АВТОМОБИЛЬПервые самодвижущиеся повозкиеще задолго до того, как выкристаллизовались понятия «паровоз» и «автомобиль», — пытались делать на ногах, а не на колесах. Конструкторы рассуждали так: все сами себя перемещающие по земле существа живой природы движутся на ногах, значит, самодвижущаяся повозка тоже должна быть на ногах. Они ошиблись. Если проанализировать ходьбу — движение, к которому мы так привьжли, — то можно увидеть, что она состоит из чередующихся ускорений действия ног и их замедлений до нуля. Подобный род движения можконструкторы и вспомнили о ноге. Но не для того, чтобы заменить колесо ногами (хотя такие попытки тоже делаются). К ноге обратились потому, что усилие при ходьбе возникает именно в ней, а не в голове или грудной клетке, и никаких передающих механизмов здесь не нужно. Значит, если бы удалось создать такое колесо, в котором усилие, необходимое для движения, возникало бы в месте контакта с дорогой, это был бы идеальный случай. Что такое ходьба? Это беспрерывное падение. Стоит только вспомнить, что нога, то есть опора, находится за центром тяжести и при каждом шаге человек как бы падает. Падение продолжается до тех пор, пока выставленная вперед вторая нога не упрется в землю. Как же выглядит колесо, в котором используется этот принцип? Шина его разделена по окружности на камеры, из которых в каждый момент несколько одновременно соприкасаются с дорогой. В камеры подается воздух. В тех, которые расположены за центром тяжести, давление воздуха больше, чем в других. Соответственно больше и усилия от дороги. Результирующее усилие Р будет «давить» на колесо в точке, расположенной на расстоянии а от оси, проходящей через На каждую из камер К,, К2, К3, К, и т. Д. центр тяжести колеса. Момент Ра и будействуют от дороги усилия Pi, Р а . Ра, Рд дет стремиться повернуть колесо. Но вот и т. д. Суммарное усилие Р действует на колесо повернулось, камера не контакрасстоянии «а» от центра тяжести, h, — тирует больше с дорогой, давление в высота оси колеса над дорогой; v — верней уменьшилось. Зато оно увеличилось тикальная нагрузка на колесо; Н — горизонтальное тяговое усилие. в других камерах — тех, которые вошли в соприкосновение с дорогой. Снова поворот. И так — все лремя. Колесо стало но сравнить с тем, как если бы автомоподобно человеческой ноге — с той, одбиль через каждые сто метров останавнако, разницей, что нога движется поливался, а затем вновь начинал езду. ступательно, а колесо вращается, и нет Пришлось прибегнуть к старому испынеобходимости в специальных устройсттанному колесу. Менялась мощность вах, чтобы избавляться от инерционных двигателя, менялись внешние формы, а сил. Конечно, для того чтобы движение колесо — всегда колесо: круглое и каколеса было равномерным, камер должтится. но быть как можно больше. И все-таки есть у автомобиля один Идея идеей, но как быть с конструкпринципиальный недостаток. Где вознитивным решением? Как практически закает усилие? В двигателе. Куда передаетставить давление в камере все время ся? Чаще всего на задние колеса. И учаповышаться и понижаться? Способов ствуют в передаче усилия сцепление, комного. Можно, например, повышать давробка передач, карданный вал, задний ление е камерах, подавая в них сжатый мост. Длинный путь, много механизмов, воздух компрессором. Осуществлять утяжеляющих конструкцию и пожираюразличные режимы движения сравнищих мощность. Правда, в последнее тельно легко: увеличивая или уменьшая время появилось много конструкций, в подачу воздуха. Больше воздуха — быкоторых двигатель и движитель сближестрей движется колесо, меньше — медны. Например, автомобиль с приводом ленней. И что очень важно, тяговое усина передние колеса. Или с задним раслие будет регулироваться автоматически, положением двигателя. Увы, это тоже независимо от водителя. В самом деле. не идеальное решение. Вот поэтому-то Представим себе, что автомобиль едет в гору. Колеса вращаются медленней, расход воздуха уменьшился, а значит, увеличилось давление во всех камерах. Стало быть, суммарное усилие от дороги прилагается в точке, более удаленной от оси колеса, чем раньше, иными словами, выросло плечо. Следовательно, и крутящий момент вырос — автоматичеЭто — модель ски, независимо от воздуха. повозки. Так выглядит конструктивно ведущее колесо с отдельными камерами.ПОИСКИ, ИДЕИ, РАЗРАБОТКИКолесо, работающее по этому принципу, можно сделать таким, что его не отличишь от обычного. Во всяком случае,покрышка будет та же самая, и только камер — не одна, а множество. Воздух в них поступает через трубопроводы, отводится в коробку золотникового распределителя, а оттуда — обратно в компрессор. Но есть и другой тип колеса. В нем камеры не запрятаны в покрышку, а располагаются по окружности колеса под углом к его оси. А теперь самое главное. Есть ли мо-УЧИТСЯдель такого колеса или даже повозки с несколькими колесами, или все это фантазии на технические темы, в которых нет недостатка? Такие колеса есть. Модель повозки с ними была построена в Праге в Научно-исследовательском институте средств моторного транспорта. Двенадцать камер распределялись по окружности под углом к ней. Воздух подавался в камеры через распределитель, закрепленный в ступице. Модель, весящая всего 4,3 килограмма, испытывалась и показала неплохие результаты при движении по ровной дороге, при подъеме и преодолении препятствий. Имеет ли этот новый вид привода какие-нибудь перспективы для широкого применения — пока сказать трудно. Двигатель «Ванкеля», например, в котором возвратно-поступательное движение поршней заменено вращательным (а это — колоссальное преимущество), совершенствуется уже много лет, ставится на целый ряд конструкций, но пока он еще не составляет сколько-нибудь серьезной конкуренции двигателям обычного типа. Так что говорить о промышленном использовании нового колеса пока что рановато. Но автомобиль без сложной и громоздкой трансмиссии, механической или гидромеханической, стоящей дорого и утяжеляющей конструкцию, — машина очень заманчивая. Энергия подводится к колесам при помощи гибкого шланга; поэтому поворачиваться они могут на любой угол. Насколько увеличилась бы маневренность такого автомобиля! Возможно, мы еще увидим его на дорогах. Р. ЯРОВХОДИТЬ27