цесс смесеобразованияибез них завершается достаточно полно. Но на некоторых моделях двигателей 4050-х годов , где распределениесмеси по цилиндрам было недостаточно равном ерным , возникала необходимостьулуч ­ шить смесеобразование на начальном участке. Д ля этого в карбюраторах устраивали многоступенчатые диффузоры или системы их, д иффузорыспере ­ м енным сечением ( п римеры — ш ирокоприменявшийся ранее на двигателях ГАЗ карбюратор К-22, н екоторыемодели «Стромберг»). В результате несколько улучшалось смесеобразование и не ухудшалось наполнение двигателя при полных нагрузках, и поэтомумощность не снижалась. Тем не менее такие кар ­ б юраторы получили ограниченное расп ространение , а сейчас почти не приме ­ н яются по причине невысокой надежности. Д ругой путь улучшения смесеобразо ­ вания — применение устройств типа «Бут-Ко». На некоторых отечественных изару ­ б ежных автомобилях в начале впускно ­ го трубопровода устанавливали корот ­ к иецилиндрические насадки ( н апример , у ГАЗ-51) или пластины сусиками , с ры ­ вающие топливную пленку со стенок коллектора. Наиболее совершенными из приспособленийтакогорода были насадки с упругими пластинами во впускном трубопроводе двигателя ГАЗ-12 (рис. 2), к оторыеулучшали смес еобразование , не ухудшая наполнения цилиндров при больших нагрузкахиблагодаряэтомупочти не снижая максимальной мощности. Регулировка карб юратора , естественно, подбиралась сучетом этих насадков. Таким образом , о новизне предложе ­ ния, с которогомы начали статью, г о ­ ворить неприходится . В лабораториях институтов и заводов ведутся работы по улучшениюсмесеоб ­ р азования . Все они носят комплексный характер: совершенствуется двигатель, его впускнойтрубопровод , к арбюраторПриэтомстремятся достичь наилучшего эффекта и по топливной экономичности и по мощностным показателям Одним каким-либо простым устрой ствомрадикально улучшить работу двигателя нельзя. И ногдаприопробовании на одномавтомобиле приспособлений типа «Бут-Ко» владелец отмечаетнекийположительный эффект, который при более тщательных иквалифицированных испытаниях исчезает. Объясняется это либо неправильной методикой первоначального опробования , либо тем , что приспособление случайно устраняет какой-то недостаток именно данного экземпляра карбюратора. На другом жеможет получиться не положитель ­ ный, а отрицательный результат. Вернее же всего для экономии топлива следить за исправностьюирегулировкой карбюратора и электрооборудования, как, впрочем, и всего автомобиля. За рубежомвремя от временипояв ­ ляются аналогичные приспособления Они некоторое время широко рекламируются, получают известное распространение, н опотомисчезают , к аксовер ­ ш енно не оправдавшие себя. Однако если в них попадается что-то действи ­ тельно полезное , то это « р ациональноезерно » используется заводамиприкон ­ с труировании новых моделейавтомоби ­ лей имодернизациивыпускаемых . 3*Рассказыв аем о чемпионахКРОСС ЕГО СТИХИЯГеннадий Краюхин — водитель-испытатель экспериментального цеха автозавода имени И. А. Л ихачева . На работе он водит огромныетягачи со специальнымипри ­ ц епами , а свободное время отдает тоже автомобилю — «стотридцатке» со стартовыми номерами на дверкахкабины . А втомобильный нросс — т рудныйспорт . У него меньше понлонников , чем у ралли или ушоссейно - к ольцевыхгонок . На первый взгляд, кросс даже несколькогрубо ­ ват. Здесь нет аккуратныхдорожек , нет лакированных обводов суперскоростных автомобилей, — просто грузовикии бездорожье. Но разве от этого меньше цена победы? Мне добруюсотню раз довелось бывать на кроссах , и столькоже раз я восхищался спортивнымупорством нроссменов. У правлять автомобилем на такой сложной трассе — большое искусство . А привести автомобиль к победе — еще ктому же и огромный физический труд. Это было на первенстве СССР по автомобильному нроссув 1969 году. Трехчасовая гонна , где Краюхину не повезло на старте, и он ушел на трассу , з амыкая перв уюдесятку . Но на втором круге Геннадий был ужепятым . Три машины отделяли его от лидера. Удастся ли их обойти? Надо