24
25
мой взгляд, недостает и нашей профи ­ лактической работе. Возьмем такую распространенную причину несчастий на дорогах , к ак нарушение правил обгона . Простая регистрация этого факта не позволит определить наиболее эффективные и правильные меры или вы придете книмсовершенно случайно. П отому что внешне за однимитемженарушением правил скрываются разные вещи. В нашей анкете, н апример , б ыл такой вопрос : « М ожет ли водитель рассчитать путь обгона «а скорости 60 км/час, если уобгоняемого она со ­ ставляет 45 км/час?» И представьте себе, о половине опрашиваемых этого ска ­ зать было нельзя. Понятно, что втаком случае одной воспитательной работой делу не поможешь , тут нужна специальная учеба, исправление каких-то про ­ махов в профессиональной подготовке . Д ругойпример . По нашей анкете в 23 случаях из каждых 100 вмомент нар ушения правил водители находились в состоянии переутомления , были больны или чувствовали физическую слабость. Вождение автомобиля в нынешних условиях требует большого напряжения, хотя и не такого , к акв авиации, но до ­ статочного для сравнения. Не дай бог , м едикиобнаружату пилота какие - н и ­ будь отклонения от норм физического состояния. Его сразу же отстранят от полетов. А на автотранспорте? Н икако ­ го досмотра. Конечно, подвергнуть медицинскому контролю всю много ­ миллионную армию водителей невозм ожно . Но по крайней мере водители, р аботающие на пассажирскихперевоз ­ ках или по жесткимграфикам междугородных маршрутов, ежедневный медо смотр проходить должны . Ведь даже такая будничная вещь, к ак плохое само ­ чувствие, не говоряужобольшем , значительно снижает скорость реакций, сказывается на координациидвижение , п риближаетутомление , притупляет бди ­ тельность. Ш офервподобном состоянии легкоможет стать либовиновником , либо жертвойдорожногопроисшествия . Вывод: и вэтомделе следует иметь в виду не массу водителей вообще , а каж ­ д огоконкретного человека. Наконец, последнее. Надо больше внимания обращать на режим работы водителей. П о нашим сведениям , почти треть всех нарушений правил происхо ­ дит после девяти часов работы за ру ­ л ем . Согласен, что продолжительность смены может вызываться спецификой производства. Но надо соответствующим образом инструктировать водителей, предупреждать о возможных опасностях. Д умаю , приведенных примеров достаточно для иллюстрации главной мысли : больше индивидуальной работы скаж ­ д ым водителем, к онкретныхмерпро ­ тив конкретных причин дорожныхпро ­ исшествий. И ещеодно : статистика не должна быть кабинетной наукой , она можетидолжна стать инструментомв руках каждого инспектора дорожногонадзо ­ ра, к омпасом , о риентирующимего на выявление не нарушений правил вооб ­ ще, а прежде всего тех, что приводят кпроисшествиямвтом или ином районе, г ороде , на том или ином участке маги ­ страли. Ф . ГУСЕЙНОВ, начальник ГАИМВДАзербайджанской ССРЭКЗАМЕН на ДОМУ1шБа^^&ь fJ^B^^^ я^^^Ьш |^В»»И^•-*3*а*с^ 4S'B"%* ЩШЯ& I. К акойзнак транспорта? А 1Б2^ • • " ^ ЧртИвдв *дййр^ остановкуfgMttg^запрещает В3I I . К акие маневры запрещены штрихованных зонах? остановка стоянка стоянка обгон задний ход обгон задний ходв зазадний ходОтветы — на стр. 29АВ£ОЬл * *о^^а^Р я^&^^. ^^*0«^^SL» |^Ввв1Я*^^Х^ 4^^В^^р.|о^вив>^SBBfp«gMBJ^fgtBVg»IgMBM^9£1ЛщрIg^BB^tГДР. Крупнейший порт республики Росток свяжет со столицей новая автострада, сооружение которой начнется в ближайшее время. Она протянется на 230 километров ив одном из пригородов Берлина — Бернау соединится с кольцевой Берлинской автострадой. Любопытно, что для преодоления многочисленных водных преград (трасса новой магистрали проложена в озерном краю) предстоит построить в общей сложности 180 мостов. ГДР. Два важнейших промышленных центра республики — Дрезден и Лейпциг — связала вступившая в строй новая автострада. Ее протяженность 74 километра, расчетная скорость движения — 140 км/час. ГДР. В стране неуклонно растет парк легковых автомобилей индивидуального