В учебных организациях ДОСААФ начались занятия. Редакция журнала обратилась к начальнику управления ЦК ДОСААФ Герою Советского Союза Виктору Петровичу НАУМЕНКО с просьбой рассказать о задачах, стоящих перед автомотоклубами в новом учебном году.НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД НОВЫЙ ЭТАП В ЖИЗНИ КЛУБОВ ДОСААФКаждый новый учебный год в организациях ДОСААФ чем-то отличается от предыдущего. Что будет ныне, Виктор Петрович, наиболее примечательным и значительным в жизни автомотоклубов оборонного Общества? Сразу же сделаю поправку к вопросу: в жизнь не только автомотоклубов, но и спортивно-технических клубов, в работу тех и других начавшийся учебный год внесет существенные коррективы. Прежде всего, клубы значительно увеличат подготовку водителей третьего класса. Это прямо вытекает из решений VII съезда ДОСААФ. Естественно, мы позаботились о том, чтобы в республиках и областях открылись новые клубы, расширилась сеть СТК. Далее, шире стал профиль подготовки водителей. Больше молодых людей будет обучено специальностям водителей-механиков автокранов, водителей дизельных и специальных машин. Соответственно и техники для обучения практическому вождению прибавилось. Автомобильный парк учебных организаций в начавшемся учебном году обновится на 30—35 процентов за счет машин ГАЗ-53А, ГАЗ-66, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131. Машины эти уже начинают поступать в автомотоклубы. На более высокую отметку поднимется уровень использования технических средств. Производственные предприятия ДОСААФ наращивают выпуск апробированных образцов оборудования для классов программированного обучения, а киностудия «Мосфильм» выпустит для автомотоклубов кинокурс «Автомобиль». Другим примечательным событием текущего года стало принятое недавно президиумом ЦК ДОСААФ постановление о расширении подготовки автолюбителей и мотоциклистов. Скажу больше — это начало качественно нового этапа в работе учебных организаций Общества. Он связан с размахом автомобилизации в стране, резким увеличением продажи населению автомобилей и мотоциклов. Нет необходимости подробно толковать здесь постановление, назову лишь несколько цифр, раскрывающих объем предстоящей работы: в 1973 году намечено подготовить около 300 тысяч автолюбителей и 480 тысяч мотоциклистов, а к 1976 году эти цифры достигнут соответственно 600 и 550 тысяч. Где готовить всю эту массу людей? Уже сейчас созданы и дополнительно создаются филиалы автомотоклубов, в сельской местности — курсы. Ведущая роль в этом деле, разумеется, за спортивно-техническими клубами. Сеть их, как я уже говорил, расширяется. Намечено в ближайшие годы создать СТК во всех городах и районных центрах. Как шла подготовка к новому учебному году? Летние месяцы были использованы для дела. Впервые в практике досаафовской работы состоялись сборы заместителей председателей комитетов по военно-технической подготовке. Они были организованы на базе Житомирского и Бердичевского автомотоклубов. Повсеместно прошли учебно-методические сборы старших мастеров. Они прослушали курс лекций на тему о том, как прививать курсантам максимум практических навыков по техническому обслуживанию и вождению автомобиля. Следуя указаниям XXIV съезда КПСС, руководствуясь постановлением VII съезда ДОСААФ, все дело обучения и воспитания в организациях Общества направлено на формирование у призывников высоких морально-боевых качеств, необходимых будущему воину. С этой целью в помощь руководителям политзанятий к новому учебному году изданы сборники методических материалов, выпущена брошюра «Политико-воспитательная работа в организациях ДОСААФ», рассылаются диафильмы, наглядные пособия и альбомы по военно-патриотической теме. Для политзанятий в новом году утверждена новая программа, темы распределены равномерно на весь период обучения. В дни, когда нет политзанятий, планируются 30-минутные политинформации. В лекциях, докладах и беседах раскрывается роль КПСС в укреплении оборонной мощи страны, славные традиции советского народа, цели и задачи ДОСААФ. В наших клубах есть ленинские комнаты. За лето они переоборудованы, избраны работоспособные советы из курсантов нового потока. Библиотечки пополнились популярной политической, военно-технической и спортивной литературой. К новому году обновились и средства наглядной агитации. Как ив прошлом году, клубы планируют свою работу по подготовке молодежи к сдаче норм комплекса ГТО, нормативов по военно-техническим видам спорта, опираясь на помощь комсомола, комитетов по физкультуре и спорту. Я уже говорил, что все АМК комплектуются на 30—35 процентов новыми автомобилями взамен устаревших.Больше стало таких средств технического обучения, как киноаппаратура, фильмоскопы, магнитофоны. Порадовали нас строители. К началу учебного года было введено в эксплуатацию 63 здания, в которых разместились классы, пункты техобслуживания, мастерские, гаражи. На строительство в истекшем году израсходовано 40 миллионов рублей. Учебные объекты, как правило, построены по типовым проектам. Наиболее интенсивно строительство велось на Украине, в Армении, Узбекистане, Башкирии, Омской и Тульской областях. Нынешний этап автомобилизации, определенный решениями XXIV съезда КПСС, закономерно влечет интенсификацию транспортных потоков, усложняет условия движения. А значит — возрастают требования к подготовке водителей. К ак учитывают это обстоятельство в своей практической работе автомотоклубы? Вопрос острый, от него, как говорится, не уйдешь. Мастерство водителя встает во главу угла. Поэтому при планировании учебной работы в новом году этой важной задаче было уделено самое пристальное внимание. Прежде всего, введена в действие новая программа подготовки водителей, которая значительно повышает требования в части практического вождения. В ней четко определена роль преподавателей и мастеров производственного обучения. Вся программа направлена к тому, чтобы курсанты приобрели более совершенные навыки по специально-1 сти водителя. Я уже упоминал о различного рода технических средствах обучения. Наиболее успешно они применяются сейчас в Житомирском, Бердичевском, Горьковском, Ташкентском, Московском и ряде других автомотоклубов. Однако этого становится недостаточно. Нужны более эффективные устройства. По заданию ЦК ДОСААФ разработаны проекты и определены планы централизованного изготовления тренажеров предприятиями ДОСААФ. Часть их планируется закупить в ЧССР. В 1973 году все республиканские и частично областные автомотоклубы будут обеспечены этими тренажерами. Какие еще приняты меры для улучшения водительской подготовки? Значительно повышен авторитет старшего мастера, ибо отныне он ответственное лицо, он осуществляет контроль за практическим вождением. Старший мастер следит за графиком выхода машин на линию, за точным соблюдением маршрута, ведет методическую работу с инструкторами. Он же «хозяин» автодрома. К 1973 году все автомотоклубы должны в строгом соответствии с требованиями программы оборудовать автодромы и содержать их в надлежащем состоянии. При подведении итогов года будет особо учитываться наличие хорошо оборудованного автодрома. Не имея его, клуб не может рассчитывать на первые места в социалистическом соревновании, даже при других высоких показателях. В заключение напомню: только в том случае можно добиться успехов, когда умело используются разнообразные формы и современные средства учебной и воспитательной работы.4