Слово «автомобиль» появилось вместе с автомобилем в 1885 году. Люди были восхищены тем, что этот «безлошадный экипаж» двигался сам, и окрестили его самоходом, а точнее самодвигом. Именно так переводится слово «автомобиль», в котором «авто» — греческая приставка, означающая «само собой», «само по себе», а «мобилис» — по-латыни движущийся. Миллионы людей связаны сегодня с производством и эксплуатацией автомобилей. Они придирчиво осматривают на улицах новые модели машин, читают специальную литературу, сами обслуживают, ремонтируют и строят автомобили. А многие ли задумывались над тем, что слова, именующие те или иные агрегатыи узлы этой удивительной машины, не менее интересны, чем она сама? Давайте расшифруем наиболее употребительные «автомобильные» слова. Первое из них, которое мы только что произнесли, — «агрегат», — родилось за много столетий до появления не только автомобиля, но и вообще каких-либо агрегатов в том смысле, как мы их понимаем сейчас. Это слово берет начало со времен древнего Рима. Представьте себе. Пасет раб овец, животные разбрелись по холмам, а пастух не замечает этого, он задумался. К действительности его возвращает бич надсмотрщика и злобный выкрик: «Агрегате!» «Грэгс» по-латыни — стадо, а «агрэгатус» — согнанный в стадо, в кучу. Не правда ли, все это очень далеко от автомобиля? Но постепенно словом «агрегат» стали называть нечто собранное вместе, а позже — и машину, состоящую из соединенных один с другим механизмов. Много различных агрегатов в автомобиле, и один из них — г енератор . Это слово тоже латинское. Означает оно «родитель». Удачное название для электрической машины. Действительно, она рождает электричество. А есть на каждом автомобиле устройство, которое накапливает электричество впрок. Это аккумулятор, что значит по-латыни «накопитель». Электроэнергия, запасенная в аккумуляторной батарее, питает многочисленные потребители тока в автомобиле. Если ориентироваться на алфавитный порядок, то следующее «автомобильное» слово — б атарея . Его происхождение связано с военной историей. Старая Франция. Идет кровопролитное сражение. Под напором многочисленных противников ряды воинов начинают отступать. Разгром почти неизбежен. Но вдруг раздались радостные крики: на помощь отступающим в пыли и грохоте мчится военная колесница — «баттри». Еще две, еще десять... Враг дрогнул и, осыпаемый стрелами воинов, обратился в бегство. Шло время, был изобретен порох. На смену стрелкам-лучникам пришли солдаты, вооруженные огнестрельным оружием, а слово «баттри» оставалось неизменным. Только теперь оно уже означало не повозку с вооруженными стрелками, а орудийную упряжку. Позже этим же словом стали называть несколько таких упряжек, подчиненных одному командиру. Со временем живучее слово приобрело одно за другим разные переносные значения. Однако во всех случаях, когда говорят «батарея», имеют в виду приборы или устройства, состоящие из нескольких одинаковых частей, звеньев или элементов. Давно уж забыта старая французская колесница, но всем ясно, что такое орудийная батарея, батарея парового отопления или батарея аккумуляторная. Благодаря аккумуляторной батарее, работающей вместе с генератором, мощные фары освещают ночью автомобилю дорогу. Фары... Чтобы разобраться в этом слове, надо отправиться в древнюю Грецию. Большой корабль с поднятыми парусами, всплескивая сотнями весел, подходит к берегам Египта. Берега еще не видно, но на горизонте уже вырисовывается верхушка гигантской башни — маяка. Этот маяк, названный в древности одним из «семи чудес света», был построен на низменном песчаном острове Фарос. Он служил ориентиром судам, шедшим в Александрию — крупнейший город и порт, основанный македонскими завоевателями. Связь между словами «фара» и «Фарос» просматривается совершенно явственно. Именем острова стали называть маяк, на котором он был установлен, потом и маяки, установленные в других местах, а в конце концов — сам источник света. Интересно, что у болгар и до сих пор маяк называют словом «фар». В такую древность уходит возникновение слова, обозначающего всем знакомый осветительный прибор автомобиля. Но давайте притормозим немного, хотя наше путешествие еще не подходит к концу. На любой дороге автомобилю нужны амортизаторы , но ис ними машина рано или поздно потребует ремонта . Изложив эту нехитрую истину, мы уже употребили три новых слова. Как ни странно на первый взгляд, но слово «амортизатор» тесно связано со словом «мортис», что значит по-латыни смерть. На этой основе возникло немецкое слово «амортизацион», которое в нашем языке приняло другое окончание. Так что же умирает? А разве не ясно? В этом устройстве гасятся, гибнут1 вредные колебания, неизбежно возникающие при езде. Ремонтом во Франции называли замену в армейских частях состарившихся лошадей новыми. Это слово пришло к нам в Россию в петровское время. Тогда существовала даже особая должность «ремонтер» — это офицер, закупавший коней для своего полка. Позднее «ремонт» стал означать перестройку, починку в широком смысле слова. Например, ремонт зданий, механизмов, в частности — автомобиля. Слово «тормоз» возникло в древней Греции. Так там называли «втулку», «затычку». Из втулок и клиньев греки устраивали стопорные приспособления для своих колесниц. Это и были первые тормоза. Наш автомобиль уже подъехал кгаражу . Первое значение этого слова было «причал», «пристань», от глагола «гарэ» — швартоваться, причаливать. У французских судоводителей этот термин и переняли первые шоферы. Они начали называть гаражами сараи, куда убирали свои машины. Много неожиданного можно открыть в самых известных и распространенных вещах. Даже в таких, как автомобиль. Л. КАРНОЗОВ Окончание следует