Воспитанники ДОСААФв армииЧто должен уметь воин-десантник? Очень многое! В считанные секунды зашвартовать и расшвартовать боевую машину; смело прыгать с парашютом — днем, ночью, в непогоду, в незнакомой местности; владеть чуть ли не всеми видами стрелкового и холодного оружия; внезапно атаковать, молниеносно обезоружить врага. И конечно, мастерски управлять автомобилем — не одним, а несколькими марками машинразных назначений. Какие же должны быть сила духа, запас моральной и физической прочности, багаж военно-технических знаний у людей в голубых беретах! Когда капитан Н. Н. Пищурин познакомил нас с братьями Головиновыми, признаться, где-то закралось сомнение: подходят ли ребята для такой сложной работы? У ж очень они показались нам хрупкими, что ли, застенчивыми. Знакомясь, смущаются. На щеках девичий румянец. — Рядовой Головинов прибыл по вашему приказанию, — докладывает командиру один из них. Это Александр. Следом за ним — Николай. А отличить одного °т другого почти невозможно, похожи как две капли воды — близнецы. Сомнения относительно их «хрупкости» развеиваются быстро, когда видишь братьев в деле. Сначала за рулем ГАЗ-66 на многокилометровом марше через ущелья, по крутым серпантинам между горных вершин, даже летом одетых в снежные шапки . Кстати, на одной из остановок и сделана фотография, которую вы видите на первой странице обложки. Потом мы наблюдали, к ак вместе с другими воинами подразделения быстро и сноровисто готовили они автомобили для предстоящего десантирования. В тот раз Александру и Николаю не пришлось прыгать, и командир объяснил, что братья уже не раз это делали, проявили се-бя умелыми воинами, управляя автомобилями на поле «боя». На груди у Головиновых, к акиу большинства их товарищей, знаки солдатской доблести: классного водителя, «Отличник Советской Армии», значки спортсменаразрядника, «Парашютист-отличник». — Какими они пришли в подразделение? — спрашиваем капитана Пищурина. — С хорошей воинской закалкой. Основами военных и технических знаний их вооружили в ДОСААФ еще до призыва. Мне бы хотелось выразить от лица командования глубокую благодарность ' | > коллективу Каспийского автомотоклуба ™ ДОСААФ, который готовит для армии хорошее пополнение, — заключил капитан. В этом автомотоклубе, в Дагестанской АССР, прошли первоначальное обучение Головиновы. Они тоже с благодарностью вспоминают своих клубных наставников. Подразделение, где служат братья, — большая, дружная многонациональная семья. До предела напряжены будни воиновдесантников: длительные марши, полеты, групповые прыжки — все это для высокой боевой готовности, для дела защиты социалистической Родины. А. БАБЫШЕВ Фото С. Тапкина Н-ская частьВозвращаясь к напечатанномуТак поступают героиДорогая редакция! Все мы, фронтовики, испытываем большую гордость, когда встречаем на страницах печати или слышим по радио фамилии своих боевых товарищей, с кем пришлось пройти тяжелый путь по дорогам Отечественной войны. И вот, в майском номере журнала (1972 г.) я с волнением прочитал корреспонденцию подполковника запаса Н. Кириллова «Через всю жизнь», в которой рассказывается о подвиге водителя «катюши» Василия Ефимова. Я хорошо знал мужественного, самоотверженного солдата, мы воевали в одном, 61-м артдивизионе 315-го гвардейского минометного полка. Тогда я командовал батареей. В боях за удержание и расширение плацдарма на правом берегу Днепра наши гвардейцы, отбивая яростные атаки фашистов, проявили исключительную стойкость. И мне хотелось бы дополнить рассказ Н. Кириллова еще одним эпизодом, раскрывающим личное мужество Василия Мефодьевича.