Молодежи о Советсной АрмииДвадцать лет назад, 2 сентября 1945 года в Токийской бухте состоялось подписание Акта о капитуляции Японии. Этому событию предшествовал разгром Советскими Вооруженными Силами японских войск, в частности Квантунской армии. Военные действия наших войск на Дальнем Восток*, как известно, продолжались недолго, но по своему размаху, мастерству и результатам они относятся к числу наиболее выдающихся операций Советской Армии.Активное участие в разгроме японской Квантунской армии приняли воины 6-й гвардейской танковой армии, которой командовал дважды Герой Советского Союза генерал-полковник А. Г. Кравченко. О боевых действиях танкистов рассказывается в готовящейся Военным издательством книге генерал-майора танковых войск Г. Т. Завизиона и полковника П. А. Корнюшина. Мы печатаем отрывок из этой книги.Втихом и уютном уголке Чехословакии — деревне Инце, где располагался штаб 6-й гвардейской танковой армии, внешне было все обычным: советские танкисты несли войсковую службу, по вечерам участвовали в торжественных встречах с чехословацким населением. И только в штабе шла напряженная работа — разрабатывался план переброски войск в Монгольскую Народную Республику, на территории которой создавался новый, Забайкальский фронт под командованием Маршала Советского Союза Р. Я. Малиновского. Передислокацию танковой армии за многие тысячи километров необходимо было осуществить в самые короткие сроки. И вот мы в районе Баин-Тумэн (ныне Чойбалсан). Обстановка необычная. Выгрузка войск значительно удалена от места 'намечавшихся действий. Предстоит еще ЗООнкилометроаый марш в район юго-восточнее Тамцаг-Булаг. Хорошо сказать — триста километров! Но как их пройти? Даже бывалые танкисты и автомобилисты, исколесившие вдоль и поперек военные дороги, не встречали такого. Кругом ни дорог, ни ориентиров — один песок. Температура воздуха в полдень — до плюс 45 градусов. Рек, озер и других водоемов, за исключением колодцев, отстоящих один от другого на 35—40 километров, тоже нет. Во избежание перегрева двигателей марши совершались ночью. Нужно было проявить изобретательность и смекалку, чтобы в таких условиях сохранить технику. Здесь-то и сказалось высокое мастерство командиров, водителей, всего личного состава. Несмотря на усталость и жажду, они на каждом привале тщательно осматривали и обслуживали машины. Прямо на марше устранялись неисправностии поломки. К месту назначения армия прибыла в срок. Надвигались большие события. Империалистическая Япония многие десятилетия готовилась к нападению на нашу страну. Оккупировав Маньчжурию, она превратила ее в плацдарм для захвата Советского Приморья, Забайкалья и Урала. Даже в последние годы второй мировой войны, потерпев ряд серьезных поражений, Япония сохраняла в Маньчжурии крупные силы. Оплотом японского милитаризма была Квантунская армия, численностью в 880 тысяч человек. В Маньчжурии, территория которой составляет столько, сколько территория Германии, Италии и Японии вместе взятых, была построена целая система тщательно подготовленных приграничных укрепленных районов. Местность в полосе наступления 6-й гвардейской танковой армии считалась почти непроходимой для техники. Хребет Большой Хинган имеет ширину до 250—300 километров, а некоторые вершины достигают 2 тысяч метров. Трудные крутые перевалы, тропы пролегают по узким заболоченным долинам горных рек. В этих условиях от воинов-танкистов, автомобилистов требовались ко ­ лоссальное напряжение, сноровка, выдержка, умение управлять техникой. А техники было немало: 6-я танковая армия к началу операции имела 810 танков, 193 самоходные установки (СУ-100), 188 бронетранспортеров и бронемашин, 985 полевых орудий и минометов, 43 установки реактивных минометов, 165 зенитных орудий, 6489 автомобилей, около тысячи мотоциклов. Танкисты должны были наступать на Чанчунь — преодолеть Большой Хинган, закрепив за собой перевалы до подхода главных сил пехоты, не допустить подхода резервов противникаиз Центральной и Южной Маньчжурии. Так «первые танковой армии предстояло наступление при значительном отрыве от главных сил фронта. Боевые действия войск начались 9 августа. Ночью танкисты пересекли государственную границу и вклинились на территорию противника на 20—30 километров. С самого начала наступление приняло стремительный характер. Сильные передовые отряды уничтожали авангардные подразделения противника и обеспечивали беспрепятственное продвижение главных сил. Подъем на хребет главных сил 5-го гвардейского и 7-го механизированного корпусов начался с рассветом. Командир 7-го корпуса генерал Ф ; Г. Кашков приказал остановить один танк и оставить его на вершине хребта. Автогеном на башне сделали надпись: «Здесь прошли советские танки в августе 1945 года». Этот танк стоит там и поныне. Разведывательные подразделения, следующие впереди, своевременно определяли удобные направления движения войск в горной местности, разведчики-мотоциклисты помогали командирам уверенно вести колонны в горах, где ориентироваться очень трудно. в результате трехдневного наступления танкисты вышли на ЦентральноМаньчжурскую равнину, преодолев расстояние в 400 километров. Быстрый захват перевалов через Большой Хинган лишил противника возможности использовать этот стратегический рубеж для затяжных боев в горах и обеспечил стремительное вторжение главных сил Забайкальского фронта в центральные районы Маньчжурии. Н аснимке : советские танки на берегу Тихого океана. 1945 год. Фото из «Истории Великой Отечественной войны Советского Союза».Через Большей Хинган