30
31
«Мото» — по чешски мотор, «ков» — металл. Из этих слов образовано название чехословацкого внешнеторгового объединения — «Мотоков». Оно поставляет во многие страны мира автомобили, мотоциклы, гаражное оборудование. В июле этого года в Моснве состоялась выставка чехословацкого гаражного оборудования. Она вызвала живой интерес наших автомобилистов. О некоторых видах оборудования рассказывает инженер объединения «Мотоков» Я. Тузарова.ЧЕХОСЛОВАЦКОЕехословацкие автомобили и мотоциклы пользуются популярностью во всем мире. Гораздо меньше известны конструкции машин, предназначенных для технического обслуживания. Между тем производство их за последние годы резко увеличилось. Завод «Мотекс» в Праге специализиро* вался на выпуске гаражного оборудования. К машинам, изготовление которых освоено в самое недавнее время, относятся гидравлические устройства: боковой подъемник грузоподъемностью 1,7 т, параллелограммный подъемник грузо-< подъемностью 1,6 т, домкрат, растяжка для выправки перекоса или изгиба кузовов. Предприятие выпускает также стенд для испытания тормозов, прибор для регулировки фар и другое оборудование, необходимое для гаражных работ. Гидравлический боковой подъемник (рис. 1) за 42 секунды поднимает на 160 см легковой автомобиль весом до 1700 кг. Устройство компактно и пото-ГАРАЖНОЕ-3600ОБОРУДОВАНИЕЧР и с. 1. Гидравлический боковой подъемник. Р ис . 2. Параллелограммный гидравлический подъемник: 1 — спускной рычаг; 2 — продольные балки; 3 — шарнирные рычаги; 4 — шток поршня гидравлического агрегата; 5 — гидравлический агрегат; 6 — площадки и трамплины; 7 — защелка; 8 — кнопка электродвигателя. !Ф^»Ч»»«М»п»»««Ж'«У<Г;^^ 0,6 метра. Общий вес тягача с прицепом 4 тонны. В Канаде же построен транспортер «Виг Уи л» с четырьмя колесами диаметром 15 метров, независимо подвешенными к жесткому корпусу. Большой диаметр колес и дорожный просвет, составляющий 9 метров, обеспечивают высокую проходимость машины, в том числе преодоление болот и движение по невысокому лесу. Машина имеет независимую подвеску всех колес, допускающую наибольший ход колеса — 2,7 мм. Корпус машины изготовлен из алюминия и содержит комфортабельные жилые помещения для экипажа. Транспортер неТранспортер «Виг Уил». Легкий универсальный трактор Для разъездов и перевозки небольших грузов при движении по снежным равнинам и горам построен легкий универсальный трактор. Двухтактный двигатель с воздушным охлаждением мощностью в8 или 9,5 л. с. через центробежное сцепление и роликовую цепь приводит в движение резиновые гусеницы с деревянными снегозацепами. сет полный комплект оборудования для нефтеразведочных операций и рассчитан на длительную автономную работу. Полный вес транспортера 540 тонн, из них 200 тонн приходятся на полезную нагрузку. Общая мощность четырех газотурбинных двигателей — 12 000 л. с. Максимальная скорость — 56 км/час.Сочлененныйтранспортер«Джеминай».ДЛЯ СЕВЕРНЫХ РАЙОНОВля северных районов Канады разработан сочлененный колесный транспортер «Джеминай» грузоподъемностью 1 т, состоящий из тягача и активного прицепа (каждый с двумя ведущими колесами). Поворот осуществляется изменением угла между тягачом и прицепом. Главная особенность автопоезда — использование принципа воздушной подушки для снижения давления на грунт, которое может быть доведено до 0,49 кг/смя, что позволяет преодолевать сильно заболоченные участки. На транспортере установлены двигатель мощностью 250 л. с. и гидростатическая передача ко всем колесам. Длина транспортера 8 метров, ширина 3 метра, высота 2,15 метра, дорожный просветД Р ис . 3. Гидравлический ручной домкрат: 1 — выдвижной рычаг управления; 2 — неподвижное гнездо; 3 — пробка; 4 — рычаг домкрата; 5 — опорный башмак; 6 — боковина тележки; 7колеса тележки.Р ис . 4. Гидравлическая растяжка: 1—опорный башмак; 2 — регулировочный болт рабочего цилиндра; 3удлиняющий наконечник; 4 — шланг высокого давления; 5 — рабочий цилиндр; 6 — обратный клапан; 7 — корпус ручного насоса; 8 — резервуар для масла.му удобно для применения при ограниченных производственных площадях. Глубина фундамента подъемника «Мотекс» всего 25 см, в то время как у обычных плунжерных она достигает 3 метров. Воспользовавшись этим подъемником, можно демонтировать крупные агрегаты автомобиля — авигатель, трансмиссию. Автомобиль очень легко въез^C*>^*aj«W«<l««44M«*Y<»».>»Jt«ift»VfeX^жает на платформу подъемника. Устроен он просто. Электродвигатель мощностью 3 квт приводит в действие гидравлический агрегат, а тот поднимает вверх полки, на которых держится автомобиль. П аралл елограммный подъемник (рис. 2) тоже несложен по устройству. Он позволяет поднимать автомобиль весом 1700 кг на 150 см за 30 секунд. В быстроте — одно из его существенных преимуществ. Подъемник зани2 мает всего 9,6 м площади. Автомобиль устанавливается на платформу на колеса, но его можно вывесить на боковых опорах. Это позволяет демонтировать колеса. Устройство подъемника хорошо видно из рисунка. Между двумя продольными балками 2 расположены приводной агрегат 5, состоящий из электродвигателя, масляного насоса, резервуара и гидравлического цилиндра, и два шарнирных рычага 3, соединенных поршневым штоком цилиндра. Когда этот шток входит в цилиндр, рычаги поднимаются из горизонтального положения в вертикальное вместе с прикрепленными . к ним продольными площадками 6с откидными трамплинами, на которые въезжает автомобиль. Площадки сделаны из рифленой стали и достаточно