На плацдарме наша пехота вела упорные бои. Атаки гитлеровцев становились все ожесточеннее. К исходу дня 30 сентября меня вызвал командир полка реактивных установок полковник Ганюшин Александр Федорович и приназал срочно переправить за Днепр две машины, за рулем одной из них находился Василий Ефимов. В материале Н. Кириллова правдиво рассказано о том, (как мы переправлялись. А вот к описанию боя на берегу хочется кое-что добавить. Когда паром ткнулся в песок, следом полетели бревна, доски, солдаты быстро установили настил. Только машины выбрались на сухое место, ко мне подбежал офицер с картой в руке. — Помогай, контратакуют гады, спасу нет, — зло проговорил он, переводя дух. — Вот координаты... Машину Ефимова стали готовить для залпа. Вдруг появились вражеские самолеты. Не обращая внимания на бомбежку, которая, к счастью, не причинила вреда, расчет действовал быстро, четко. При втором налете я приказалрасчету укрыться. Ефимову одному остаться в машине и ударить по фашистским танкам. А самолеты снова над нами, с воем заходят в пике, грохнул взрыв, другой. Но вот раздался залп «катюши», молниями засверкали огненные стрелы. Это открыл огонь Ефимов. Через несколько часов он совершил второй мужественный поступок: рискуя жизнью, вывел установку в безопасное место. Сколько еще было боевых эпизодов, требовавших от воинов смекалки, умения, смелости! Такими качествами обладал Герой Советского Союза В. М. Ефимов. После победы над фашистской Германией мы вместе служили в Молдавии. Потом пути разошлись. И вот спустя двадцать семь лет я узнал о трагической гибели фронтового товарища. Да, он ив мирное время остался бойцом: пожертвовал собой ради жизни других. Спасибо жителям города Уссурийска за светлую память о земляне-герое. А. САМАРИЧ, старший лейтенант запаса г. СтавропольtaПередовики оборонного ОбществаС мыслями о будущемТринадцатый год руководит Алексей Иванович Кочетков учебной организацией оборонного Общества в Лениногорске. Тогда, в 1959 году, его пригласили в горном партии, сказали: — У нас открывается автомотоклуб ДОСААФ. Предлагаем вам его возглавить. Вы военный автомобилист, с большим опытом... Той же осенью клуб принял первые группы курсантов. И ужев самом начале Кочетков думал о завтрашнем дне — о современных учебных классах, приобретении оборудования. И не только думал, приступил к делу. Через год был заложен фундамент каменного здания клуба. Трудно было с еньгами, с материалами, не хватало раочнх. Стройка велась хозяйственным способом, практически силами курсантов и преподавателей. Хорошими помощниками явились старшин мастер Александр Кронидович Кузилов — один из старейших досаафовцев, мастер производственного обучения Владимир Максимович Мартынов, заведующий учебной частью молодой инженер Юрий Николаевич Волков, ныне возглавляющий крупное автохозяйство в соседнем городе Альметьевске. За годы работы клуб выпустил уже не одну тысячу водителей для СоветскойАрмии и народного хозяйства. А потребности все время растут. В прошедшем учебном году здесь повысили квалификацию, получили права водителя 480 человек. Клуб охотно идет навстречу нуждам села. Недавно для колхозов и совхозов Черемшанского района подготовлено 38 водителей, все они успешно сдали экзамены. — Не открою сенрета, — говорит Алексей Иванович, — учить курсанта надо на новой технике, которой оснащены войска, чтобы наша молодежь могла быстрее и увереннее занять свое место в армейском строю. И Кочетков ищет пути, стремится сократить существующий разрыв между требованиями к подготовке водителей и учебной техникой, которой располагает клуб. Помощь оказывают руководители автохозяйств, предоставляющие возможность знакомить будущих воинов с новыми моделями автомобилей. Коллектив клуба постоянно совершенствует материальную базу. Совсем недавно построен гараж на 15 машин. Впереди новые заботы, новые хлопоты: улучшение пунктов технического обслуживания, оснащение классов электрифицированными стендами и многое другое. Орден Трудового Красного Знамени — заслуженная награда, которой отмечен Алексей Иванович Кочетков, один из лучших активистов оборонного Общества.— Я знаю, — говорит начальник клуба, — каждая награда дается не только за достигнутое, она обязывает трудиться еще лучше. М. ВАСЮТИН, заместитель редактора газеты «Заветы Ильича» Татарская АССР, г. Лениногорск6