Курсантам клубовДОСААФГУСЕНИЧНЫЙуменьшить высоту машины (по сравнению с ГАЗ-47) на 200 мм , создала выг одноераспределение веса по опор ­ н ымкатками обеспечила удовлетвори ­ тельное расположение ватерлинии придвижении на плаву исгрузомибез груза. У машины V-образный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель, п рименяемый на автомобилях ГАЗ-66 и ГАЗ-53. П родольноеразмещениедви ­ гателя 10 позади кабины потребовало создания своеобразнойконструкциивоз духопритоков в системе охлаждения. Д ва шестилопастных вентилятора 25 с вертикальной осью вращения подают воздух для охлаждения жидкости в двух радиаторах 23, установленных вер ­ тикально слева по ходу машины . Задний вентилятор приводится во вращение от коническогоредуктора карданным валом, связанным сколенчатым валом посредством двух клиновидных ремней . П риводкпереднему вентилятору осуществляется от заднего аналогичными ремнями. От двигателя крутящиймомент передается кведущимзвездочкам 32 че ­ р ез сухое однодисковое сцепление и четырехступенчатую коробку передач, р аздаточнуюкоробку (рычаги управления ими — 6 и 5), к арданную 26 и главн ую 28 передачи, б ортовыефрикционы 29 и далее — ч ерез полуоси иборто ­ вые редукторы . Сцепление икоробка передач трансп ортераимеютмногообщегос соответствующими узлами автомобиля ГАЗ-66. • Раздаточная коробка представляет со ­ бой двухступенчатый редуктор. Она прикреплена к заднему торцу коробки передач и обеспечивает понижающую иускоряющую передачи. Т акимобра ­ з ом , о бщее число ступеней втрансмис ­ сии увеличивается вдвое (до восьми), что дает возможность эффективно использовать машинувшироком диапазоне дорожных условий. Раздаточная коробка соединяется карданнымвалом 26 сблоком главной передачи 28, бортовых фрикционов 29 и тормозов. Д ля поворота транспортера водителю достаточно притормозить гусеницу нуж ­ ной стороны . М ежду главной передачей и каждой ведущей звездочкой установлены многодисковая сухая фрикци ­ онная муфта ( б ортовойфрикцион ) и конструктивнообъединенныйс ней ленточный тормоз . При поворотемашины , а такжепри ее торможениифрикцио ­ ны служат для отключения ведущих звездочек от главной передачи. У прав ­ ление какправым , так и левым борто ­ в ымифрикционамиитормозами сблок ированои осуществляется двумя рычагами 4 (соответственно правыми левым), установленными у места водителя.В районах, где начинается освоение природных богатств и еще нет широко развитой сети дорог , м огут работать только специальные транспортные сред ­ ства, о бладающие высокой проходим остью , с пособные перевозить людейигрузыпрактическив течение всего года. Это гусеничные снегоболотоходныема ­ ш ины , з арекомендовавшие себя какодиниз наиболее надежных видов транспор ­ та для труднодоступной местности. Их роль особенно возрастает при снежных заносах, в периоды весенней и осенней распутицы. О дна из таких машин — б ыстроход ­ ный транспортер высокойпроходимо ­ сти ГАЗ-71, предназначенный для пере ­ в озкилюдей , различных грузов , буксир овкиприцеповвесом до 2 тонн идру ­ гих работ в районах тяжелого бездор ожья — на Севере, в Сибири , на Дальн ем Востоке. ГАЗ-71 по типу аналогичен ранее вы ­ п ускавшемусятранспортеру ГАЗ-47 и является дальнейшим его развитием. П опроходимости , маневренности иско ­ р остямдвижения новая модель находится на более высокомуровне (см. технические характеристики). Компоновка ГАЗ-71 выполнена по схеме «двигатель за кабиной», а ведущие звездочки 32 гусеничной цепи 20 (см. р исунок ) р асположены впереди. Такая схема обеспечила удобный доступ ксиловому агрегату, позволила ГАЗ-71(Поскольку поворот машины осуществляется благодаря разности в скоростях вращения правой и левой гусениц, в главной передаче не нужен дифференциал, обязательный для трансмиссии большей части (колесных машин. Ведомая коническая шестерня главной передачи жестко связана с валом, а на его концах, выходящих из картера, установлены бортовые фрикционы и тормоза. Узел главной передачи неподвижно укреплен на несущем корпусе транспортера. Поэтому с ведущими звездочками он связан не карданными валами, а двумя жесткими полуосями, на концах которых находятся шлицевые соединительные муфты. От полуоси к звездочкам 32 вращение передается через одноступенчатый бортовой редуктор (на рисунке он не виден), который служит для увеличения подводимого к гусеницам