18
19
СТРАНИЧКА МОТОЦИКЛИСТАefeРЕЛЕ-ПРЕРЫВАТЕЛИсхеме аналогичны автомобильным 12вольтовым прерывателям типа РС57-В. Что касается модели РС421 (рис. 2), то она является единственной предназначенной для работы на переменном токе. Замедляющим элементом здесь служит тонкая проволока из сплава с высоким удельным сопротивлением. При работе прерывателя она периодически нагревается электрическим током и изменяет длину, воздействуя тем самым на специальный пружинный механизм, замыкающий и размыкающий контакты. При установке этих приборов на мотоцикл следует иметь в виду, что у них нет клеммы для подключения контрольной лампы (6 в, 1 св. или 12 в, 1 св.). Ее подсоединяют, как показано на электрической схеме прерывателя РС419 (см. рис. 1). В этом случае исправность сигнальных ламп фонарей водитель определяет по частоте мигания контрольной лампы. Перегорание любой сигнальной лампы влечет за собой значительное изменение частоты включений исправных ламп, в том числе и контрольной. В отдельных случаях при перегорании одной сигнальной перестает мигать другая, а также контрольная лампы. Прерыватель, входящий в комплект указателя поворота УП-1 или УП-1М (рис. 3), представляет собой релаксационный PC-генератор, собранный на двух транзисторах разной проводимости. Нагрузкой одного из них служит обмотка электромагнитного реле, контакты которого включены последовательно с сигнальными лампами. Прибор этот работает в широком диапазоне температур и отвечает всем требоТаблица 1 Основные параметры прерывателей для мотоциклов«Хочу оборудовать мотоцикл «Урал» указателями поворота. Расскажите, пожалуйста, какие указатели подходят для этой машины. А. Блохин, г. Шахты». «Поставил на мотоцикл М-105 переделанное 12-вольтовое реле указателей поворота, но оно почти не действует. Решил собрать электронное реле. Каким требованиям оно должно отвечать? К. Воронович, г. Могилев». Мы обратились с этими вопросами в НИИАвтоприборов. Ответы содержатся в публикуемой здесь статье инженеров ииститута А. В. ХИТРОВАи А. О. ЭЙДУКА. Еще недавно световые указатели поворота были сугубо автомобильными приборами. Сегодня, с значительным ростом интенсивности движения на улицах и дорогах, где бывает трудно увидеть жест мотоциклиста, особенно в темноте, световые указатели сделались необходимой принадлежностью и мотоциклов. Сначала их применяли только энтузиасты, потому что и реле и фонари приходилось делать своими силами — промышленность специальных приборов для мотоциклов еще не выпускала. В этом им помогал журнал «За рулем», публикуя практические советы и основные технические требования. Теперь же все мотоциклетные заводы (за исключением минского) оборудуют свои машины указателями поворота. Кроме того, несколько предприятий выпускают такие приборы для продажи в качестве товаров народного потребления. К 'сожалению, некоторые указатели еще не полностью отвечают предъявляемым к ним требованиям. Поскольку производство таких приборов прекращается, мы не будем рассматривать их в этой статье. В настоящее время наша промышленность выпускает реле-прерыватели я фонари для всех типов мотоциклов. Основные сведения о них приведены в таблице 1. Прерыватели УП-1 продаются в комплекте с переключателем и двумя фонарями двустороннего действия, а УП-1М — с переключателем и четырьмя фонарями. Приборы РС419 (показан на рис. 1) и РС427 работают на термоэлектромагнитном принципе и по электрическойНоминальное напряжение, вis 1цРС419 РС421ИЖРП-1СРод токаНагрузка (потребители) с одной стороныДлякаких мотоциклов предназначенКакой полюс на «массе»6 6Пост. перем.2 лампы Ав-15 (в в, 15 св.) 2 лампы А6-6 (в в, 6 св.) 2 лампы А6-6 (6 в, в св.) 1 лампа А6-15 (6 в, 15 св.) 2 лампы Ав-6 (6 в, в св.)