30
31
Сейчас нет разных мнений о том, каким должен быть автосервис. Всем ясно, что ему надлежит стать индустриальной, высокомеханизированной отраслью бытового обслуживания населения. Для решения этой задачи выделяются большие средства, разрабатываются типовые проекты, закупается оборудование, принимаются другие необходимые меры. Однако трудностей на этом пути еще много, и успехи приходят медленнее, чем хотелось бы. Что нам мешает, как ускорить продвижение вперед, как быстрее преодолеть «/болезни роста»? Главк «Укрглававтотехобслуживание», созданный в 1969 году, принял от разных организаций 50 небольших станций технического обслуживания и 36 мастерских, всего на 484 машино-места. Эти предприятия были очень слабо оснащены технически, все здесь делалось по существу вручную, кустарно. Даже СТО, построенные в последние годы специально для ремонта автомобилей индивидуальных владельцев, не отвечали современным требованиям. Таким образом, первой за-Приемка автомобилей в на одесской СТО М 2. ЬАВТОСЕРВИСУ - РАЗМАХботой вновь созданной службы стала реконструкция предприятий автосервиса. В этом большую помощь нам оказало Министерство автомобильного транспорта республики. Местные Советы депутатов трудящихся выделили производственные помещения. К осени 1972 года общая мощность предприятий автосервиса составила 784 рабочих поста. Большая работа была проделана по их оснащению современным гаражным и технологическим оборудованием многих видов. Это значительно расширило производственные возможности, позволило, в частности, создать 36 постов механизированной смазки автомобилей, 39 камер окраски и сушки. Серьезное внимание мы уделили диагностике. Только за первые полтора года пятилетки открыто 18 оснащенных современными приборами постов диагностики технического состояния автомобилей. В период летних отпусков число действующих постов службы автосервиса увеличивается благодаря сезонным и передвижным мастерским. Минувшим летом, например, в курортных зонах Крымской, Одесской, Херсонской и других областей действовало 27 сезонных постов технического обслуживания, оборудованных в сборных павильонах, а на оживленных трассах автотуризма работало 30 передвижных мастероюих, изготовленных Сумским авторемонтным заводом на базе автобусов ЛАЗ. В республике ведется работа по внедрению других новых форм обслуживания населения: организуются пункты технического обслуживания и ремонта в кооперативных гаражах и на автостоянках, службы выявления неисправностей и дефектов машин на дому, оказываются услуги по отправке в ремонт автомобилей, аккумуляторов, шин. Большой размах приобретает организация сервисного обслуживания и гарантийного ремонта автомобилей «Жигули», которых в республике становится все больше (лишь в двух областях из 25 пока еще не налажен гарантийный ремонт). Но это, на наш взгляд, лишь первый этап. Для столь массового автомобиля надо создать такую сеть станций, чтобы не гонять машины за десятки километров в областной центр. Главк учитывает эти интересы владельцев «жигулей». В 1971 году в учебном комбинате Минавтотранса УССР и на автозаводе в Тольятти была организована подготовка ремонтников, Это позволило начать обслуживание «жигулей» .на всех предприятиях службы автосервиса в КрымИ НДУСТРИААЬНЫЙской, Донецкой, Львовской и некоторых других областям, Предприятия «Укрглававтотехобелужи-вания» выполняют гарантийный ремонт не только автомобилей всех марок, но и мотоциклов, в том числе «Явы» и «Паннонии». Наши усилия дали определенные результаты. Общий объем услуг, оказываемых владельцам автомобилей и мотоциклов, возрос почти в пять раз. И все же этого мало. На Украине в индивидуальном пользовании насчитывается сейчас свыше 350 тысяч легковых машин и более 1300 тысяч мотоциклов. Справиться с таким объемом работ предприятия автосервиса еще не могут и удовлетворяют спрос лишь на четверть. По-^преж-,,,Так выглядит стол заказов на еадй'фё'роп \ станции технического обслуживания автомобилей.$30 н ему не хватает производственныхмощ ­ ностей, специального инструмента исо ­ временного оборудования, по^прежнем у оставляет желать лучшего культура и качество обслуживания . А ведь уже черезнесколько лет число автомобилей на Украине достигнет миллиона. Тут есть над чем задуматься. Значительно улучшится положение дела, к огда будут выполнены плановые ^ з аданияпятилетки . На расширение сети СТО выделено свыше 110 миллионоврублей . С троятся , к ак правило, к руп ­ ные, х орошооборудованные станции на 100, 50, а также на 25, 15 и 11 постов. О нипослужатпервойосновой для раз ­ вития автосервиса как индустрии в расчете на массовый наплыв машин . С амыекрупные , 100-лостовые станции намечены в Киеве, Х арькове , Д онецкеиДнеп ­ р опетровске . По 50 рабочих постов бу ­ дут насчитывать новые станции вЗапо ­ р ожье , Ворошиловграде, Одессе, Симферополе, Львове, Макеевке, К ривом Роге иЖданове . Во всех остальных крупныхгородахи областных центрах республики планируется ввести в действие станции на 25 постовс салонами дляпродажи автомобилей и запасных частей. Всего за пятилетку на Украинедолжна войти встрой 81 станция технического