Радуют успехи друзейЗа широкими окнами туристского автобуса увитые плющом домики под черепичными крышами, аккуратные поселки, ухоженные прямоугольники полей, рощи. И нескончаемая серая лента дороги. Обычным путешественникам на такой ровной, как взлетная полоса, автомагистрали уютно дремлется, а у нас эта дорога и все на ней происходящее вызывает самый живой интерес. Мы — делегация автомобилистов из Вильнюса — гости коллектива транспортного комбината города-побратима Эрфурта. В конце 1970 года наши немецкие коллеги побывали в Литве, а теперь мы прибыли в ГДР с ответным визитом. Нас интересовало все, что имеет отношение к нашей профессии: качество и обустройство дорог, условия работы водителей, организация движения и практика пассажирских и грузовых перевозок. Гостеприимные хозяева предоставили нам возможность ознакомиться со всем этим самым обстоятельным образом. По дорогам дружественной страны мы проехали свыше двух тысяч километров, многое повидали. Итак, прежде всего, о дорогах и дисциплине участников движения. ДорогиВ ГОСТЯХ У АВТОТРАНСПОРТНИКОВ ГДРАвтовокзал в Карл-Маркс-Штадте Диспетчерский пуны управления.здесь постоянно поддерживаются в образцовом состоянии. Очень продуманно установлены знаки; везде, где это целесообразно, они дублируются. Во всех населенных пунктах знаки освещены и отлично видны в любое время суток. Через каждые 3—5 километров устроены площадки для стоянки автомобилей, а на автострадах — и колонки с телефонами, по которым можно быстро вызвать медицинскую или техническую помощь, связаться с милицией. Все столбики на обочинах, в том числе для дорожных знаков и указателей, сделаны из пластика, жести или тонкостенных труб и не представляют опасности в случае наезда. На дорогах максимальная скорость движения ограничена. Даже на первоклассных автострадах легковым машинам разрешено развивать не больше 100 км/час. Водители строго выполняют все эти требования, чему, кстати, способствует и сама расстановка запрещающих знаков. Так, если на какомлибо участке автомагистрали из-за ремонтных работ скорость ограничена 40 км/час, то водитель информируется об этом заблаговременно и постепенно. Первый знак ограничивает скорость лишь до 80 км/час, второй через 200—250 метров — до 60 и уже третий, последний — до 40. Это позволяет избежать резкого торможения. Так же строго придерживаются правил движения пешеходы. На дорогах ГДР ощущается забота о водителях грузовых автомобилей, совершающих дальние рейсы. В придорожных ресторанах для них имеются специальные столики, за которыми обслуживают вне очереди. Столики эти никогда не занимаются обычными посетителями, даже если ресторан переполнен и стоит очередь в ожидании свободного места. Кстати, грузовых машин на автомагистралях встречалось мам не так уж много. Объясняется это тем, что все междугородные перевозки грузов сконцентрированы в одних руках — в автотранспортных предприятиях общего пользования. Они оснащены машинами большой грузоподъемности (20 тонн и более) и а состоянии быстро и сравнительно дешево доставлять грузы на любые расстояния, в том числе и за границу. Если руководители какой-нибудь организации задумают нарушить установленный порядок и самовольно пошлют свой грузовик в междугородный рейс, они подвергаются крупному денежному штрафу. Грузовые машины в ГДР эксплуатируются интенсивно. Как правило, все самосвалы и специализированные автомобили средней и большой грузоподъемности обслуживаются двумя-тремя водителями и работают посменно круглые сутки. Широко применяются прицепы и полуприцепы разного назначения. Для каждого автомобиля составлено такое же точное расписание работы, как для автобусов и троллейбусов. Оно дисциплинирует не только шоферов, но и отправителей и получателей грузов, несущих ответственность за задержку машин под погрузкой и выгрузкой. большой экономический эффект дает принятая в ГДР централизованная система контейнерных перевозок, единая для автомобильного, морского и железнодорожного транспорта. Грузы перевозятся в контейнерах международного стандарта на 10 и 20 тонн общего веса. Конструкция контейнеров позволяет очень быстро закреплять их на железнодорожных платформах или жа автомобильных полуприцелах. Контейнерами зачастую пользуются как временными складами. Очень хорошее впечатление произвел автобусный вокзал в Карл-Маркс-Штадте. Отсюда ежедневно выходит по разным маршрутам до 600 многоместных пригородных и междугородных автобусов, перевозящих до 40 тысяч пассажиров. Автоматизированная система управления движением обеспечивает высокую четкость деятельности всех служб и строгое соблюдение заданного режима работы автобусов. На каждой из двенадцати площадок отправления оборудовано информационное светящееся табло. Оно показывает время отбытия очередного автобуса, наименования конечного и основных промежуточных пунктов маршрута. За минуту до отправления на табло загорается предупреждающий желтый сигнал и надпись с просьбой к пассажирам поторопиться.. Затем, точно по расписанию, желтый сигнал сменяется зеленым с надписью «Посадка окончена». Это команда водителю к отправлению. Трогаясь с места, автобус пересекает луч фотоэлемента, все надписи на информационном табло гаснут, а через несколько секунд на .нем. вспыхивают время отправления и маршрут следующей машины. В распоряжении диопетчера — раздельная громкоговорящая связь с перронами прибытия и каждой посадочной площадкой. Таким образом, он может делать объявления и давать необходимые разъяснения пассажирам, не включая общевокзальной радиовещательной сети. Водители автобусов после высадки пассажиров, не выходя из кабины, докладывают через двухстороннее переговорное устройство диспетчеру о прибытии и получают от него необходимые распоряжения. Все пассажирские и грузовые перевозки в стране осуществляются по единому плану и по единым' тарифам. Едины и ставки заработной платы водителей, на каком бы предприятии они ни работали. На всех автотранспортных предприятиях очень серьезное внимание придается бережливости и хозяйственному расчету. Каждый шофер, ремонтник, мастер ведет свою учетную книжку, в которой записывается вся его работа за день, расход топлива, запасных частей и материалов. Интересно то, что водители премируются за достигнутую ими общую экономию, а не раздельно за экономию горючего, шин, запасных частей. ...Завершены последние километры поездки по гостеприимной земле ГДР. Успехи друзей радуют. Мы возвращаемся домой с блокнотами, переполненными записями, с твердой уверенностью, что завязавшиеся братские связи послужат дальнейшему взаимному обогащению опытом работы, взаимопониманию, делу нерушимой дружбы между нашими народами. Г. КРЖЕМЯНСКИС, заместитель начальника республиканского производственного объединения автомобильного транспорта г. Вильнюс30