a mmtPTTZAXKiDa/ivnibnВ классе 2,5 см с хорошим результатом первенствовал Валерий Гостев (Ташкент), второе место занял москвич Алексей Краснов, третье — Владимир Шишикин (г. Жуковский). Пожалуй, с наибольшим интересом ожидались старты гоночных моделей. Забегая вперед, скажем, что во всех классах были достигнуты гораздо лучшие результаты, чем на первом чемпионате школьников в Таганроге. 3 В классе 1,5 см самой быстрой оказалась модель ташкентца Геннадия Нефедова. Ее скорость — 101,1 км/час. Второе место занял ярославец Алексей Уткин — 90,9 км/час и третье — Виктор Расулов (Душанбе) с таким же результатом. 3 Чемпионом в классе 2,5 см стал Валерий Гречин (г. Ярославль)—122,4 км/час. Второй результат показал Дмитрий Замощик (Душанбе) — 113,9 км/час, третий — Юрий Ясман (Кишинев) — 107,7 км/час. Упорная борьба развернулась в старшем классе — 5 см3. Модели Анатолия Кайдана из Керчи и Вячеслава Корейко из Ярославля развили одинаковую скорость — 134,3 км/час. Чемпион был выявлен после перезаезда. Им стал керченский школьник. На третьем месте Виктор Воронцов (Ташкент). В командном зачете первенствовали моделисты Российской Федерации, второе место завоевали спортсмены Таджикистана и третье — Узбекистана. Москвичи заняли лишь четвертое место. Как ни отрадны итоги первенства, нельзя забывать о вопросах, без решения которых трудно наращивать темпы развития автомодельного спорта в стране. Мы уже сказали выше о моторах, но это далеко не единственное препятствие. Во многих республиках до сих пор нет настоящих кордодромов, мало выпускается специальной литературы, методических разработок. Центральная автомодельная лаборатория должна работать еще активнее, чтобы по-настоящему стать центром автомоделизма в стране. Раф. ДАНЕЛЯН, спец. корр. «За рулем» г. Ростов-на-Дону3ТРЕХЛИТРОВЫМ МОТОР „ВОЛГИ"Ленинградец мастер спорта Ю. Вишняков дважды выигрывал звание чемпиона страны по кольцевым автогонкам. Восьмой год подряд стартует он на гоночном автомобиле свободной формулы, оборудованном двигателем «Волги», и накопил значительный опыт по его форсировкеа 10. Вишняков выступал на соревнованиях спартакиады с «волговским» двигателем, рабочий объем которого был увеличен до 3 литров. Это позволило лолучить дополнительно 15 — 17 л. с. Такое резкое повышение мощности вызвало большой интерес среди автоспортсменов. О том, как Ю. Вишняков достиг этого, редакция попросила его рассказать на страницах нашего журнала. Для увеличения литража двигателя «Волги» представляется заманчивым использовать 'поршни и гильзы автомобиля «Чайка», имеющие диаметр 100 мм. Но это невозможно, так как у них отличная от «Волги» конструкция посадки в блоки. Пришлось изготовить по типу «волговских» специальные гильзы из стали 45Х. Чтобы повысить твердость их рабочей поверхности до 45 единиц по Роквеллу, необходима термообработка. Посадочные места в блоке под гильзы растачиваются до максимально допустимых размеров. Буртик под уплотнительную резину следует также расточить, уплотнительные резиновые кольца использовать от дизельных двигателей. Поршни двигателя «Чайка» тяжелы, имеют отверстие под палец диаметром 28 мм (отверстие под палец в шатуне М21—25 мм), а расстояние от оси пальца до днища поршня больше, чем на двигателе «Волги». Я изготовил новые поршни диаметром 100 мм по типу поршня «Чайки». Их вес подогнан под вес поршней «Волги». Компрессионные и маслосъемные кольца от «Чайки». Сначала я пробовал использовать поршни ГАЗ-АА диаметром 98 мм и 100 мм, но из-за обрыва днищ от них пришлось отказаться. Поршневой палец был изготовлен заново из стали 18ХНВА. Между поршнем и гильзой нужен зазор не менее 0,08 мм, так как гоночный двигатель в моменты сильных нагрузок работает с большим нагревом и при слишком маленьком зазоре потеря мощности может достигать 10 процентов. При проверке зазора стальная пластинка толщиной 0,08 мм и шириной 10 мм должна проходить между поршнем и стенками гильзы с усилием 2,5 кг. Перед окончательной сборкой необходимо установить гильзы в блок, равномерно прижать их, смонтировать в блоке коленчатый вал с шатунами и поршнями без колец и, проворачивая коленчатый вал, убедиться, что поршни ходят без перекоса. После сборки коленчатый вал должен легко вращаться рукой, в противном случае двигатель надо перебрать и выяснить причину перекоса. Он может быть вызван ошибками е расточке блока, изготовлении гильз, расточке отверстий под палец и развертке верхней головки шатуна. Прокладку под головку блока можно изготовить из стандартной прокладки. Для этого надо аккуратно снять окантовку, увеличить диаметр отверстий по гильзе и сделать окантовку заново латунью толщиной 0,3 мм. Изготовленный мною двигатель имеет степень сжатия 9. Размер всасывающих клапанов увеличен по диаметру до 45 мм, а выпускной клапан — стандартный, но подъем его увеличен на 1 мм. На двигателе установлены два карбюратора К-105, конструкция которых дает большие возможности для регулировки. Выпускная система состоит из раздельных патрубков диаметром 38 мм и длиной 400 мм каждый, объединенных в общую трубу диаметром 50 мм. Форсированный таким образом двигатель «Волги» развивал до 4800 об/мин и проработал около 100 часов, из них 50 часов на режиме полных нагрузок. Температура двигателя во время соревнований колебалась от 80 до 90 градусов при окружающей температуре 30 градусов. Ю. ВИШНЯКОВ. мастер спорта г. Ленинград„Эстония К - 3 "ан названа новая модель карта в международном классе 125 см9, выпущенная Таллинским авторемонтным заводом № 1. Эта машина отвечает всем современным техническим требованиям, отличается изящной отделкой. На испытаниях «Эстония К-3» показала хорошую устойчивость, легкую управляемость. Пройдя участок в 200 метров (в обе стороны) карт развил среднюю скорость 76,05 км/час. Приводим его техническую характеристику. . Габаритные размеры: длина 1420 мм, ширина — 1350 мм, высота — 530 мм; наименьший клиренс — 60 мм; шины320X135; двигатель — К-58 или «Чезет-125» (смена двигателя занимает 35—40 минут); 2»Тколея: передняя — 900 мм, задняя — 800 мм; база — 1100 мм; емкость топливного бака — 3 л; силовая передача — цепная (мотоциклетная цепь — П-3, ГОСТ 3609-52); рама — сварная из стальных цельнотянутых труб 32 X 1,5 (сталь 30 ХГСА); вес карта в снаряженном состоянии с двигателем К-58 — 60 кг, с двигателем «Чезет> — 70 кг. Редакция сообщает о новом карте не только в порядке обычной информации, но ис тем, чтобы читатели журналаспортсмены, тренеры, руководители автомотоклубов, комитетов ДОСААФ — известили Управление технической подготовки и спорта ЦК ДОСААФ о потребностях в этой машине. По предварительным данным, серийный карт «Эстония К-3» будет стоить 300—350 рублей.