На распутье массивная каменная глыба. Перед ней в задумчивости всад ник. Читает выбитую на камне надпись. Помните это знаменитое полотно художника Васнецова? Вероятно, мало кому приходило в голову, что на картине мы видим один из первых дорожных указателей на Руси. Между тем именно так они и выглядели поначалу, ну совсем как в сказке: «направо пойдешь — ...налево пойдешь —...» Официальные дорожные знаки появились в России после международного конгресса по движению в 1908 году. Сперва только четырех названий — охраняемый и неохраняемый железнодорожные переезды, перекресток и неровности дороги, или, как тогда выражались, бугры. Однако повсеместно они так и не прижились. В 1929 году Народный комиссариат путей сообщения «для ограждения опасных мест на шоссейных и грунтовых дорогах» утверждает специальные автомобильные знаки — треугольники со стороной 70 см и шириной каймы 8 см. Так предупреждающих знаков (а других в то время и не было) стало шесть: добавили еще два наименования — «закругления» (извилистая дорога) и «прочие опасности». В начале 30-х годов появилась группа из 12 запрещающих знаков. Дополняли их ромбовидные указатели направлений движения. Правда, классификация, к которой мы прибегли, родилась несколько позже. Тогда же никаких разграничений не существовало, и все знаки составляли одну категорию, определенную словами «дорожносигнальные».В то время было много споров по поводу внешнего вида знаков. Возражения сводились к тому, что «все эти кружки, треугольники, стрелки — сухие, отвлеченные, плохо запоминающиеся символы. Их надо по крайней мере дополнить точными, наглядными плакатами-вывесками...». Однако очень скоро все поняли и согласились, что надписи вместо символов не годятся. С увеличением скоростей движения текст издали и прочитать-то стало невозможно. Знак — совсем другое дело: даже еще не рассмотрев его рисунка, вы уже понимаете, что треугольник — это предупреждение, круг — запрещение, квадрат — указание. В 1936 году НИИ городского движения при Моссовете начал разработку ОСТа «Сигнальные знаки для регулирования пешеходного движения». Усложнявшаяся обстановка движения потребовала расширения и свода знаков для регулирования движения транспорта. После войны дорожные знаки стали утверждаться как государственный стандарт. В 50-е годы они делились уже на три группы — предупреждающие, воспрещающие и указательные, а всего ихбыло 26. В 1960 году Государственный общесоюзный стандарт по аналогии с международной системой разделил знаки на четыре группы, и теперь их стало 54 — к уже известным добавили так называемые предписывающие знаки, а у предупреждающих черную кайму сменили красной. ГОСТ содержал и целый ряд дополнительных табличек, уточняющих время и границы действия тех или иных знаков. Такую градацию сохранил и новый ГОСТ. Он еще обширнее и насчитывает дорожные знаки 94 наименований. Это закономерно и объясняется значительным увеличением количества предупреждающих и указательных знаков, что отвечает духу времени — задачам совершенствования информационной службы на автомобильных дорогах и улицах городов, улучшению условий труда водителей. В заключение отметим, что применяемые на территории СССР дорожные знаки отвечают международным стандартам и выглядят так же, как ив большинстве стран мира. Г. ЗИНГЕРГЭКЗАМЕН НА ДОМУОтветы на задачи, помещенные на стр. 24. Правильные ответы — 2, 4, 9, 10, 14, 16, 20, 24.LI. По новому ГОСТу такой смысл имеет знак, изображенный под буквой Б. И. Задний ход запрещен на самом пешеходном переходе (ст. 31), а ближе 5м перед ним — лишь остановка и стоянка (ст. 58в). Ш. Ответ объясняется тем, что перед нами перекресток равнозначных улиц (ст. 66—68).IV. Повернуть можно на любом расстоянии от перекрестка улиц: ближе 20 м запрещен лишь разворот (ст. 44а). V. При любой скорости обгоняемого выезд за осевую линию (нанесенную или воображаемую) при обгоне на перекрестке запрещен (ст. 49а). VI. Отступать от требований этого раздела Правил движения водителям спецмашин права не дано (ст. 21, 101). VII. Двухосные прицепы, у которых отсутствует тормозное устройство, эксплуатировать запрещено (ст. 120. II ж). VIII. Из перечисленных мест только в тоннелях нельзя обгонять с выездом из ряда (ст. 48д).~129