I. Общие данные, компоновка и основные размеры 1. Самостоятельно конструировать и строить можно только четырехколесные микролитражные автомобили и трехколесные мотоколяски. В них могут быть использованы двигатели рабочим объемом не более 900 смз и отдельные агрегаты, механизмы и детали типовых автомобилей и мотоциклов. Сборка типовых легковых автомобилей из запасных частей запрещена. П римечание : в дальнейшем вместо слов «микролитражный автомобиль» (мотоколяска) употребляется слово «автомобиль». 2. Каждый такой автомобиль должен прежде всего удовлетворять требованиям безопасности движения и иметь хороший внешний вид. 3. Число мест в кузове — не более четырех. Возможны любые виды компоновочных схем: с двигателем спереди или сзади, приводом на передние или задние колеса. Не допускаются мотоколяски с одним передним колесом. 4. Основные размеры автомобиля: длина — не более 3500 мм, а для автомобилей с кузовом спортивного типа — 4000 мм, ширина — не более 1500 мм, высота (без нагрузки) — не более 1450 мм, колесная база — не менее 1600 мм, колея — не менее 1100 мм. II. Дорожно-эксплуатационные качества и удобства управления 5. Автомобиль должен обладать достаточными динамическими качествами для беспрепятственного и безопасного движения с полной нагрузкой по городским улицам и дорогам общего пользования без помех для других средств транспорта, а именно: а) наибольшей скоростью: для автомобилей — 75 км/час, мотоколясок — 50 км/час, б) мощностью на тонну полного веса — от 20 до 25 л. с. Примечание: полный вес равен весу полностью снаряженного автомобиля плюс вес пассажиров и багажа; вес одного человека принимается равным 75 кг, багажа на человека — 10 кг. 6. Тормозной путь при полной нагрузке автомобиля и скорости 30 км/час должен составлять на сухой дороге с твердым покрытием не более 7,2 м. 7. Радиус поворота (по переднему наружному колесу) — не более 6 м. 8. Автомобиль должен быть устойчивым, то есть не смещаться в сторону от прямого курса помимо воли водителя при движении по сухой дороге на всем диапазоне скоростей и не иметь значительного увода на поворотах. Угол опрокидывания вбок должен составлять не менее 40 градусов. При движении по кругу радиусом 6м со скоростью 20 км/час на сухой дороге не должен возникать занос. 9. Расстояние от плоскости дороги до низшей точки автомобиля должно быть не менее 150 мм. 10. Сиденье водителя должно обеспечивать удобство посадки иуправления автомобилем. С места водителя должна хорошо просматриваться дорога, причем граница невидимой части ее может проходить на расстоянии не более 7м от передней точки автомобиля. Ветровое окно следует сделать так, чтобы подвесной светофор был хорошо виден водителю, когда передняя точка автомобиля находится от светофора на расстоянии не более 12 метров.ТЕХНИЧЕСКИЕТРЕБОВАНИЯВ апрельском номере журнала «За рулем» редакция кратно изложила разработанные и утвержденные Государственным комитетом автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения при Госплане СССР новые «Технические требования к микролитражным автомобилям и мотоколяскам, изготовляемым в индивидуальном порядке». По просьбе наших читателей мы публикуем эти технические требования полностью.I*" I j II иI Hill 'HP ' ЯЛ I—вшяаU..й ii — i II^——^~—е».^»^м^«—К МИКРОЛИТРАЖНЫМ АВТОМОБИЛЯМ И МОТОКОЛЯСКАМ, ИЗГОТОВЛЯЕМЫМ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ ПОРЯДКЕIII. Требования, предъявляемые к отдельным агрегатам 11. Рулевое управление можно применять только автомобильного типа с рулевым механизмом (реечным, винтовым, кривошипным или червячным) и трапецией. Все детали его надо изготовить из высокопрочных материалов с соответствующей механической и термической обработкой. Передаточное число рулевого управления (кинематическое) — не менее 10 : 1. Руль должен быть расположен слева. 12. На автомобиле должно быть два тормоза: а) рабочий — с приводом от педали; б) стояночный — от рычага. У мотоколясок с полным весом не более 600 кг рабочие тормоза могут быть только на задних колесах. Рабочие тормоза могут иметь механический или гидравлический привод. Допускается привод стояночного тормоза на передние колеса. 13. На автомобилях допускаются только пневматические шины: автомобильные, мотоциклетные, от мотоколясок и мотороллеров без перегрузки их против нормы. 14. В коробках передач автомобилей, с наряженный вес которых превышает 450 кг, должна быть передача заднего хода. Для мотоколясок, с наряженный вес которых меньше 450 кг, это требование не обязательно. 