пользования. В этом году он должен достичь 5 миллионов машин, а прирост против минувшего года составит 13 процентов. Сегодня в ГДР на 1 километр дорог приходится 40 легковых автомобилей. ПОЛЬША. В стране свыше 130 тысяч километров дорог с твердым покрытием. Эта дорожная сеть связывает около 800 городов и поселков. ПОЛЬША. Прирост парка индивидуальных легковых автомобилей в Варшаве увеличивается. В 1971 году он составил 10 тысяч машин, в то время как в предыдущие годы удерживался в среднем на уровне 5 тысяч. В настоящее время по улицам Варшавы ездит около 70 тысяч легковых автомобилей. РУМЫНИЯ. С этого года в стране в летние месяцы по воскресеньям запрещается движение грузовых автомобилей по магистральным дорогам. Таким образом пытаются создать наилучшие условия для автотуристов, на легковых машинах и автобусах. Кстати, общая протяженность внегородских автобусных маршрутов более 43 тысяч километров.АНГЛИЯ. Исследования последних лет показывают, что вряд ли удастся сократить пользование индивидуальными автомобилями, если общественный транспорт не будет предоставлять пассажирам необходимые удобства. В этой связи представляет интерес оборудование ряда автобусов в Бристоле новой радиоаппаратурой, разработанной фирмой «Маркони*. Она позволяет диспетчеру видеть на телеэкране любой автобус на маршруте и вступить с ним в радиотелефонную связь, что помогает поддерживать регулярное движение. В случае аварии или другого происшествия водитель немедленно связывается с диспетчером. БРАЗИЛИЯ. Автомобиль является одним из важнейших видов транспорта в стране, с его помощью осуществляется две трети всех перевозок грузов. За последние 10 лет протяженность автомобильных дорог увеличилась более чем в три раза. Начали сооружаться магистрали с усовершенствованным покрытием, которых до недавнего времени здесь практически не было. Развитие дорожной сети, по мнению специалистов, позволит улучшить экономику страны — даст возможность освоить новые земли и вывозить сельскохозяйственную продукцию в крупные города. Однако существующие проекты пока не обеспечивают доступ к наиболее плодородным почвам вдоль Амазонки, так как эти территории периодически затопляются. ГОЛЛАНДИЯ. Около 50 автозаправочных станций провинции Гронинген перейдут в скором времени на снабжение автомобилей сжатым натуральным газом. Полной заправки хватает на 200 километров. Автомобили, приспособленные к эксплуатации на таком газе, можно при необходимости заправлять бензином. Эти меры вызваны тем, что применение в качестве топлива натурального газа уменьшает выброс в воздух продуктов неполного сгорания. О своем решении использовать его объявила также одна из голландских автобусных компаний.24 ^^^^^^^ ^^^3^^^ ^^B^^^ ^^^^^^^ Ч)^^^Ч^ Ч ^ ^ ^ ^ * *0^^^ч^ *0^^^ч^^ ^ s c ^ ^ ^^^3^^. ^ ^ £ ^ ^ ^ igtffi^B igiSfa Ч!^^^ч^ T5^^^4^ 4 ^ ^ ^ ^ ^гдшщ» чфкщг цш^кщ ч^Вд» «geej» ^ • • ^^••j»qaat^ q * " ^ЧР*ЧIII. Кто проедет перекресток первым/ троллейбус и автомобиль 8 мотоциклист 9V. М ожно ли обогнать тракторвпока ­ з анной обстановке? можно нельзя можно, если трактор движется со скоростью менее 20 км/час 15V II . Можно ли эксплуатировать без тормозов двухосный прицеп к автомобилю? можно 19 нельзя 20 можно с соблюдением особой осторожности 2113 IV. М ожет ли мотоциклисттакой маневр? да нет совершить14может, если место поворота находится не менее чем в 20 М от перекрестка 121011V I . Обязан ли водитель автомобиля, оборудованного специальнымзвуковымсигналом , у ступатьв горах дорогу транспортным средствам, д вижущимся на подъем? да нет только при видимости менее 20 м 16 17 18V III . В каком из перечисленных мест запрещен обгон с выездом из ряда? на мостах на перекрестках в тоннелях ив тоннелях 22 23 24• "=WW77l и^цл_^^^^. m^SAv, m^SSb»Я^£^^^^^^v^ ^^^^^^^ ^^^^^^^ ^^^^^^^ ^^^^^^^ ^^^^^^ *^^^Щ* ^ ^ ^ ^ ^ *с^^^Ч* *^^^^* *8^^^о* *^^^^?