что новогоВ «ЖИГУЛЯХ»ВАЗ наращивает мощность. Уже около полумиллиона нарядных автомобилей с ладьей на облицовке радиатора влились в потоки машин. Многочисленные отзывы владельцев, результаты испытательных пробегов в самых различных климатических и дорожных условиях, успехи на соревнованиях в стране и за рубежом (назовем для примера всем известное ралли «Тур Европы») — все это свидетельствует о высоких качествах новой малолитражки. Тем не менее непрерывно идет совершенствование автомобиля, повышаются надежность и долговечность отдельных его узлов, — короче, коллектив борется за присвоение изделию Государственного знака качества. Уже сегодня можно подвести некоторые итоги. Об изменениях, введенных заводом в конструкцию ВАЗ-2101, рассказывает инженер ОГК ВАЗа Виктор Исаевич ЗЕЛЬЦЕР. Модернизация отдельных узлов и деталей любой новой машины неизбежна. Это, как правило, не исправление дефекта, а улучшение качества, увеличение срока службы, надежности агрегатов и всего автомобиля в целом. Чаще других узлов нарекания владельцев наших автомобилей в прошлом касались передней подвески. В значительной мере это вызывалось... отличной амортизацией. Дело в том, что неровности, выбоины, ухабы, камни и рельсы, которые водитель и пассажиры порой весьма слабо ощущают, могут при проезде их с большой скоростью оставить зримые отпечатки на элементах подвески — она полностью воспринимает все удары, сопровождающие небрежную езду. Испытания показали, что такие дефекты, как трещины нижнего рычага передней подвески в зоне крепления шаровой опоры, деформация кронштейна буфера сжатия и, в результате, трещины полукорпуса опоры и подрезка шарового пальца — следствие, как правило, быстрой езды по плохим дорогам, пренебрежения к ухабам. Итак, во-первых, на плохой дороге надо быть особенно внимательным, стараться объезжать все, что может отрицательно сказаться на подвеске, или притормаживать автомобиль. Во-вторых, если удар все же состоялся ив работу включился резиновый буфер хода сжатия, не откладывайте осмотр и проверку элементов подвески. Внимательно освидетельствуйте защитные чехлы шаровых опор. Нет ли на них разрывов, надрезов, трещин? Не разбухли ли они? Плотно ли прилегают их уплотняющие кромки? Нет ли в смазке следов грязи? Дефектные чехлы следует немедленно заменить, так как именно попадание внутрь влаги и пыли — причина преждевременного выхода шарнира из строя. И, наконец, третье — об изменениях в конструкции узлов автомобиля и способах проверки их работоспособности. Зазор в верхней шаровой опоре можно выявить так. Поставьте машину на ровную площадку и резко покачайте переднее колесо двумя руками за верхний край шины вдоль оси колеса. Стук — свидетельство зазора в опоре или подшипнике ступицы. Чтобы дифференцировать место источника звука, проверку удобнее делать вдвоем: один покачивает колесо, другой — на ощупь определяет «звучащее» соединение. Более точный диагноз рекомендую ставить на станции технического обслуживания. Там же можно отрегулировать подшипники ступицы или при необходимости заменить опору. Как уже говорилось, большое значение для сохранения шаровых опор имеет чистота смазки, окружающей шаровые пальцы. Чтобы исключить попадание внутрь воды и пыли, с ноября 1971 года завод изменил конструкцию защитных чехлов; они теперь армированы (рис. 1), что значительно улучшило герметизацию узла.