленинградская студия телевидения (а в последнее время — и центральное телевидение) уже ведут по третьей программе чтение лекций для студентов. А почему бы не организовать учебные телепередачи и по другим отраслям знаний? Телевизор в классе автошколы дал бы возможность будущим водителям побывать непосредственно на заводе-изготовителе, увидеть, как создается автомобиль, как поставлено его техническое обслуживание в лучших автомобильных хозяйствах и т. д. Наконец, технические средства связи помогут преподавателю в осуществлении контроля за знаниями учащихся, позволят получать полное представление об усвоении учебного материала каждым учащимся. Несколько несложных по электрической схеме экзаменующих и консультирующих машин с запрограммированными вопросами по изучаемой теме обеспечат, как мы говорим, прямую и обратную связь между преподавателем и его учениками. В общем, вывод следует только один: совершенствуя методику преподавания, нельзя оставлять в стороне современные технические средства связи. О современном надо и рассказывать по-современному. К. ЛЕБЕДЕВ, преподавательг. Гатчина•В ЦК ДОСААФ СССРmmищО ЗАОЧНОМ ОБУЧЕНИИ ВОДИТЕЛЕЙочно? Если можно, то где и как это сделать? Куда обратиться за советом. методической помощью, литературой, чтобы подготовиться и сдать на II иI класс? — с такими вопросами обращаются в автомотоклубы, комитеты ДОСААФ и редакцию многие водители, особенно те, кто в свое время получил удостоверение шофера в учебных организациях Общества. Что ж, это закономерно и понятно. Народное хозяйство страны с каждым годом получает все новую и новую автотракторную технику, эксплуатация которой требует от водительских кадров высокой квалификации и глубоких знаний. До сих пор в организациях ДОСААФ существовала лишь одожно ли водителю-профессионаМ лу повысить квалификацию зана форма повышения квалификацииочная подготовка в автомотоклубах. Она и остается основной в обучении кадров. Вместе с тем недавно бюро президиума ЦК ДОСААФ приняло постановление об организации заочного обучения водителей-профессионалов, желающих повысить свою квалификацию. Согласно этому постановлению заочная учеба будет организована в автомотоклубах, расположенных в областных, краевых и республиканских центрах. Учебно-методическое руководство, подготовка, издание и рассылка учебных материалов по заочному обучению возложена на Центральный автомотоклуб СССР, где создается специальный методический кабинет.Утверждено положение о заочном обучении по повышению квалификации водителей на II иI классы. В нем определены формы учебы, условия приема, обязанности заочников, порядок сдачи экзаменов. Водитель, желающий повысить свою квалификацию, должен направить заявление в областной (краевой, республиканский) автомотоклуб, расположенный на той территории (области, края, республики), где он проживает. К этому заявлению следует приложить необходимые документы и фотокарточку. Прием на курсы первого потока (январь — июнь) производится в течение октября — ноября, предшествующих году обучения, на курсы второго потока (июль — декабрь) — в апреле — мае текущего года. Плата за обучение — 22 рубля.