ИЖ, «Урал», «Днепр» М-105, М-106, «Восход», «Восход-2»ИЖ«—»бпост.«—» «+» «—» «+» «—»УП-1-1 УП-1-2УП-1М-1 УП-Ш-26. ПОСТ.ИЖ, ИЖ,«Ява» «Вятка» «Ява» «Вятка»впост.ваниям, предъявляемым в настоящее время к прерывателям поворота для мотоциклов. Срок службы его ограничен в основном износостойкостью контактной группы реле и при правильной эксплуатации его может хватить На всю «жизнь». Предупреждаем, что прибор следует применять только с фонарями двустороннего действия, входящими в комплект, потому что они обеспечивают водителю визуаль- $ ный контроль за исправностью ламп. Сейчас еще многие владельцы мотоциклов по разным причинам используют самодельные прерыватели или переделанные из серийных типа РС57. Следует иметь в виду, что прерыватели РС57, РС57-Б и РС57-В (основные параметры их приведены в таблице 2) предназначены для автомобилей и автобусов. Они весьма чувствительны к ударам и тряске, поэтому установка их на мотоциклы не рекомендуется в связи со значительным уменьшением срока службы и ухудшением всех показателей, влияющих на безопасность движения. Конструкция прерывателя не предусматривает его разборки. Несмотря на это, среди мотоциклистов распространен способ переделки прерывателей типа РС57 на напряжение 6ви нагрузку, состоящую из двух ламп Аб-6. 4. Способ, на первый взгляд, достаточно прост и заключается в уменьшении до 9 ом сопротивления добавочного резистора, ограничивающего ток, который протекает через прерыватель при разомкнутых контактах. Переделанный таким образом механизм обязательно следует подвергнуть регулировке, правильно выполнить которую в домашних условиях трудно. Кроме того, приходится заменять заводскую заделку конца нихромового провода присоединением его к контактному лепестку легкоплавким припоем. Учитывая все это, мы не рекомендуем применять на мотоциклах переделанные реле РС57. Многие мотолюбители отдают предпочтение бесконтактным или контактно-транзисторным прерывателям. Они привлекают своей надежностью и дол- $ говечностыо. Известно очень много разных по сложности схем прерывателей указателей поворота, выполненных с использованием полупроводниковых элементов различных типов. К сожалению, не все их можно рекомендовать для массового повторения, так как к этому прибору в настоящее время предъявляются весьма жесткие требования, связанные с особенностями его эксплуатации, которым многие конструкции не отвечают. Вот эти требования *. 1. Прерыватели указателей поворота могут быть двух типов: а) для легких и средних мотоциклов и мотороллеров, где номинальное напряжение 6 в, нагрузка -*- две лампы А6-6(6в, 6 св.); б) для тяжелых мотоциклов, где номинальное напряжение 6 или 12 в, н а - ^ ; грузка — две лампы А6-15 (6 в, 15 св.) или А12-21 (12 в, 21 св.). * Речь пойдет о прерывателях, работающих в системах постоянного тока. Прерыватели указателей поворота для цепей переменного тока должны отвечать ряду специфических требовании, обусловленных значительными колебаниями напряжения в бортовой сети мотоцикла, не имеющего аккумуляторной батареи. Эти требования в настоящее время уточняются.18 Рис. 1. Реле-прерыватель трическая схема, справа — Рис. 2. Реле-прерыватель трическая схема; справа — Рис. 3. Реле-прерыватели ва — электрические схемы; чертеж.РС419: слева — элекгабаритный чертеж. РС421: слева — элекгабаритный чертеж. УП-1-1 и УП-1-2: слесправа — габаритныйR51.DKR4 1.DK R3 470омПП2 МП39ЕЗI . 1 .