собрать всю волювкулак , п риструнить нервы, чтобы видеть все происходящеевокругислышатьтолько свою машину . В любое мгновение надо твердо знать , что требуется твоему автомобилю, чтобы он быстрее соперников шел н победе. Газ, т ормоз , одна передача, вторая, третья... к рутнул рулем чутьвсторону , рванул за рычагпереключения и... осталась в руне нругляшка - р учка , р ванул еще раз — И на обломне рычага оказался кусочекперчатки . Потом и вся перчатка изорвалась... З акончил второй круг , т ретийи все остальные восемнадцать, финишировал, п усть не первым , а вторым , но дошел, сделал все возможное для победы. М ожет быть, это и есть свой почерк , н астоящийспортивный харантер? Пераый раз Геннадий вышел на стартавтомобильных соревнований в 1967 году ис тех пор не расстается с замечательным миром спорта . Тот год для Краюхина памятен еще и тем, что, будучи спортсменомтолько второго разряда, он стал чемпионом Советского Союза. Было это вРязани . В следующем сезоне в Риге Краюхин вновь поднялся на высшуюступень пьедестала почета. Затем серебряная медаль на первенстве страны , и, н аконец , в 1970 году вгонке на кировоградской трассе он возвращает себе звание чемпиона . К онечно , с портивное счастье не может вечно расплываться в приветливой улыбке. Иногда оно хмуритсяиотворачивается , к ак это было сКраюхиным на соревнованиях минувшего года вГорьком . Он выбыл из гонки , повредив машину . Но, к акипрежде , н ичто не поколебало его стремления быть победителем. Он снова и снова на тренировнах . К раюхину не удалось в свое время получить среднее образование, и поэтому теперь, у жев зрелом возрасте он сел за учебники . Вечерняя шнола требовала своего. Даже в обеденные перерывы на работе он решал задачи по физикеи математике. И делал это стакимжеупорством , к ак шел к первому месту в кроссе. В этом году он онончил одиннадцатый класс ив четвертый раз стал чемпионом СССР. Вспоминается мемориал Ивана Алексеевича Лихачева , впервые состоявшийсяв 1971 году. Из-за неполадок в двигателе Краюхинвынужден был переместиться с первого на восьмое место и отстал от лидера на 27 минут . Он не спасовал. У странил неисправность и продолжил гонку . О тыгрываяу нового лидера по четыре-пять ми ­ н ут на круге , Геннадий стал настигать его. До последних метров шла ожесточенная борьба, и Краюхинфинишировалвторым , всего через минуту после лидера. Он ня завоевал главныйприз , но стал чемпионом автозавода в отдельном заводском зачете. Я видел его лицо впервуюминуту после финиша . Оно было усталое, т олько глаза чуть - ч уть веселые. Спортсмен вылез из машиныи попал в объятия друзейи 6олельщинов. Но он , видно, еще был там , на трассе. Его тренер Николай Павлович Подстрельнов бросил на ходу : — Молодец, Г ешка . Не подвел... Сказал и ушел к своим заботам организатора этого кросса . Наконец Краюхинулыбнулся . Я поил его горячим чаем из термоса. Я был рад за него. Потому что он заслужил победу. Геннадий собирал свой автомобиль перед самымкроссом . Собирал почти «от нуля». Рама на колесах да кабина . Вечерами, к огда кончала работу вторая смена, он оставался еще умашины . Н аканунегонния не застал его в цехе. Пришел после десяти вечера, и дежур ­ н ый сказал мне, что онтолько что ушел . — Машина? Вроде впорядке . Непонятно только , к огда он сам-то отдыхает? Двуж ильный что ли? Нет, наверное, К раюхин не похож на « д вужильного » . Среднего роста, просто креп ­ к ий парень. Он великолепно водит грузовинитакже хорошо... играет на баяне. По вечерам перед соревнованиямивдругих городах, куда выезжаюткроссмены автозавода, К раюхин берет вруки баян и ненадолго спортуступает место музыке . В эти минуты он становится совсем непохожим на того Краюхина , к оторый сидит за рулем спортивногогрузовика . К раюхин работает водителем-испытателем. До этого водил самосвал, а втобусы , а сейчас он среди тех, к то дает путевкувжизнь новым автомобилям. По счастливой случайности его работа мало отличается от спорта . Трудно сказать , где проходит та грань , к оторая отделяет увлечение от работы . Н. РАЗИНЧЕВ15