14
15
АВТОМОБИЛИПромышленное освоение Севера всегда было связано с автомобилем: В зоне вечной мерзлоты крайне трудно, порой просто невозможно строительство железных дорог, а без транспорта не может быть и речи о каком-либо освоении. Самолет, вертолет и автомобильвот основные средства перевозки грузов и людей на севере. Однако прежде всего надо договориться о самом шонятии «север». Если иметь в виду особые условия эксплуатации автомобилей, это территория гораздо более обширная, чем определено географическими границами. «Автомобильный» север — это еще и восток, то есть Сибирь, Забайкалье, Камчатка, Сахалин, Дальний Восток. Другими словами, районы с вечной мерзлотой, зона холодного климата и бездорожья. Она занимает большую часть территории нашей страны, а точнее 62,1 процента. Потребность в специальных северных модификациях автомобилей назрела в общем-то давно, но сейчас вопрос этот встал особенно остро по той причине, что выполнение нового пятилетнего плана развития народного хозяйства вызовет значительный рост автомобильных перевозок в северных районах. По этой же причине экономисты встали перед необходимостью определить реальные границы районов, нуждающихся в автомобилях специальных, северных модификаций. Наша марта дает возможность представить себе размеры этой территории. В зоне холодного климата в СССР проживает, по данным последней переписи, 28,5 миллиона человек, то есть 12 процентов всего населения страны. Территория, где должны эксплуатироваться автомобили северных модификаций, составляет в общей сложности 13 914 тысяч квадратных километров. Это фантастичеокие цифры, дающие представление лишь об одной стороне проблемы. Использование стандартных моделей на севере приводит к огромным экономическим и трудовым затратам, так как и конструкция и материалы обычных машин рассчитаны лишь на умеренный климат. Обычные машины доставляют здесь водителям уйму хлопот. Вот почему на протяжении неокольких лет коллективы многих заводов и научно-исследовательских организаций проектировали, испытывали северные модификации машин. И вот они готовы для серийного производства. В ближайшее время автотранспортные предприятия северных и восточных районов страны начнут получать грузовики и автобусы в так называемом северном исполнении. При этом поступление их год от года станет увеличиваться с тем, чтобы в дальнейшем полностью вытеснить поставку в эти районы стандартных автомобилей, Одновременно будут поступать шины, горюче-смазочные материалы, технические жидкости, запасные части и резино-технические изделия, предназначенные для использования при низких температурах. Почему встал вопрос о том, что же такое север в смысле распространения автомобилей? Потому что необходимо точно знать, в какие административные районы страны надо поставлять грузовые автомобили, автобусы и специальные материалы северного исполнения. При определении границы холодного климата необходимо, видимо, учитывать климатические факторы, оказывающие наибольшее влияние на работу автомобильного транспорта, например сред-Ф нюю температуру воздуха зимой и суровость климата (сильные ветры при низкой температуре). Кроме того, признано необходимым не допускать деление одного административного района на две климатические зоны, так как это может вызвать серьезные затруднения в организации снабжения и содержания автомобильного парка. Итак, созданы опытные конструкции грузовиков и автобусов северного исполнения, разработаны специальные материалы, удовлетворяющие условиям •низких температур. Длительные эксплуатационные испытания опытных образцов в наиболее суровых северных районах дали положительные результаты. Государственными межведомственными комиссиями по результатам испытаний рекомендованы в серийное промышленное производство следующие модели автомобилей северного исполне- 1 ния; грузовые — ГАЗ-53С, ЗИЛ-130С, •МАЗ-500АС, 1КрАЗ-256БС, «Урал-375К», БелАЗ-540С, БелАЗ-548С; автобусы — ПАЗ-672С, ЛиАЗ-677С и автомобиль медицинской помощи УАЗ-452АС. Производство некоторых из них уже налаживается. Каковы же основные отличия грузовых автомобилей и автобусов северного исполнения от стандартных? Конструкторы и инженеры исходили из того, что машина на севере должна успешно работать в дальних рейсах, водитель и пассажиры в ней должны быть защищены от жестокого мороза и ветра. Вот почему кабины грузовиков и ку-• WЗона применения северных модификаций автомобилей (заштрихована). Тонкими сплошными линиями показаны границы особо холодных районов, в ко. торых изотермы средней температуры января составляют минус 20 и минус 32 градуса.14 ДЛЯ СЕВЕРАКаждый год мы представляем нашим читателям новых лауреатов Государственной премии в области науки и техники, потому что среди авторов новых научных разработок, создателей современных установок, машин, технологии всегда есть автомобилестроители. В прошлые годы это были работники БелАЗа, Минского автомобильного завода, Московского автозавода имени И. А. Лихачева и других предприятий автопромышленности. В 1972 году премии удостоены ярославские моторостроители. Вот имена новых лауреатов: главный металлург И. Ф. Абросимов, заместитель главного инженера Р. Н. Арсеньев, директор А. М. Добрынин, главный инженер В. А. Долецкий, заместитель глав-ЛАУРЕАТЫ - МОТОРОСТРОИТЕЛИного конструктора В. В, Зеленое, заместитель дирентора А. А. Иванов, главный конструктор СКВ А. Д. Комаров, технический наладчик В. Е. Костерин, кандидат технических наук главный конструктор Г. Д. Чернышев, сенретарь партийного комитета Ю. А. Щеглов — работники Ярославского моторного завода, директор Ярославского завода топливной аппаратуры Л. Г. Соколов. Вместе с ними звания лауреата удостоен руководитель сектора Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института