О т решения к действиюО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ • ВОЗРАСТАЕТ РОЛЬ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ • РЕКОНСТРУКЦИЯ ДОРОГ ДОЛЖНА ОХВАТЫВАТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЗОНЫ ПЕРЕКРЕСТКОВ • ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ВСЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ — НЕОТЛОЖНАЯ ЗАДАЧАКаждый, кто познакомился с недавним Постановлением (правительства «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» хотя бы по краткому изложению «Известий», наверняка обратил внимание на то, что оно в значительной степени касалось вопросов улучшения организации движения транспорта. И это закономерно, потому что именно к этой стороне дела быстрый рост интенсивности и плотности потоков транспорта, 'который мы ощущаем юсе явственнее > острее, предъявляет нои вые и очень высокие требования. Собственно, новые требования адресованы ко всем службам, связанным с дорожным движением. И все же такие задачи, как переустройство дорожной сети или, скажем, переподготовка и повышение квалификации водителей, в короткое время не осуществишь, это процессы длительные. Вот почему в области безопасности движения как •никогда возрастает роль совершенствования средств и методов управления. И здесь новое правительственное постановление открывает большие возможности. Однако, чтобы реализовать их наилучшим образом, предстоит решить целый ряд организационных и, я бы сказал, даже методических вопросов, в частности определить участки, на которых наши усилия могут дать максимальный эффект. В Краснодаре, например, только в прошлом году протяженность замощенных и асфальтированных улиц выросла более чем на 50 километров. Для города это, как вы понимаете, немало. Большой объем дорожных работ выполнен ив других городах и станицах края. И все-таки существенным образом на улучшение условий безопасности движения это не повлияло. Почему же? Прежде всего потому, что точки приложения сил и средств определялись не всегда правильно. Около половины аварий в населенных пунктах приходится на перекрестки, хотя площадь их в общей уличной сети не превышает 4 процентов. Исследуя состояние дисциплины движения в Краснодаре, мы установили, что каждый водитель совершает а -среднем три—пять мелких нарушений на один километр пути, причем 50 — 60 процентов из них приходится на зону перекрестков. И все же дело не только в недисциплинированности. Солидная доля несчастных случаев вызвана отсутствием условий, обеспечивающих безопасность движения в зоне перекрестков. Здесь-то и должен проходить передний край фронта дорожных работ. Например, на нерегулируемых пересечениях улиц Аэродромной ^ Леваневского с Северной, как только начинается рабочий день, выстраиваются очереди автомобилей. Водители ждут «просвета» в потоке транспорта, идущего по главной улице, мтобы успеть проскочить перекресток. Стоит чуть ошибиться в оценке «просвета» — и столкновение станет неизбежным. Формальным виновником аварии будет шофер, который выехал на главную улицу, не пропустив двигавшийся ino ней транспорт, а фактически причина происшествия — несовершенство организации пропуска транспортных потоков на этих перекрестках. Дело в том, что обзорность на них сильно ограничена строениями, В зоне перекрестков и на подходах к ним происходит интенсивный <износ покрытия проезжей части, что снижает коэффициент сцепления до 0,5 и менее. А именно тут он должен быть не ниже 0,8, чтобы обеспечить максимальное замедление при минимальном тормозном шути. Расшить эти в прямом и переносном 'смысле узкие места дорожники должны в первую очередь. Даже там, где улучшить обзорность трудно, почти всегда можно найти пути к расширению проезжей части на 2 — 3 метра и оборудованию перекрестка светофорным автоматизированным регулированием. Светофорное регулирование создает условия для безаварийного движения на самых сложных 'пересечениях. Но для этого требуется, чтобы автоматы работали 'надежно, а их программа обеспечивала оптимальную длительность циклов и фаз, соответствующую условиям движения. К сожалению, далеко не всегда режимы работы светофоров выбраны правильно. В результате — неоправданные задержки у перекрестков, заторы, снижение эксплуатационных показателей транспортных средств, повышенная загазованность. Подсчеты показывают, что если задержки перед каждым регулируемым перекрестком будут уменьшены только на одну секунду, то это в масштабе страны даст годовую экономию около 43 миллионов рублей. Жаль, что коммунальные и дорожные органы не занимаются экономикой простоев у перекрестков. Но есть места, где и светофорное регулирование не может помочь в разрядке напряженности. Это в первую очередь пересечения с железной дорогой. Только у одного железнодорожного переезда в Краснодаре, соединяющего улицы Новороссийскую и Васнецова с улицами Филатова, Российской и Тихорецкой, экономический ущерб от за-