• 'LBBW.™^^«щщин"Vb.jrf5ЙЯ••tffltagfc.•^т)H^'.'^|gl•: jГ. БОРОДИН, заместитель министра строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР Есть непреложный закон нашей жизни: самые важные для развития всей страны и республик общественно-политические, социально-экономические и другие вопросы выносятся на рассмотрение высших органов Советской власти — Верховных Советов. На прошедшей, третьей сессии Верховного Совета 'РСФСР таким стал вопрос о мерах по улучшению строительства и эксплуатации автомобильных дорог. Уже один этог факт .говорит о многом. О том, что дорожное строительство из отраслевого дела превратилось в общенародное. О значении, которое придается развитию дорожной сети в выполнении заданий новой пятилетки. Наконец, о том, что наше дорожное хозяйство требует сегодня более пристального внимания, более энергичного приложения сил. Да, темпы автомобилизации вносят серьезные поправки в планы дорожников. По итогам восьмой пятилетки положение дел в дорожном строительстве, казалось бы, не рождало беспокойства. Протяженность дорог с твердым покрытием в республике увеличилась более чем на 53 тысячи километров, что на 9 тысяч километров превысило плановое задание. Важно отметить также, что это были совсем «е те километры, которые фигурировали в наших отчетах прежде: значительно повысился удельный иес дорог с усовершенствованными асфальто-бетонными и цвментно-бетонными 'Покрытиями. Их протяженность возросла за пять лет на 24 тысячи километров, что, конечно, положительно сказалось на развитии всех отраслей народного хозяйства. Сейчас едва ли можно найти предприятие, организацию, которые не пользовались бы услугами автомобильного транспорта. Экономический эффект от улучшения состояния дорожной сети оценивается за пятилетие в 3,4 миллиарда рублей. Простои из-за бездорожья только на автотранспорте общего пользования снизились в прошлом году на 33, а себестоимость грузовых перевозок на 3 процента. Транспортные происшествия по причине неблагоприятных дорожных условий сократились более чем на треть. И все же дорожная сеть республики еще не отвечает потребностям народного хозяйства и населения. В чем это выражается? Прежде всего в недостатке таких покрытий, которые были бы пригодны для движения любых современных автомобилей, а это значит, и скоростных и большегрузных. Сегодня только у трети автомобильных дорог в РСФСР твердые покрытия. К тому же две трети мостов и путепроводов, правда, в основном на дорогах местного значения, деревянные, а для автомобилей большой грузоподъемности нужны железобетонные и металлические. Трудно переоценить роль хороших дорог в подъеме экономики колхозов и совхозов, в решении такой важной социальной проблемы, как преодоление различий в условиях жизни и быта городского и сельского населения. Выступления депутатов «а сессии еще раз подтвердили 'известное народное присловье: «Дорога дорога, да бездорожье дороже». Вот только два примера. Зерносовхоз «Гигант» Сельского района Ростовской области из-за отсутствия твердых покрытий на внутрихозяйственных дорогах ежегодно .несет дополнительные транспортные издержки в размере 200 тысяч рублей. Колхоз «Дружба» Семилукокого района 'Воронежской области в 19701971 годах, несмотря на тяжелые погодные условия, вырастит и убрал неплохой урожай подсолнечника и сахарной свеклы. Но из-за плохих дорог не смог своевременно вывезти его на заготовительные пункты. Продукция потеряла кондицию, а. убыток составил около 500 тысяч рублей. И вместе с тем в 1971 году в семи областях республики план дорожных работ за счет местных средств и ресурсов так и не. был выполнен. А ведь таким способом в основном финансируется все строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения, на которые как раз и приходятся сельскохозяйственные перевозки. Нако-На фото: нынешняя пятилетка принесет в восточные районы республики много километров таких дорог, как эта, связывающая Новосибирск и Барнаул; механизмы, машины — «главные действующие лица» на строительстве новых дорог. нец, дело не только в деньгах. Колхозы, совхозы, предприятия и хозяйственные организации должны непосредственно участвовать в этих работах, используя свой парк автомобилей, строительных машин и механизмов, материалы. Их обязал к этому Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 апреля 1959 года. Однако в прошлом году, например, с привлечением ресурсов этих предприятий и организаций выполнено лишь 22,7 процента «сего объема работ, определенного ИМв соответствии с Указом. Создание разветвленной сети хороших дорог в нашей 'республике с ее необъятными просторами, разнообразными климатическими условиями является сложной 'задачей, м решать ее нужно совместными усилиями, не отделываясь денежными взносами. К тому же во многих областях, «раях и автономных республиках местные дороги содержатся а неудовлетворительном состоянии: несвоевременно устраняются повреждения проезжей части, плохо укрепляются обочины, не везде заботятся о создании условий для безопасного движения, скажем, об улучшении информации при помощи дорожных знаков и укаэаггелей и т. п. Эти и другие недостатки в дорожном строительстве были отмечены на сессии 'Верховного Совета .