20
21
Собеслав Засада и его книгаВ этом номере журнала мы начинаем публиковать отрывки из книги «Безопасная скорость», вышедшей в Варшаве в издательстве «Спорт и туризм». Ее автор — выдающийся польский гонщик Собеслав Засада. Свою автоспортивную карьеру он начал в 1960 году участием в ралли «За мир и дружбу». Первое выступление оказалось для него неудачным: из-за неисправности двигателя пришлось прекратить соревнование. После этого Собеслав Засада серьезно занялся автомобильным спортом. Самоотверженно тренируясь, постоянно работая •над техникой вождения машины, он быстро выдвинулся в число самых сильных гонщиков континента. Уже в 1966 году С. Засада одержал первую свою громкую победу, став чемпионом Европы по авторалли. Затем польский спортсмен показал отличные результаты в целом ряде труднейших соревнований. В 1967 году С. Засада повторил успех и вновь завоевал титул чемпиона Европы. В том же сезоне он принял участие в гонке на «Главный приз Аргентины». Впервые за всю историю этих соревнований победителем оказался представитель Старого Света — польский спортсмен Собеслав Засада. Чемпионом Европы в третий раз он стал в 1971 году. Многие годы, проведенные за рулем автомобиля, творческая, вдумчивая работа на тренировках, тщательный анализ промахов и ошибок, а также всегда свойственное ему желание помочь другим побудили известного гонщика написать книгу. Она обращена ко всем водителям — и к тем, кто еще только начинает знакомство с автомобилем, и к опытным шоферам-профессионалам. Перевод с польского и подготовку материалов к публикации в нашем журнале сделал мастер спорта заслуженный тренер СССР Карл Владимирович Сочнов.БЕЗОПАСНАЯ СКОРОСТЬО водителяхПочти каждый, кто управляет автомобилем, вдруг однажды осознает, что живет в нем что-то от «демона дорог». Напыщенная уверенность в себе подсказывает ему, что ездит он лучше других. А если факты этого не подтверждают... тем хуже для фактов. Таким образом большинство водителей приобщаются к автомобильному спорту, хотя не всегда отдают себе в этом отчет. А занятие автомобильным спортом без серьезного отношения к нему, без достаточного умения и рассудительности может привести к жестоким, непоправимым последствиям. Стоит немного поездить по нашим дорогам, чтобы убедиться: при каждом «удобном» случае устраиваются гонки. Попытка обогнать кого-либо вызывает со стороны обгоняемого немедленную реакцию, диаметрально противоположную требованиям правил движения. Обгоняемый вместо снижения скорости прибавляет газ. Автомобили идут параллельно, водители искоса обмениваются ядовитыми, хотя внешне и равнодушными, взорами. А между тем с противоположной стороны тоже мчатся машины. Еще хуже, когда за рулем женщи : на. Обогнать ее стремится каждый «уважающий себя» мужчина, не исключая и водителей грузовиков. Знаю случай, когда при виде дамы за рулем быстрого спортивного автомобиля рванулся вперед с азартным блеском в глазах тракторист... Известный английский гонщик Стирлинт Мосс рассказывал, что еще не встречал мужчину, который бы признал, что плохо управляет автомобилем. И в этом большая доля правды. Управление автомобилем — огромное удовольствие. Но как возрастает это удовольствие, когда мастерства у водителя становится больше, чем неумения, когда выработанная подсознательная бдительность и сосредоточенность начинает превалировать над нервной неуверенностью. Управление автомобилем, на первый взгляд, простое дело: нужно уметь трогаться, переключать передачи, поворачивать и тормозить. Это можно освоить очень быстро. А потом... учиться до конца своих дней, чтобы достигнуть вершины совершенства. Управление автомобилем — это также огромная ответственность. Водительские права могут быть для их владельца и окружающих гораздо опаснее удостоверения на право ношения оружия. Надо отдавать себе отчет в том, что, подвластная нашей руке и порабощенная нами, несется по шоссе масса стали. При недостатке умения автомобиль может нанести вред людям. Легковая машина в среднем весит около 1000 кг. И только тот, кто даже при сравнительно малой скорости (например, 50 км/час) ударялся автомобилем в дерево или стену, знает, какие опасные последствия влечет за собой минута невнимания. Езжу на автомобиле уже более 20 лет. Бывало всякое — столкновения с другими автомобилями, несколько раз дорога оказывалась слишком узкой, а скалы слишком твердыми и неуступчивыми. Большая часть этих случаев произошла на тренировках или в ралли. Что касается обычной, нормальной езды, могу утверждать смело: отношусь к числу водителей, управляющих автомобилем безопасно и безаварийно. Никогда ее забываю о том, что в моих руках безопасность других. Я видел на дорогах и улицах сотни дорожных происшествий. Большая часть их была не результатом неотвратимого стечения обстоятельств, а следствием не совсем грамотного управления автомобилем. Если собрать все обстоятельства, предшествовавшие аварии (слишком быстрая езда, плохая погода, недостаточная видимость, неожиданное