шО-F^г? > Nг-ШшД22Э2. Прерыватели должны обеспечивать одновременное включение и вык4ф лючение всех сигнальных ламп указателей поворота, расположенных на одной стороне мотоцикла (мотороллера). 3. Частота мигания сигнальных ламп должна находиться в пределах 90± 30 циклов в минуту при: а) изменении напряжения питания от 0,9 до 1,25 номинального значения ив диапазоне температур окружающего воздуха от —20 до +55°С; б) вибрации в диапазоне 30—300 гц при ускорении до 3 g. 4. Время, измеряемое с момента включения сигнала поворота до появления первой вспышки сигнальных ламп при условиях, указанных в п. 3, должно быть не более 1 секунды при длительности первого цикла не более 1,5 секунды. л б. Время горения сигнальных ламп должно составлять 40—70 процентов длительности цикла при напряжении питания 6,8 (13,5) в и температуре окружающего воздуха +20±5°С. 6. Прерыватели должны обеспечивать возможность подключения контрольной лампы типа А6-1 (А12-1), позволяющей контролировать работу всех сигнальных ламп указателей (допускается не контролировать работу ламп фонарей, находящихся в поле зрения водителя). Режимы работы контрольной лампы должны быть следующими: а) при нормальной работе указателей поворота контрольная лампа должна попеременно включаться и выключаться синхронно с сигнальными лампами, то есть с частотой 90 ± 3 0 циклов в минуту; б) При неисправности хотя бы одной ^ и з ламп указателей поворота конт' * рольная лампа не должна включаться или должна постоянно гореть в течение всего времени подачи сигнала поворота или мигать с частотой, значительно превышающей установленную для данного прерывателя (не менее чем в два раза) частоту мигания сигнальных ламп. Контроль полагается осуществлять при условиях, оговоренных в п. 3.—0-Б УП-1-1-0 R5 1,0 к R4 1,0к R3 4700М ПП2 . 1 . МП37Ш О (Л5ПТ1 Iг-ОД1 Д223-0+Б УП-1-27. Прерыватели должны соответствовать требованиям пунктов 3, 4, 5, 6 после пребывания в воздушной среде в неработающем состоянии при температуре —45 и +65°С с выдержкой при каждой температуре не менее 3 часов. 8. Падение напряжения на прерывателе во время горения сигнальных ламп не должно превышать 0,5 в при напряжении питания 6,8 (13,5) в и температуре + 2 0 ± 5°С. 9. Прерыватели должны обеспечивать частоту мигания сигнальных ламп в пределах 45—160 циклов в минуту при отключении аккумуляторной батареи. 10. По остальным параметрам прерыватели должны удовлетворять требованиям ГОСТ 3940—71.iZLЭЦветовые и световые характеристики указателей поворота (фонарей) должны соответствовать ГОСТ 1098—64 и ОН 029010—67; выдержки из этой нормали были опубликованы в мартовском номере журнала «За рулем» за 1971 год. От редакции. Некоторые читатели присылают письма с предложением опубликовать схемы разработанных ими реле-прерывателей разного типа. Поскольку промышленность выпускает такие приборы, а провести полные испытания каждой самодельной конструкции не представляется возможным, редакция считает нецелесообразным рекомендовать их для повторения авто- и мотолюбителям.Таблица 2_ Основные параметры автомобильных прерывателейТип прерывателяНоминальное напряжение, в 12 12 12Тип и количество сигнальных ламп, подключаемых одновременно А12-21 — 2 шт. (12 в, 21 св.) А12-32 — 2 шт, (12 в, 32 св.) А12-21 — 2 шт. (12 в, 21 св.)Тип контрольной лампыРС57 РС57-Б РС57-ВА12-1 А12-1 А12-1Примечание. Прерыватели допускают подключение лампы А12-3 (12 в, 3 св.) бокового повторителя параллельно сигнальным лампам. РС57-В не имеет клеммы для подключения контрольной лампы — ее подсоединяют к переключателю указателей поворота. Электрическая схема РС57-В аналогична схеме РС419 (см. рис. 1). 19