кандидат технических наук С. Б. Чистозвонов. Есть одна особенность в самом факте высокой оценки работы моторостроителей. Государственная премия присуждена им не только за создание унифицированного семейства двигателей ЯМЗ многоцелевого назначения, организацию их высокомеханизированного производства, но и за разработку и внедрение системы управления качеством. Эта система на Ярославском моторном заводе, а ныне — в объединении «Автодизель», получила название НОРМ — научная организация работ по повышению моторесурса. Это — комплексное, всеобъемлющее управление качеством. НОРМ предусматривает множество мероприятии. Здесь и формы морального и материального стимулирования, и повышение квалификации рабочих, и аттестация продукции на заводской Знак качества, растущая техническая оснащенность цехов, научная организация труда. Связь с наукой — движущий импульс всей этой работы. Завод уже увеличил вдвое моторесурс своих двигателей — до 6 тысяч часов, и это дало народному хозяйству 338 миллионов рублей экономии, что равнозначно введению,в строй двух новых моторных заводов типа ЯМЗ. Сегодня идут испытания автомобилей с двигателями, ресурс которых должен составить 8 тысяч часов. К 1975 году ярославцы собираются довести эту цифру до 10 тысяч. Это значит, что пробег кременчугских автомобилей, например, до капитального ремонта в среднем составит 180 тысяч километров, а минских — около 250 тысяч. Общий экономический эффект от увеличения моторесурса ярославских дизелей в 1975 году должен достичь 580 миллионов рублей. В успехе ярославцев немалая заслуга принадлежит НАМИ. Семейство четырехтактных автомобильных дизелей ЯМЗ, выпускаемых с 1961 года, было разработано в тесном творческом сотрудничестве с институтом. После нескольких лет экспериментально-конструкторских работ он дал путевку в жизнь дизельным двигателям НАМИ-019, на базе которых были созданы современные четырехтактные дизели ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238. Прочные контакты с научными учреждениями, с другими предприятиями стали для ярославцев традицией. Недавно объединение «Автодизель», Минский автозавод и Московский автокомбинат М» 1 заключили договор о научно-техническом содружестве. Коллективы решили объединить усилия в разработке и осуществлении комплекса научно-исследовательских и ооганиэационно-технических мероприятий, направленных на повышение надежности и долговечности автомобилей МАЗ.Дополнительное оборудование грузовика «Урал-375КС» (северного исполнения): 1 — двойные стекла кабины; 2 — прожектор-искатель, управляемый из кабины; 3 — сальники из морозостойкой резины; 4 — шины из морозостойкой резины; 5 — защитная решетка под масляным картером двигателя; 6 — противотуманные фары. зова автобусов северных модификаций имеют тепловую изоляцию, двойное остекление и усиленное отопление. Двигатели снабжены специальным предпусковым подогревателем и муфтой отключения вентилятора, обеспечивающей нормальный тепловой режим во время движения. Аккумуляторная батарея установлена под капотом и утеплена или обогревается отработавшими газами. 8 систему освещения дополнительно включены противотуманные фа% ры и прожектор-искатель, управляемый водителем. Шины, резино-технические изделия и изоляция проводов изготовлены из специальных морозостойких резин, не теряющих своей эластичности при температуре до минус 60 градусов. В агрегатах, узлах и механизмах применены специальные холодоустойчивые масла, смазки и технические жидкости. На всех автомобилях северных модификаций — более надежные генераторы переменного тока (например, Г-250 с контактно-транзисторным реле-регулятором РР-362), а на автомобилях с карбюраторными двигателями — контактнотранзисторные системы зажигания. Результаты испытаний « северных районах показали, что новые автомобили производительнее и надежнее, на них расходуется меньше эксплуатационных материалов; они обеспечивают более -фнизкую себестоимость перевозок и полнее отвечают требованиям безопасности движения в специфических условиях севера, водителям легче работать на таких машинах, пассажирам — удобнее пользоваться ими. Пятилетним планом развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 годы предусмотрено расширение выпуска автомобилей северного исполнения. Министерство автомобильной промышлен3* ности установило соответствующее задание автозаводам. За пятилетие в районы холодного климата намечено поставить около 14 тысяч машин. Но мало снабдить северные районы техникой. Уже сейчас необходимо начать подготовку автотранспортных предприятий в районах холодного климата к правильной эксплуатации автомобилей специального климатического назначения. Обслуживание и ремонт их имеют свои отличия. Северное исполнение — это и специальные материалы, запасные части и комплектующие изделия. Это механизмы и приборы, которых нет на стандартных автомобилях. Они требуют определенной квалификации обслуживающего персонала и часто отдельного хранения в особых условиях, Водители, инженеры, техники и ремонтно-обслуживающие рабочие автомобильных предприятий в районах холодного климата должны быть ознакомлены своевременно и заранее с правилами эксплуатации новых автомобилей и соответствующими документами. Поэтому еще до начала их регулярного поступления необходимо организовать подготовку людей, которые будут на них работать, все нужные материалы для этого есть — они содержатся в технической литературе ив инструкциях заводов-изготовителей. Уже немало сделано для широкого «автомобильного завоевания» севера. Но лет через десять и эти шаги покажутся скромными, важно, что положено начало делу, которое имеет большие перспективы. Д. ВЕЛИКАНОВ, член-корреспондент Академии наук СССР, А. ЛЕВИН, кандидат технических наук15