15. Кузов допускается любой: закрытый, с открывающимся верхом, спортивный и т. д. Двери могут быть устроены в боковинах кузова, спереди или сзади в виде крышек . Допускаются открытые кузова спортивного типа без дверей. Передние стекла кузова должны быть небьющимися (триплекс, сталинит). Задние и боковые стекла могут быть изготовлены из оргстекла. Левое боковое окно должно быть открывающимся (опускным, откидным, поворотным или раздвижным). Кузов может быть изоготовлен из любых материалов, обеспечивающих его прочность и надежность. Неметаллические части должны быть удалены от нагревающихся механизмов (двигатель, выпуркная система) не менее чем на 100 мм, а при меньшем расстоянии — з ащищены асбестовыми и металлическими накладками. Поверхность кузова должна быть ровной, без трещин и подтеков краски, неровных границ (при двухцветной окраске), непрокрашенных мест, следов коррозни. Хромированные или никелированные детали не должны иметь трещин, пятен, раковин, следов коррозии; стекла должны быть чистыми, без пятен и крупных царапин. Автомобиль должен быть окрашен несмываемой краской. 16. Установка буферов спереди и сзади не обязательна. 17. Вак для топлива может быть расположен в любом месте, но не ближе чем на 100 мм от двигателя и на 200 мм от выпускной системы (коллектор, трубопровод, глушитель). Горловина бака должна быть герметически закрыта крышкой с двумя клапанами. 18. Автомобиль надо снабдить исправным глушителем, а шум работы двигателя должен быть не больше, чем у серийных мотоциклов. IV. Требования, предъявляемые к оборудованию 19. Автомобиль должен иметь следующие приборы освещения и сигнализации: а) две фары (лампочки не менее 32 свечей для дальнего и 21 свечи для ближнего света); б) габаритные фонари — по два спереди и сзади (лампочки по 3 свечи). Они должны быть расположены не более чем на 200 мм от габарита автомобиля по ширине. Передние габаритные фонари должны иметь прозрачные или матовые стекла, задние — красные (при наличии фар, имеющих лампочки стояночного света, габаритные фонари спереди не обязательны); в) указатели поворота — по два спееди и сзади (лампочки 15 свечей). райние боковые точки стекол передних и задних указателей поворота должны находиться на расстоянии не более 200 мм от габарита автомобиля по ширине; передние указатели поворота должены иметь бесцветные стекла, задние указатели поворота — красные или оранжевые. Допускается устройство электрических или механических (семафоров) указателей по одному с каждой стороны кузова при условии, что они хорошо видны как сзади, так и спереди; г) сигнал торможения (стоп-сигнал) — один или два (лампочка на 15 свечей). Сигнал торможения должен иметь красное стекло; д) ф онарь номерного знака (лампочка не менее 6 свечей); е) звуковой сигнал. Примечание: габаритные указатели сзади, указатели поворота и сигнал торможения могут быть выполнены в виде двух комбинированных фонарей, расположенных на расстоянии не более 200 мм от габарита автомобиля по ширине. 20. Щиток приборов должен включать как минимум спидометр, замок зажигания, переключатель света. 21. Механический стеклоочиститель и зеркало заднего вида обязательны. V. Прочие требования 22. На автомобиле должны быть крепления для номерных знаков. 23. Автомобиль подлежит регистрации только в том случае, если он изготовлен с соблюдением всех изложенных выше требований и по своему техническому состоянию удовлетворяет требованиям Правил движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР. 24. Для регистрации самодельного транспортного средства его владелец должен предъявить ГАИ акт технической комиссии при низовом коллективе ДОСААФ, определяющий основные параметры и технический уровень конструкции.РЕДАКЦИЯ В ГОСТЯХ У АРМЕЙСКИХ ВОДИТЕЛЕЙВ зале молодые люди с солдатскими и сержантскими погонами на гимнастерках. Воины автомобильного подразделения принимают в своем клубе сотрудников и авторов журнала «За рулем». Устный выпуск журнала начался с выступления члена редакционной коллегии генерал-лейтенанта в отставке Н. В. Страхова, в годы Великой Отечественной пойны командовавшего автомобильными войсками фронта. Он поделился воспоминаниями о наступательных операциях Советской Армии в заключительный период войны. Старейший автомобилист познакомил также участников встречи с особенностями эксплуатации современной военной техники. Из устного выпуска воины узнали о планах редакции по новому разделу «Зеленая волна». Сотрудники редакции здесь же разобрали наиболее типичные моменты в оценке дорожной обстановки. дали ряд практических советов. В. ,И. Жулев, совершивший недавно в составе группы журналистов поездку на автомобиле по городам Европы, где жил и работал Владимир Ильич Ленин, поде лился впечатлениями о дорогих сердцу каждого советского человека памятных местах, о том, что он увидел на зарубеж ных дорогах. Спортивную страничку открыл неоднократный чемпион СССР, обладатель двух золотых медалей ФИМ офицер Советской Армии Б. Н. Иванов. Он рассказал соб равшимсяо достижениях армейских мо то. и автоспортсменов, познакомил их с особенностями разных соревнований23