США. Резкое торможение идущей впереди машины — одна из наиболее распространенных причин происшествий на американских дорогах. В 1970 году таких аварий было 3,8 миллиона, а бобее 2 тысяч из них окончилось смертельным исходом. Поэтому понятный интерес вызвало сообщение компании «Рэдио корпорейшн оф Америка» о том, что в ее лабораториях разработана экспериментальная радарная установка, предназначенная предотвращать такие столкновения. Установка автоматически определяет скорость передней машины и расстояние до нее. Когда автомобили сближаются до опасной на данной скорости дистанции, установка подает водителю предупреждающие звуковые сигналы. США. Автомобильный клуб штата Миссури объявил о том, что проведенное им обследование зарегистрированного в штате автотранспорта показало резкое снижение качества выпускаемых в США автомобилей. По данным обследования, по меньшей мере 45 процентов машин, еще не прошедших и 500 миль, имеют серьезные технические неполадки, угрожающие безопасности движения. США. По сообщению журнала «Радиоэлектроника», фирма «Дельно Электронике» (дочернее отделение «Дженерал Моторс») разработала устройство, которое не позволяет водителю в состоянии опьянения или плохо чувствующему себя пустить двигатель автомобиля. Работает оно следующим образом: повернув ключ в замке зажигания, водитель тем самым включает генератор случайных чисел, который выдает на воспроизводящее устройство пять однозначных чисел. В течение короткого времени водитель должен набрать эти числа на десятиклавишном пульте. Если ему не удалось сделать это с первой попытки, то он имеет еще две, но уже с другими числами. Если же ив третьей попытке водитель потерпит неудачу, то зажигание отключается на определенное время. Таким образом, проверяются острота зрения, память и психомоторная реакция, которые, как известно, у человека в состоянии опьянения понижены.США. В соответствии с принятой классификацией существуют так называемые дороги второстепенного значения. Они составляют 84 процента общей протяженности дорог США. Как показывают исследования, количество транспортных происшествий на таких дорогах велико, особенно в вечерние часы. Между прочим, две трети их не имеет специальной маркировки проезжей части. ФРАНЦИЯ. Специалисты исследовали состав транспортного потока на улицах городов и установили, что приблизительно 80 процентов в нем составляют легковые автомобили. Исходя из этого, с целью сократить расходы на транспортное строительство решено сооружать вместо обычных тоннели уменьшенных габаритов, предназначая их главным образом для легкового транспорта. Несколько таких тоннелей уже построено и сдано в эксплуатацию. ШВЕЙЦАРИЯ, Еще 100 лет назад геологи утверждали, что под Альпами изза сложных геологических условий невозможно строить тоннели. Однако уже не один, а целая дюжина тоннелей сооружена в высочайших горах Европы. Сейчас прокладывается еще один, длиной в 16 километров. Это соорузкение, предназначенное для движения автотранспорта, будет закончено к 1979 году. Общая ширина проезжей части 15,6 м. Для отдыха водителей или остановки автомобиля, нуждающегося в ремонте, через определенные промежутки устраиваются специальные шлюзы шириной 3ми протяженностью 41 м. ЯПОНИЯ. Статистические данные говорят о том, что Токио стоит на одном из первых мест в мире по количеству таксомоторов. Их здесь приходится 3,5 единицы на тысячу зкителей. Правда. трудно сказать, всегда ли жители японской столицы, когда они этого хотят, могут воспользоваться услугами такси. Для сравнения можно привести данные по некоторым европейским государствам: в Хельсинки и Осло на 1000 жителей 2 таксомотора, в Стокгольме — 1,6, Амстердаме — 0,8.Дй$&^США. Одна таксомоторная компания в Сан-Франциско начала испытания устройства, которое должно предупреждать водителей идущих сзади машин о степени торможения автомобиля изменением частоты мигания установленного на нем зкелтого сигнального фонаря. Чем чаще мигает сигнальный фонарь, тем сильнее тормолсение. Ожидается, что эта система уменьшит количество наездов сзади на тормозящий автомобиль.25