За натуСоветскуюPodunylI.№ 9*СЕНТЯБРЬ*1965ШКОЛЕВНИМАНИЕ N ЗАБОТУИздается с 1928 года сть в Волгограде улица Саши Филиппова. В дни великой Сталинградской битвы зтот школьник-семиклассник стал отважным разведчиком, смело выполнял задания нашего командования. За боевые подвиги юный патриот был посмертно награжден высоким знаком воинской доблести — орденом Красного Знамени. Новые поколения волгоградцев свято чтят память школьника-героя: не увядают цветы у его памятника, в каждой волгоградской школе знают Сашу Филиппова. А сколько подобных примеров хранит незабываемая летопись Великой Отечественной войны! Она явила миру бесчисленное множество юных героев. Прямо со школьной скамьи шагнув в ряды Советской Армии, в партизанские отряды, они не только стойко переносили неимоверные трудности и лишения фронтовой жизни, но и совершали бессмертные подвиги. Из 7 миллионов отличившихся в боях, из почти 12 тысяч храбрейших из храбрых, удостоенных высокого звания Героя Советского Союза, — подавляющее большинство выросло и возмужало в советских условиях, воспитывалось в нашей школе, пионерской организации и комсомоле, получало первые основы военных и технических знаний в рядах оборонного Общества. Советской школе всегда принадлежало и принадлежит важнейшее место в формировании коммунистического мировозрения у подрастающего поколения, в его патриотическом и трудовом воспитании. Благодаря заботам Коммунистической партии и Советского правительства наши доблестные Вооруженные Силы оснащены самой совершенной боевой техникой. Они всегда готовы выполнить свой священный долг по защите социалистической Родины и братских стран социализма, дать решительный отпор любому агрессору. Но как бы высоко ни была развита военная техника, победа в бою может быть достигнута лишь людьми, вооруженными •той передовой техникой, мастерски владеющими ею. Основу могущества наших Вооруженных Сил составляют советские воины — люди высокой коммунистической морали. Их отличают идейная целеустремленность, мужество, самоотверженность, героизм. Однако для того, чтобы управлять современной техникой, нынешний советский солдат должен обладать разносторонними знаниями, высокой технической культурой, физической выносливостью, умением в любых условиях самостоятельно принять правильное решение и провести его в жизнь. Именно такое пополнение призвана давать Советской Армии, Авиации и Военно-морскому Флоту советская школа. Речь здесь идет, разумеется, не о специальной военной и технической подготовке, которую юноши проходят в рядах армии, а о военно-патриотическом воспитании, вооружении их теми знаниями и навыками, которые лучше подготовят будущих солдат к армейской жизни, позволят им быстрее овладеть сложной боевой техникой и оружием.ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ СПОРТИВНЫЙ ЖУРНАЛ ДОСААФ СССРГ. Ш АТУНОВ , член президиума ЦК ДОСААФЕИ наша школа призвана ныне решать >ту задачу не менее успешно, чем она решала ее накануне ив период Великой Отечественной войны. Для зтого нужны совместные усилия всего педагогического коллектива, общественных организаций школы. Видная роль принадлежит здесь школьным комсомольским организациям, насчитывающим в своих рядах шесть миллионов юношей и девушек, и многочисленным коллективам нашего оборонного Общества. Не преувеличивая можно сказать, что постоянное внимание, забота и помощь школе в военно-патриотическом воспитании учащихся, в приобщении их к основам технических знаний — одна из важнейших задач наших комитетов, клубов и многочисленного общественного актива. Как известно, около года назад ЦК ВЛКСМ, коллегия Министерства просвещения РСФСР и ЦК ДОСААФ приняли совместное постановление «О дальнейшем усилении военнопатриотического воспитания учащихся и повышении уровня работы организаций ДОСААФ в школах». Подобные постановления были приняты ив большинстве других союзных республик. Время, прошедшее после зтого, показывает, что усилиями органов народного образования, школьных комсомольских и досаафовских организаций военно-патриотическое воспитание учащихся во многих школах заметно активизировалось. Сотни тысяч школьников приняли участие в смотреконкурсе оборонно-массовой работы, посвященном 20-летию победы Советского Союза в Великой Отечественной войне, в соревнованиях III Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта, во Всесоюзном туристском походе по местам боевой славы и других крупных и интересных мероприятиях. Всесильное детище нашего века — мотор все решительнее входит в школу, приобретая в лице учащихся новые и новые тысячи любознательных и пытливых союзников и знтузиастов. Расширилась сеть школьных технических кружков, лабораторий, значительно возросло число школьников, участвующих в работе спортивно-технических клубов ДОСААФ. В этом отношении заслуживает доброго слова Гомельский обком ДОСААФ, который