препятствие и т. д.), и проанализировать, что в этом случае водитель мог оде- d лать, чтобы избежать трагедии, то вывод придет сам собой — просто не хватило умения, базирующегося на хороших устойчивых навыках и сознательном ощущении ответственности. Не считаю, что каждый должен и обязан быть виртуозом. Не всякому для этого хватит таланта. Но, безуссловно, каждый из нас может улучшить свое водительское умение. Вот об этом и пойдет речь. Основной темой нашего разговора будет езда, управление автомобилем. Сразу оговорюсь, что не различаю езду «раллийную» (хотя понимаю ее специфику) и «повседневную». Охотнее различаю езду хорошую и плохую с разными конечными целями: доехать, например, до места работы или до финиша этапа. Но во всех случаях спо- .. соб езды, ее стиль и мастерство води- * теля должны быть в своем роде безупречными. Предвижу, что с точки зрения начинающего водителя в моих рекомендациях будет много пробелов. Не написано здесь, например, на что обратить внимание перед троганьем с места или как поставить автомобиль на стоянку, не объясняются многие другие необходимые элементы. Думаю, что читатели, которым эти сведения нужны, найдут их в учебниках. Я старался касаться только тех вопросов, которые при первоначальном обучении не удостаивают должного внимания или упускают вообще. Знаю также, что большинство водителей имеет собственное мнение по поводу выполнения тех или иных маневров. Прошу иметь в виду: никого ни к чему не принуждаю. Предлагаю, со- W ветую, описываю. Остальное зависит от доброй воли читателей. Со своей стороны постараюсь предложить некоторые варианты тренировок, вплоть до езды чисто спортивной, и буду при этом опираться на убеждение, что каждый водитель желает по возможности научиться ездить лучше. А если кто-то хочет остановиться на том, что20 уже умеет, то из этих страниц просто узнает, чего он еще не умеет.Сознательно или «наудачу»?Глубоко убежден, что каждый водитель, наделенный хотя бы крупицей ответственности, должен постоянно совершенствоваться. Учиться для водителя — это значит тренироваться: многократно повторять данный маневр или какой-либо из его элементов. Повторять сознательно, с анализом допущенных ошибок ис желанием избавиться от них в последующих попытках. Мало пользы от тренировок без понимания собственных ошибок. За достигнутые в автомобильном спорте результаты благодарю в большой степени легкую атлетику — занимался метанием копья. Там меня научили методичному подходу к тренировкам и уважению к теории. Не вижу другой возможности у спортсмена достичь хороших результатов, если не понимать глубоко всех поочередных движений, их причин и следствий. Это в равной мере относится ик каждому водителю. Однако редко кто из водителей, в том числе и раллистов, задумывается над тем, какие движения они выполняют и зачем. Однажды после соревнования я задал нескольким спортсменам вопрос: что они делают за 50 метров до поворота (а это был крутой поворот на хорошо известной нам всем дороге), во время прохождения его и на 50-метровом отрезке после поворота? Что происходит с автомобилем, что делают левая и правая нога, правая и левая рука — и почему? Половина ответила, что не знает, а половина предложила поехать вместе, чтобы показать... Так ни одного рассказа яи не услышал! И поэтому могу утверждать, что водители эти, хотя и ездят отлично, делают все подсознательно, немного «наудачу», не представляя, на чем их искусная езда основана. В легкой атлетике, напротив, каждый спортсмен с абсолютной точностью может описать, какое движение выполняет, какие мышцы при этом работают и каким должно быть разложение силы, начиная с первого движения до момента, например, броска копья. И результат будет зависеть, помимо всего прочего, от осознанной концентрации всех сил в единой, самой эффективной фазе — в момент броска. Такое «попадание в точку», такой идеальный бросок требует от спортсмена наименьшей силы, потому что все движения, вся работа мускулов выполнены в наивыгоднейшем виде. Найденная лучшая координация предварительно оттренированных элементов — предпосылка высокого результата. Аналогично обстоит дело с управлением автомобилем. Хорошая, умелая езда не в нервных рывках машины, резких торможениях, неожиданных разгонах, а в максимально вытренироваиной координации движений ив полученной таким образом плавности хода. Чтобы овладеть высоким уровнем техники управления, следует освоить многие элементы езды спортивной. Это позволит обрести полный контроль надавтомобилем, как бы слиться с ним воедино. Анализируя определенные элементы, уясняешь себе возможность и пригодность рациональных действий в различных ситуациях. В любом виде спорта нельзя сегодня добиться сколько-нибудь существенных успехов без надлежащей теоретической подготовки, умения анализировать свои собственные промахи и неудачи, а также без постоянного поиска новой, более совершенной техники выполнения всех элементов. Меняется время — меняются понятия. То, что недавно было общепринятым, сегодня уже неприемлемо. Политехнизация охватывает все стороны жизни, в том числе и спорт, неразрывно связанный с жизнью. Спорт — это искусство поиска наивысших достижений в соответствии с давно известным лозунгом «Быстрее, дальше, сильнее!». И даже тот, кто не намерен стартовать в автомобильных соревнованиях, не должен быть отдален от находок, сделанных спортсменами. Изучение техники управления автомобилем, выработанной в спорте, поднимет квалификацию любого водителя и позволит ездить более безопасно.