крутящего момента. Ведущие звездочки 32 приводят в движение цельнометаллические гусеницы 20, состоящие из 83 звеньев каждая. Транспортер опирается на них через двенадцать (по шесть на сторону) опорных катков 27. Для натяжения гусеничных цепей служат два задних направляющих катка (называемых также ленивцами) 19. Все катки имеют независимую торсионную подвеску. Для плавности хода передние опорные капки и ленивцы оснащены гидравлическими телескопическими амортизаторами двойного действия и пружинными ограничителями хода: у катков ограничивается ход вверх, у ленивцев — вверх и вниз. Такая подвеска обеспечивает высокие скорости движения на пересеченной местности. Чтобы снег не намерзал на беговую дорожку гусениц, предусмотрены очистители, устанавливаемые за ведущими звездочками, Это вращающиеся зубчатые ролики. Летом их снимают. У транспортера сварной цельнометаллический герметичный корпус с водоизмещением, обеспечивающим плавучесть. Он состоит из кабины моторного отделения и платформы, Кабина — металлическая, двухдверная с двумя мягкими сиденьями. Двери по всему проему имеют резиновые уплотнители. В крыше расположены люки 8, фиксирующиеся в определенных положениях. Внутренняя поверхность кабины оклеена термошумоизоляционным материалом. В ней созданы нормальные условия для работы водителя в мороз: Устройство машины: 1, 18 — указатели поворота; 2 — фара; 3 — фара-искатель; 4 — рычаг управления бортовыми фрикционами; 5 — рычаг управления раздаточной коробкой; в — рычаг управления коробкой передач; 7. 13 — отопители; 8 — люк; 9 — жалюзи: 10 — двигатель; 11 — расширительный бачок системы охлаждения; 12 — плафон кузова; 14 — сиденье; 15. 21 — бензобаки; 16 — откидной борт; 17 — буксирное устройство; 19 — ленивец; 20 — гусеница; 22 — привод вентиляторов; 23 — радиаторы; 24 — приемная труба и корпус глушителя; 25 — вентиляторы; 26 — карданный вал трансмиссии; 27 — опорный каток: 28 — главная передача; 29 — бортовой фрикцион; 30 — педаль сцепления; 31 — педаль акселератора; 32 — ведущая звез. дочка. 2. «За рулем» № 2ГАЗ-71 на Крайнем Севере. Фото Б. Корзинапредусмотрены отопитель, высокопроизводительные электрические стеклоочистители, обдув передних стекол теплым воздухом*- Все эти меры, а также эффективная система предпускового подогрева двигателя позволяют эксплуатировать ГАЗ-71 при минус 50°С. Грузовая платформа (хорошо приспособлена для перевозки людей: оборудована полумягкими откидными сиденьями, отопителем и освещением. Для связи пассажиров с водителем служит звуковой сигнал. Платформа снабжается съемным утепленным тентом из дублированной ткани, в котором установлен вентиляционный рукав, обеспечивающий подвод свежего воздуха. На случай перевозки больных и раненых на платформе имеется оборудование для санитарных носилок. На крыльях платформы, справа и слева, размещены бензобаки 15 и 21: три основных (на 232,5 л) и один дополнительный (емкостью 77,5 л). По воде ГАЗ-71 (передвигается moсредством перематывания гусениц. При необходимости маневренность и скорость на воде могут быть повышены при помощи гидродинамических кожухов, которые устанавливаются на переднюю часть крыльев. Машина снабжена водооткачивающим насосом с электрическим двигателем производительностью 80 л/мин. Практика показала, что благодаря высоким эксплуатационным показателям транспортер может успешно работать в самых трудных условиях. Он уже хорошо зарекомендовал себя на службе у нефтяников, геологов, лесников. В. РОГОЖИН, Ю. ЗАМЫШЛЯЕВ, инженерыСравнительная характеристика гусеничных транспортеровГАЗ-47 Собственный вес, т Грузоподъемность, т Количество мест в кабине Вес буксируемого прицепа, т Габарит, мм: длина ширина высота Колея по серединам гусениц, мм База по центрам крайних катков, мм Дорожный просвет, мм Среднее удельное давлениег на грунт, кг/см Погрузочная высота платформы, мм Рабочий объем двигателя, смЗ Число цилиндров и мощность двигателя, л. с. Максимальная ско. рость, км/час: по шоссе на воде по снежной целине глубиной 0,8—0,9 м Средние скорости, км/час: по грунтовой дороге по болоту Запас хода по шоссе, км Минимальный радиус поворота, мГАЗ-713,65 3,75 1,0 (или 1.0 (или 9 чело- 10 человек) век) 2 2,0 4900 2435 1960 2050 3350 400 0,19 1300 3485 6—75 35 3,5—4 10 20 8—10 400 2,2 2 2.0 5365 2585 1740 2180 3630 380 0,17 ИЗО 4254 8—115 50 5—6 17 30—40 12—18 400 2,29