ведет активную техническую пропаганду среди школьников в постоянном деловом содружестве с областной станцией юных техников и областным отделом народного образования. В школах области создано немало автотехнических, мотоциклетных и автомодельных кружков. Заслуживает распространения и опыт Армении. Здесь ряд районных комитетов ДОСААФ организовал и уже в течение трех лет проводит подготовку водителей в старших классах средних школ. Сотни юношей, окончивших среднюю школу, получили за зто время свидетельства о сдаче экзаменов на водительские права. В 1964 году только в Орджоникидэевском районе Еревана их получили около 200 школьников. В Октемберянском, Коханском, Аштаракском, Эчмиадзинском районах комитеты ДОСААФ выделили школам автомобили, обеспечили их инструкторами, помогли оборудовать учебные классы по автоделу.1 Доброй славой пользуется в Волгограде средняя школа N2 15 — активная участница эстафеты боевой славы, посвященной 20-летию Победы. Первичная организация ДОСААФ этой школы (председатель Ю. Калугин) ведет широкую и разностороннюю техническую пропаганду среди учащихся. Учителя В. Сиволобов, Ю. Калугин проводят занятия по устройству автомобиля, практической езде, настойчиво прививают своим воспитанникам любовь к технике. Не случайно здесь все юноши овладели одной-двумя техническими специальностями, стали шоферами, мотоциклистами, радистами. Важная роль в пропаганде автотехнических знаний среди учащихся принадлежит внешкольным детским учреждениям. Большой опыт в этом деле накоплен в Москве. В частности, в клубе юных автомобилистов Мосгороно. Каждый оканчивающий курсы получает право стать членом клуба юных автомобилистов, то есть участвовать в различных походах (однодневных и длительных), конкурсах, спортивных соревнованиях и т. п. Юные водители столицы не раз выезжали в совхозы Западного Казахстана и Целинного края, где работали на уборке урожая. Свыше 16 тысяч водителей вышло из стен клуба. Многие его воспитанники стали теперь знатными шоферами, инженерами-автомобилистами, конструкторами, мастерами авто- и мотоспорта. Успешно готовят водителей и во внешкольных учреждениях Черкасс, во Дворце пионеров Дрогобыча, на республиканской станции юных техников Киева. Число подобных примеров возрастает с каждым днем. Все они — прямое свидетельство укрепляющихся связей и совместной работы органов народного образования, педагогических коллективов школ, комсомольских организаций, комитетов ДОСААФ. Но размах технической пропаганды в школе еще далеко не удовлетворяет стремления школьников к изучению мотора, овладению искусством вождения автомобиля, мотоцикла. И ответственность за это ложится прежде всего на комитеты и автомотоклубы ДОСААФ. Подчас из-за текущих дел работники клубов не замечают, что рядом с ними — тысячи и тысячи любознательных ребят буквально жаждут приобщиться к техническим знаниям, готовы отдать все свое свободное время изучению мотора, помочь в оборудовании классов, строительстве гаража, ремонте автомобильной техники, нужной для занятий. Недавно президиум ЦК ДОСААФ слушал отчет Пензенского обкома Общества (председатель Е. Рева] о работе организаций ДОСААФ в школе. Что же выяснилось! Оказывается, руководители обкома, многих райкомов и горкомов ДОСААФ области — редкие гости в школах. Технической пропагандой среди учащихся по существу не занимаются и автомотоклубы Общества. Не вникают в это дело и работники Пензенского облоно. Привожу этот факт с одной лишь целью: еще раз напомнить руководителям комитетов и автомотоклубов ДОСААФ о том, что сейчас любой вопрос оборонно-массовой работы в школе, и прежде всего технической пропаганды, нельзя решать обособленно, без тесного контакта с другими организациями — органами народного образования, комсомолом, детскими внешкольными учреждениями. Каковы ближайшие практические задачи! Прежде всего необходимо при каждом автомотоклубе, при городских и районных спортивно-технических клубах, сеть которых непрерывно растет, уже в ближайшее время создать секции по работе среди школьной молодежи. Именно на это следует направить сейчас основные силы нашей общественности, опираясь на нее, вовлечь в изучение автомобиля, мотоцикла, в автомоделизм новые и новые десятки тысяч школьников. Возглавить это дело должны лучшие организаторы, энтузиасты пропаганды автотехнических знаний, которых немало в организациях Общества. Кое-кто скажет: ведь для этого нужны специалисты, техника, горючее. Конечно, на пальцах и одними лекциями ребят не научишь, не привлечешь. В ряде клубов есть излишки механизмов, агрегатов, которые можно при правильной организации дела использовать для обучения школьников. В приобретении горючего может помочь и школа, и администрация шефствующих над школами предприятий, наконец, родительская общественность. Ну, а о людях — организаторах — говорить нечего. Они