X этап первенства мира по мотокроссу (класс 250 смЗ] состоялся в Москве, на Ленинских горах. Лидер чемпионата советский гонщик Виктор Арбеков, опередивший в первом заезде всех своих соперников, имел реальные шансы стать победителем этапа, а вместе с ним и первенства мира, так как эта победа делала его практически недосягаемым. Но случилось так, что из-за разрыва цепи на мотоцикле он не получил зачетных очков. Первое место занял бельгиец Ж. Робер, второе — швед А. Йонссон, третье — заслуженный мастер спорта И. Григорьев. На соревнованиях присутствовал редактор чехословацкого «Мотор-ревю» Карел Ружичка, которого мы попросили поделиться впечатлениями о сильнейших гонщиках чемпионата мира этого года. В нынешнем году первенство мира по мотокроссу ожидалось с огромным интересом. Он подогревался смелыми планами прошлогоднего чемпиона в классе мотоциклов 250 смЗ бельгийца Жоэля Робера, который решил попытаться в 1965 году стать чемпионом мира дважды. Сначала выиграть первых восемь этапов первенства в классе мотоциклов 250 смЗ и тем самым отстоять свой титул, а потом выступить в классе 500 смЗ. Но события на трассах кросса развивались иначе, чем предполагал Робер. Победителем первого этапа чемпионата (класс 250 смз), проходившего в Испании, стал англичанин Дэвид Биккерс. Трасса второго этапа, в Италии, была особенно трудной. После тренировки фаворитом все считали Робера. И действительно, в первом заезде бельгиец был во главе гонки. Но затем его обо-«СОВЕТСКАЯшел Арбеков. Робер, на мотоцикле которого оказалась неисправной ручка газа, не захотел рисковать. Он намеревался решить исход гонки в свою пользу в следующем заезде. Арбеков спокойно выдержал атаку чемпиона и стал победителем этапа. Многим успех советского мотоциклиста казался тогда неожиданным. Но неделю спустя во Франции русский спортсмен опроверг это мнение. После гонки Робер заявил журналистам: «Арбеков был сильнее меня. Его победа закономерна. Я постараюсь взять реванш на другой трассе». Дуэль спортсменов продолжалась в Западной Германии и Голландии. Там в обоих заездах первым был Арбеков. Не удивительно, что пресса, спортивная общественность стали проявлять исключительный интерес к московскому мотогонщику. Западноевропейские журналы назвали его «советской ракетой». И это точно определяет стиль езды советского мотоциклиста. Впервые я увидел его несколько лет назад в Праге, на мотокроссе армейских команд социалистических стран. Чехословацкие гонщики были тогда наиболее опытными. Со старта они сразу же ушли далеко вперед. И лишь один спортсмен не побоялся дать им бой. Я не знал его, взял программу и прочитал фамилию Арбекова. Надеюсь, читатели простят мне еще один экскурс в прошлое. В 1963 году в Москве на очередном этапе первенства мира по мотокроссу фаворитом был тогдашний чемпион — швед Торстен Хальман. Он надеялся легко обойти хорошо принявшего старт гонщика под номером 12 — Виктора Арбекова. Сделать это ему не удалось. И хотя Арбеков не стал победителем, для чемпиона он оказался «твердым орешком». Тогда я сказал своим московским товарищам: «Когда этот спортсмен приобретет международный опыт, он станет первым советским гонщиком, который посягнет на звание чемпиона мира». Сбудется ли мой прогноз в первенстве 1965 года — покажет время. Сейчас речь о другом. О технике и тактике езды, характерных для лучших гонщиков мира. Советские мотокроссмены начали выступать на международной арене, когда там господствовал позиционный стиль езды. Им и поныне пользуются многие известные мастера кросса, в том числе чемпион мира в классе 500 смЗ Д . Смит. Новшество в мотокросс внес англичанин Биккерс, а затем Робер и Арбеков. Их тактика основана на самом совершенном управлении мотоциклом. Суть ее в том, что гонщик не ждет благоприятной возможности для обгона, а начинает его в любую минуту. В каждый момент, в каждом положении гонщик должен знать, как наилучшим образом использовать тот или иной участок трассы, чтобы пройти его на максимальной скорости. Ы^ы не будем подробно говорить о Биккерсе — он заметно уступает своим«*«MU»»i'.M«J«<r»T<r»»m,M.