Что такое безопасная скоростьНе являюсь противником скоростной езды. Являюсь решительным и непримиримым противником езды опасной. Предлагаю для постоянного употребления термин «безопасная скорость». Термин этот означает скорость относительную, зависящую от умения водителя, состояния его автомобиля и ситуации на дороге. Это обобщенное понятие, охватывающее все, что вытекает из названных трех элементов. Короче, безопасная скорость — такая скорость, которую может объективно позволить конкретный водитель на конкретном автомобиле. Как и каждая физическая " категория, она имеет свои границы. И только очень хороший водитель может себе позволить вести автомобиль на верхней границе теоретически допустимой безопасной скорости, иначе говоря, на границе сцепления колес. Граница эта — предел мастерства, который нельзя преступать, вершина совершенства. Вместе с тем, каждый конкретный водитель должен вести автомобиль в пределах своей безопасной скорости. Неважно, какую цифру показывает стрелка спидометра, главное, чтобы скорость была безопасной в соответствии с умением водителя. Случается, что все время ехать слишком медленно может быть также опасно. Водитель, который любит не спешить, часто самовлюблен в свою преувеличенную осторожность. А это уже ведет к самоуспокоению. Когда же он оказывается в трудной ситуации, в окружении автомобилей, движущихся с нормальной скоростью, снующих пешеходов, ползущих сбоку трамваев, да к тому же еще увидит и милиционера на перекрестке, то, будучи не подготовленным к быстрым и четким действиям, теряется и легко впадает в панику — у него одна мысль: любой ценой выпутаться из толкучки. И медленно ездящий неожиданно резко нажимает газ...Итак, безопасная скорость. Всегда и всюду зависящая от всего того, что определяет условия езды, включая и самого водителя. Теперь о другой стороне этого вопроса. Как часто мы слышим о различных подвигах чьих-то автомобилей и их хозяев, о том, что кто-то на определенных маршрутах достиг сказочно высоких средних скоростей. Не спешите этому верить. Все происходит примерно так. При выезде из дома записывались показания одометра и время выезда, а по прибытии на место назначения снова замечались время и показания счетчика. Затем выбрасывалось время, затраченное на кофе, стоянку на переезде, не бралась в расчет дорога до развилки на выезде из нашего города и от развилки до города назначения. И только затем вычислялась средняя скорость. Единичный подобный рассказ никому не вредит. Хуже, что отсюда начинается цепочка последствий. Ваш знакомый проехал от Кракова до Варшавы за 3 часа. Я тоже должен! Но результат оказывается иным — 3,5 часа. Позор. В действие вступают ухищрения: по дороге заправлял автомобиль — вычтем, там у меня закипела вода — вычтем, останавливался пить кофе... Еще раз подсчитываем: средняя... все в порядке — 2 часа 54 минуты. И идет в свет рассказ: я проехал от Кракова до Варшавы за 2 часа 54 минуты. «Я поеду лучше», — говорит другой водитель, и на дороге начинается ненужная гонка, ведущая к несчастным случаям. А ведь высокие средние скорости доступны каждому. Только не с позиций «подвига» в плохом смысле этого слова. Высокая средняя вытекает из благоразумной, постоянной и высокой безопасной скорости и из возможно меньшего числа торможений. Пять минут раньше или восемь позже — не проблема. Чем больше и лучше ездишь, тем отчетливее это понимаешь. Все, что будет мною рассказано об управлении автомобилем, взято из. практики. Методы, способ мышления и действия, определенные приемы, о которых в дальнейшем пойдет речь, сдали экзамен в трудных и изнурительных соревнованиях. Но не следует думать, что мои предложения и замечания способны превратить каждого читателя в превосходного водителя. Просто надеюсь, что они привлекут к упорной работе, послужат добрым советом, позволят достичь более высокого класса езды. Существует мнение, что описание спортивных приемов езды не приводит ни к чему хорошему, так как водители с их помощью отшлифуют технику и начнут ездить быстро. Самое главное, чтобы ездили хорошо, сознательно, с безопасной скоростью. Это моя основная мысль. Абсолютно никого не агитирую за спортивную, гоночную или раллийную езду. Годы, проведенные за рулем в тяжелых условиях ралли, дают мне право передать накопленное умение. Делюсь своим опытом, а до положительных результатов можно добраться только собственным трудом.Продолжение — в апрельском номере журнала21