прочны. Расстояние между ними соответствует колее наиболее распространенных моделей легковых автомобилей. На передних концах имеются упоры, под задние колеса автомобилей ставятся колодки. Чтобы пустить подъемник, надо нажать кнопку 8 включения электродвигателя. При выключении его площадка останавливается в любом положении. Когда она достигает самого верхнего положения, срабатывает защелка 7. Прежде чем опустить подъемник, нужно рычагом 1 освободить защелку. При помощи гидравлического ручного домкрата (рис. 3) грузоподъемностью 800 кг можно заменить шины, поднять один из мостов автомобиля или один бок кузова. Домкрат состоит из гидравлического цилиндра с ручным насосом, расположенного между двумя боковинами. Качая выдвижной рычаг 1 управления, приводят в действие рычаг 4 домкрата. Он поднимает груз на высоту до 55,5 см. Рычаг управления вставляется в гнездо 2. Это сделано длт того, чтобы удобнее было устанавливать домкрат под автомобиль. С этой же целью тележка домкрата снабжена четырьмя небольшими колесами. Весит домкрат всего 38 кг.На рис. 4 показано устройство гидравлической растяжки, а на рис. 5 — способ ее применения. Это удобный механизм для правки деформированных частей кузова. Он избавляет от необходимости вырезать поврежденные участки, приваривать вместо них другие, шлифовать швы. Ручным насосом нагнетают масло из резервуара через шланг высо-Р и с. 5. Один из способов применения гидравлической растяжки. кого давления 4в рабочий цилиндр 5. На обоих концах растяжки устанавливаются опорные башмаки 1. В комплект входит набор сменных башмаков различной формы, которые позволяют обеспечить равномерное давление на поврежденное место. Регулировочными болтами 2 создают предварительный натяг механизма. Работники завода «Мотекс» стремятся к тому, чтобы гаражное оборудование с их маркой находилось на уровне известных высокими качествами чехословацких автомобилей.Я. ТУЗАРОВАг. ПрагаВодитель, сидящий на лыжном прицепе, соединенном с трактором шарнирно, меняет направление движения, поворачивая поручень. Вес трактора 123 кг, лыжного прицепа — 25 кг. Скорость движения по равнине 60 км/час.ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ АМОРТИЗАТОРУдобство и безопасность на любой дороге и при любой скорости — это одни из основных требований, предъявляемых к современному легковому автомобилю. К сожалению, не всегда удается наилучшим образом «примирить» эти требования. Автомобиль с мягкой подвеской — удобен, нет слов, но он хуже держит дорогу на поворотах. Стоит сделать подвеску жестче, и пассажир, о безопасности которого вы позаботились, начнет жаловаться на отсутствие, комфорта. французский инженер Новаро сделал попытку найти компромиссное решение, создав электрический амортизатор с автоматическим регулированием сопротивления кренам автомобиля. Его прибор представляет собой обычный телескопический амортизатор двустороннего действия, кожух которого имеет на одном конце непривычное для глаза утолщение. Внутри этого утолщения помещается многослойная электрическая обмотка, сердечники которой выполненыиз пластинчатого железа. Эта обмотка до поры до времени свободно охватывает резервуар амортизатора, работающий, как обычно, в зависимости от колебаний в подвеске. Но стоит пропустить через обмотку электрический ток, как она превращается в обычный электромагнит, удерживающий резервуар от перемещений, делая тем самым амортизатор, а следовательно, и подвеску более жесткими. Остается подвести к обмотке электрический ток именно в тот момент, когда желательно увеличить жесткость подвески, то есть при прохождении поворота. Для этого предусмотрен ртутный включатель, устанавливаемый строго вертикально, перпендикулярно оси автомобиля. Принцип действия включателя виден на схеме. По мнению автора изобретения, средняя величина потребляемого тока составит 1,2 а. Изобретатель полагает, что предложенное им устройство будет достаточно эффективным в работе, даже если им оборудовать только один из амортизаторов автомобиля, например задний.поезда 85 тонн, полезная грузоподъемность 48 тонн. Тягач снабжен 600-сильным газотурбинным двигателем, пятиступенчатой автоматической коробкой передач и пневматической подвеской. Рулевой механизм и тормоза имеют усилители. Кабина рассчитана на бригаду из четырех человек. В ней два спальных места, кухня, отопление, установка искусственного климата. Общая площадь остекления кабины 5 м2. Тягач имеет ширину 2,44 ми высоту 3,96 м, а общая длина автопоезда достигает 30 м. Скорость 110 км/час. Автопоезд предназначается для дальних скоростных рейсов и по замыслу его создателей должен (если его начнут выпускать серийно) конкурировать с железными дорогами. Но пока существуют лишь опытные образцы и ни слова не говорится о сроках начала производства таких машин. В настоящее время начинают получать распространение на грузовых автомобилях уширенные задние шины. Они призваны заменить сдвоенные задние колеса. Новая шина позволяет сократить вес колес, благодаря чему уменьшаются неподрессоренные массы. При равной грузоподъемности с обычными сдвоенными шинами уширенные имеют меньшее сопротивление качению. Такие шины устанавливаются на французских грузовиках «Рено» и на некоторых американских машинах.УШИРЕННЫЕ ШИНЫГАЗОТУРБИННЫЙ АВТОПОЕЗДАмериканский автомобильный концерн «Форд» недавно на нескольких выставках демонстрировал опытный образец автопоезда. Он состоит из тягача, полуприцепа и четырехосного прицепа. Вес авто31