обслуживания общей мощЦ ностью 1915 рабочих постов , Нельзя всерьезговоритьоповышении качества ремонтаиобслуживания , не улучшив кареннымобразомснабжениезапасными частями. М ыстроим свои планы исходя из того , что предусматри ­ вается резкоеувеличение выпуска зап ­ частей иизменяетсяпорядок снабжения ими наших предприятий , Теперь го ­ ловные заводы-изготовители будут централизованно снабжать нас запасным и частями по значительно расширенной номенклатуре. Принимать, перерабатывать и снабжать запчастями предприя ­ тия автосервиса в республике будет центральная база, строительство котор ой намечено на ближайшеевремя . У нее будут филиалы вХарькове , Д онец ­ ке, Д непропетровске , Л ьвове , С имферо ­ поле идругихгородах . П ерестройка сисА темыснабженияуже повлекла создание •специализированной службы, занимающейся этими вопросами , и в составе наш его главка организован трест «Укравтрремкомплектация» с семью межоб ­ л астнымиконторами . На него возложе ­ но снабжениепредприятий автосервиса запчастями икомплектациястроящихся станций обслуживания необходимым оборудованием. Предметом особой заботы должна стать подготовкакадров слесарей, рихтовщиков, сварщиков, маляров, обойщ иковидругих специалистов. Известно, что сегодня слесарь на СТО, к удаобра ­ щаются владельцы машин самых разныхмарок , д олжен быть универсаломвысо ­ к ойквалификации , К сожалению , у нас таких специалистов считанные единицы , а большинство рабочих не отличается достаточной профессиональной подгот овкой , о твечающей все возрастающим " р ебованиямк качеству ремонтаикуль ­ туре обслуживания. Для хорошей организации дела на новой техническойос ­ нове нужны новые, з нающиелюди . Готовить их длясистемы «Укрглававтотехо бслуживания » будут шесть профтехучи ­ л ищ (на 480 учащихся каждое ) , к оторыенамеченопостроитьвтекущей пятилетке. К аждое из них будет располагать общежитиями, мастерскими, спортивным и залами идругимислужбами , п ре ­ дусмотренными новым типовым проектом. Выпускники общеобразовательных школ за два года получат здесь квалиф икацию , наберутся опыта в ходе про ­ изводственной практики на базовых предприятиях . Решение проблемыпод ­ г отовки новых кадровпоможет избавиться от не изжитыхеще фактов гру ­ бого отношения к заказчику, волокиты инарушенийдисциплины цен, от другихмноголетней давности недостатков. Коллектив «Уюрглававтотехобслуживания» стремится улучшить всю деятельность службы автосервиса, превратить ее виндустриальную , о твечающую современным техническим требованиям отрасль бытовогообслуживания населения. Но есть вопросы , к оторыебезпо ­ м ощи вышестоящих организаций нам не решить. С кажем , о порядке пополнения оборотных средств наших предприятийв зависимости от норматива хранения неснижаемого запаса запчастей к той или иной марке автомобилей, который постоянно должен быть на станции техн ическогообслуживанияв соответствии с ее мощностью . Не определены эти нормативы ни вноменклатуре , ни всто ­ и мости , не установлен порядок их по ­ли запчасти непосредственно потребителям. В результате чем больше мы получаем запчастей, т ем больший убыток терпят наши предприятия . Настало времяпересмотретьисуще ­ с твующийпорядок расчетов между нам ии заводами-изготовителями за гарантийный ремонтмашини оплачивать его в процентах от стоимости проданныхвреспублике автомобилей имотоциклов , как это делается сейчас междупредпри ­ ятиями бытовогообслуживания населения изаводами , в ыпускающими телевизоры, холодильники идругую бытовую технику. Это позволило бы вести гарантийный ремонт не только на тех пред ­ приятиях, г де имеется представитель завода-изготовителя, а на всех СТО и избавить авто- и мотолюбителей от мно ­ гих мытарств . Сейчас же , н апример , гар антийнымремонтом автомобилей Горьковского автозавода занимается только одно предприятие в Харькове, и владельцы машин со своими претензиямивынуждены добираться сюда через всю республику , хотя этот ремонт могла бы выполнить любая ближайшая станция обслуживания. В срочном решении нуждается воп рососнабжениипредприятий автосер-п олненияи хранения, не определенпо ­ р ядок расчета необходимыхоборотных средств. Не решенвопросиоторговойскид ­ к е на запчасти, к оторые мы получаемврозничных ценах. Д еловтом , что за ­ в одыотгружают нам запчасти теперь водин адрес — на центральнуюреспуб ­ л иканскуюбазу треста « У кравторемком плектация». О тсюда их приходитсяпе ­ ресылать на межобластные склады, а затем развозить непосредственно на СТО втри — п ять соседних областей. Все это вызывает дополнительныерасходы на транспортировку , к оторые не покры ­ ваются торговойскидкой , установленной в то время , к огдазаводыотправля ­Новый пост диагностики на донецкой СТО. виса техническимиусловиями на ремонтиобслуживание легковых автомобилей, а также специальным инструментомип риспо со бл ен иям и. Все эти вопросымогут быть решеныспомощью Министерства автомобильной промышленности СССР, и это сразу бы улучшило условия развития автосервиса — новой большой отрасли бытово ­ го обслуживания населения. В. К ИРЮХИН , начальник «Укрглававтотехобслуживания» г. Киев31