«h««n:c4«M»r4iuzMW»c^портивньшПЛЕХАНОВ ПРИМЕТ СТАРТ НА «УЭМБЛИ» Пятьдесят тысяч зрителей наблюдало на олимпийском стадионе во Вроцлаве континентальный финал чемпионата мира по гаревым гонкам. Первое место завоевал представитель Польши А. Выгленда (12 очков). Столько же очков набрал наш И. Плеханов, но он проиграл польскому спортсмену в совместном заезде. Последующие места заняли А. Погожель. ский и А. Ворына (оба Польша); советские гонщики — Г. Куриленко и В. Мои. сеев — заняли 11-е и 16-е места и не вышли в европейский финал, который состоялся в чехословацком городке Сланы. На гонках присутствовало около 40 тысяч зрителей. Первое и второе место поделили шведы О. Фундин и В. Кнутссон, набравшие по 14 очков. Третье место занял польский спортсмен А. Ворына, а четвертое и пятое месте, поделили И. Плеханов (СССР) и А. Погожсльский (Польша). В восьмерку, получающую право участвовать в финале чемпионата мира, вошли также А. Выгленда (Польша). Л. Томичек (ЧССР) и О. Ларссон (Швеция). БРАВО, ПОЛЯКИ! Шестой этап первенства Европы — ралли «Акрополь» — оказался роковым для многих прославленных асов. Изнурительные 2700 километров каменистых горных дорог Греции «пропустили» к финишу только 15 экипажей из 85. Выбыли из борьбы экипажи Т. Трапы, П. Мосс-Карлссон и даже лидировавшего три четверти пути Т. Мякинена. Победил экипаж шведа К. Скога на «Вольво» с новым 128-сильным двигателем, экипаж Э. Карлссона («Сааб») занял второе место, а француза Р. Траутмана на «Ситроене» — третье. Седьмой этап состоялся в Швейцарии. Победу одержал экипаж финна Р. Аалтонена на «Мини-Купер-ПООС». Однако событием номер один в этих соревнованиях был успех поляков С. Засады и К. Осиньского, которые в общем зачете заняли третье место. Выступая на микролитражке «Штейр-Пух» 3 с двигателем рабочим объемом 850 см , по сумме очков (после семи этапов) они вышли на первое место, оторвавшись на девять очков от ближайшего конкурента — экипажа финна Т. Мякинена. МЕЛЬКУС ВЫИГРЫВАЕТ ПЕРВЫЙ ЭТАП Автомобильные гонки на Кубок социалистических стран стали традиционными и проводятся уже в третий раз. Он разыгрывается для гоночных автомобилей формулы III. В зачет идут три лучших результата из четырех этапов. Первый этап состоялся в Варшаве на шестикилометровой трассе, проложенной на дорожках аэродрома. В нем приняли участие спортсмены Польши, ГДР, Венгрии и Чехословакии. Вне конкуренции все 25 кругов был Гейнц Мелькус из ГДР, выступавший на «Мелькус-Вартбурге». Последующие шесть мест заняли польские гонщики насвоих отечественных «РАК-Вартбургах»Л. Веляк, И. Кельбания. А. ВейнеЕ Г. Новак, С. Колецкий и В. Шульче! ский. В командном зачете впереди поляки, набравшие 10 очков. ДЕВЯТАЯ ПОБЕДА «ФЕРРАРИ» Двести пятьдесят тысяч зрителей собрались во французском городке Ле-Ман. чтобы посмотреть крупнейшие в мире гонки спортивных автомобилей — «24 ча. са Ле-Мана». Эти традиционные соревнования проводились в тридцать третий раз и собрали 51 участника. Снова, как ив прошлом году, гигантский американский концерн «Форд» сделал бесплодную попытку завоевать лавры победителя. Его спортивные автомобили «Форд-ГТ» с 7-литровым двигателем мощностью 550 л. с. призваны были сокрушить сопротивление «Феррари», чьи машины восемь раз побеждали в этих гонках. Первые часы гонки бело-голубые американские машины лидируют. На прямых участках они развивают до 320 км/час. Через 6 часов после старта Ф. Хилл на «Форде» показывает лучший езультат одного круга — 222,808 км/час. Й о, обладая высокой скоростью, американские машины не отличались надежностью. Уже через 3 часа они начали сходить, а через 12 часов после старта все практически выбыли из борьбы. Победителями гонок стали М. Грегори и И. Риндт на «Феррари». Они прошли 4677 км (то есть примерно расстояние от Москвы до Лондона) со средней скоростью 194,880 км/час. Машины «Феррари» в этой гонке заняли первые три места. Соревнования смогли закончить лишь 14 автомобилей. В их числе был гаэотур-28