республики. И сегодня мы говорим о (них, чтобы отчетливее представить программу работ на ближайшие годы, задачи, которые предстоит решить, выполняя Постановление Верховного Совета РСФСР «О мерах по улучшению строительства и эксплуатации автомобильных дорог в РСФСР». В общих словах они формулируются так: ускорить темпы создания разветвленной сети благоустроенных автомобильных дорог, особенно а сельскохо-2 РОССИЯ ДОРОГИзяиственных и новых промышленных районах; перекрыть план девятой пятилетки по строительству автомобильных дорог с твердыми покрытиями; не распыляя капитальных вложений по многочисленным объектам, сконцентрировать силы и средства на строительстве опорной сети дорог. Постановление определяет основные направления в дорожном строительстве на много лет вперед. Ну а что же будет сделано в ближайшие годы? в целом за девятую пятилетку сеть дорог с твердым покрытием возрастет на 60 тысяч километров, а том числе будет построено и реконструировано около 40 тысяч километров автомобильных дорог общего пользования. Какие же транспортные проблемы будут решены с их вводом в эксплуатацию? Новые дороги свяжут свыше 240 районных центров с центрами областей, краев, автономных республик; около 3,5 тысячи центральных усадьб колхозов, совхозов получат благоустроенные подъезды (с твердым покрытием) к районным центрам, ближайшим железнодорожным станциям. Скажем, только в Башкирской АССР круглогодичной транспортной связью по дорогам с твердым покрытием будет обеспечено девять райцентров и 70 центральных усадьб колхозов и совхозов. В Вологодской области — восемь районов и 95 центральных усадьб колхозов и совхозов. Аналогичные задачи поставлены и перед другими областями, .краями и автономными республиками. Осуществив намеченное, мы соединим дорогами с усовершенствованными покрытиями еще семь областных центров в Европейской части РСФСР. Волгоград получит выход к Москве через Саратов Ик Ростову-на-Дону — через Калач и Лиховскую. Саранск будет связан с Горьким и трассой Москва—Куйбышев, Владимир — с Рязанью, Тамбов — с Пензой, Тула — с Калугой, Саратов — с Пензой. 8 'Сибири будет завершено строительство дорог, соединяющих Челябинск с Курганом, Кемерово с Новосибирском, Барнаул с Бийском, Иркутск с Улан-Удэ и Читой, и ряда других.1"ЯВШШШШЯЯШвЯК концу пятилетки будет открыто сквозное круглогодичное движение транспорта по дорогам с асфальто-бетонным и цементно-бетонным покрытием между Куйбышевом, Уфой и Челябинском. К сооружаемому автогиганту в Набережных Челнах намечено построить автомобильную дорогу Казань — Мамадыш — Елабуга — Набережные Челны. Будут выполнены основные работы по строительству автострады, соединяющей Волжский автозавод в Тольятти с Куйбышевом. Закончено строительство обходных дорог вокруг Тулы, Щекиьо, Воронежа, Суздаля и ряда других городов. За годы девятой пятилетки будут выполнены основные работы на обходах Краснодара, Новгорода, 'Новочеркасска, Орла, Белгорода, Смоленска, Черемхово, Загорска, Пушкино. Республика получит дополнительные автотранспортные связи с Украиной по направлениям Миллероао — Ворошиловград и из Курска на Сумы; с Белоруссией (Брянск—Гомель), Казахстаном (Куйбышев — Уральск) и Латвией (Москва — Рига). Уже ведется реконструкция грузонапряженных дорог общегосударственного значения в Подмосковье. Д о конца пятилетки завершатся основные работы по реконструкции дороги Москва — Загорск, головного участка Калужского шоссе, отдельных перегонов Киевского шоссе. С 1973 года будут развернуты подготовительные и земляные работы по строительству и реконструкции Волоколамского, Симферопольского шоссе и других наиболее загруженных автомагистралей. На этих направлениях предусмотрено сооружение четырех — шестиполосных автострад с транспортными развязками на разных уровнях в местах пересечений с автомобильными и железными дорогами, что является необходимым условием для безопасного движения автомобилей со скоростью 120140 км/час. Намеченные задачи — реальны. Это убедительно подтверждают итоги работы дорожных организации за первые два года новой пятилетки. Выполняя социалистические обязательства, принятые в дни подготовки к XXIV съезду КПСС, дорожники Российской Федерации сумели в прошлом году досрочно выполнить план. Сеть дорог с твердым покрытием в республике увеличилась на 11 700 километров, причем уже • 20 областях, краях и автономных республиках годовой прирост дорог с твердым покрытием превысил рубеж, равный 200 километрам. Не оставлены без внимания и эксплуатируемые автомобильные дороги. Здесь будет осуществлен широкий круг мер для улучшения условий движения и благоустройства. Эти меры разрабатываются с участием ГАИ и автотранспортных предприятий. Только в прошлом году было израсходовано около 70 миллионов рублей на строительство 2300 посадочных площадок и заездных карманов у остановок автобусов, 450 стоянок у придорожных магазинов, кафе, столовых и просто живописных мест, 370 километров пешеходных дорожек и тротуаров в населенных пунктах. В отличие от прошлых лет сейчас намного увеличены объемы работ по устройству шероховатых покрытий, разметке проезжей части дорог, по установке дорожных знаков и указателей со светоотражающей поверхностью. А к новому году Госплан РСФСР, заинтересованные министерства и ведомства, советы министров автономных республик, исполкомы краевых и областных Советов депутатов трудящихся должны разработать мероприятия по сооружению на основных автомобильных дорогах гостиниц, кемпингов, мотелей, предприятий торговли и общественного питания для обеспечения водителей и пассажиров 'всем необходимым в пути. Такой должна быть сегодня удобная и безопасная автомобильная дорога. У дорожников Российской Федерации 'страдная пора. Они сделают все, чтобы успешно выполнить задания пятилетнего плана, достойно встретить великую дату в жизни нашего государства — 50-летие образования Союза Советских Социалистических Республик.3