рядом — это работники автохозяйств, инженеры и техники авторемонтных, автомобильных, мотоциклетных заводов, первоклассные водители, которых немало ив наших автомотоклубах. В общественном порядке они с большой охотой согласятся вести техническую пропаганду среди школьной молодежи. Важно и другое — организация технической пропаганды и изучения автодела не только при автомотоклубах, но инепосредственно в школах. Следует рекомендовать комитетам ДОСААФ совместно с отделами народного образования сразу, с началом учебного года подумать: где, в каких школах можно организовать такую работу, изыскать помещение для автокласса, оборудовать его, привлечь для этого самих учащихся, обеспечить занятия необходимой техникой, наглядными пособиями. Интересным делом, которое получает все большее развитие, является автомоделизм и автомодельный спорт. Уже сейчас этим увлекаются многие десятки тысяч человек, преимущественно школьники, учащиеся ремесленных и профессионально-технических училищ. Думается, что на этот участок технической пропаганды комитеты ДОСААФ, органы народного образования и детские внешкольные учреждения могут и должны обратить больше внимания. Тем более, что тут не требуется больших затрат и сложной материально-технической базы. Широкое развитие автомоделизма откроет новые возможности для технического творчества — конструирования, изготовления по собственным чертежам, своими руками самодельных микролитражных автомобилей. Уже созданы тысячи таких машин под самыми разнообразными названиями,— «Ласточка», «Золушка», «Восток», «Турист», «Старт» и т. д.,— и каждая из них по-своему оригинальна. В мае этого года с успехом прошла организованная в Москве выставка-смотр микролитражек, созданных руками автолюбителей, среди которых было немало школьников. Думается, что это хорошая инициатива, и Центральному автомотоклубу СССР, Федерации автомобильного спорта следует позаботиться, чтобы подобные смотры и пробеги стали традицией не только в Москве, но ив других городах. Это, несомненно, послужит делу дальнейшего развития самодеятельного автостроения, привлечет к нему новые тысячи юных автолюбителей. Широкое поле деятельности для вовлечения подростков и юношей в техническое творчество и спорт представляет картинг — гонки на простейших микролитражных гоночных автомобилях. Этот сравнительно молодой вид спорта получает все большее признание и распространение в нашей стране, так как он выгодно отличается от других автомобильных соревнований своей доступностью. Примечательно, что инициаторами картинга у нас в стране стали энтузиасты Курского дворца пионеров и клуба «Юность» города Каменска-Уральского. Строительство картов вызвало широкий интерес у школьников. Об этом говорит тот факт, что уже в 1963 и 1964 годах по инициативе Курского дворца пионеров и Центральной станции юных техников были проведены всероссийские соревнования школьников по картингу. Этот вид соревнований был включен ив программу III Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта. Говоря о технической пропаганде среди учащейся молодежи, следует особо подчеркнуть ее важность и необходимость резкого улучшения в сельских школах. После мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС вопрос о создании для сельской молодежи условий культурно-технического роста, профессиональное обучение юношей и девушек на селе приобретают все большую значимость. Исходя из этого, ЦК ДОСААФ потребовал от комитетов Общества рассматривать работу по распространению технических знаний среди тружеников колхозов и совхозов как одну из важнейших политических задач Общества на ближайший период. Естественно, что наши комитеты и автомотоклубы, решая ее, должны уделить особое внимание сельским школам, помочь им в организации подготовки шоферов, трактористов, мотористов. При создании в сельских районах спортивно-технических клубов надо организовать юношеские секции, развернуть работу автотехнических кружков в школах. По решению президиума ЦК ДОСААФ в честь 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции с1 января 1966 года по 1 июля 1967 года будут проходить соревнования первичных организаций ДОСААФ колхозов и совхозов. Одним из основных условий для победителей соревнований является создание широкой сети кружков и курсов, охват технической учебой не менее 10 процентов членов Общества. Все сельские школы должны быть участниками соревнования. Организация широкой и разнообразной военно-политической работы, изучения автомобиля, трактора, комбайн а — боевая задача комитетов и автомотоклубов ДОСААФ, всего нашего актива. Совместная работа школы, комсомола и ДОСААФ по военно-патриотическому воспитанию школьной молодежи, приобщению ее к основам технических знаний была и остается важнейшей и постоянной нашей задачей. Для ее успешного решения нельзя жалеть ни времени, ни сил, ни энергии.2