опыт поискСЕГОДНЯ ЗА РЕДАКЦИОННЫМ «КРУГЛЫМ СТОЛОМ» ОБСУЖДАЮТСЯ ВОПРОСЫ СТРОИТЕЛЬСТВА И ОСНАЩЕНИЯ АВТОМОТОКЛУБОВ, ИХ НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ Повестка дня нашей деловой встречи в редакции кому-то, наверно, покажется сугубо ведомственной, касающейся узкого круга работников ДОСААФ. Это не так. Попробуйте представить себе, сколько нужно готовить водителей сейчас ив ближайшем будущем, когда невиданными темпами наращивается производство автомобилей. Задумайтесь над тем, что должен знать и уметь современный водитель — и новичок, и с опытом, чтобы уверенно управлять автомобилем в условиях напряженных скоростных транспортных потоков. И тогда станет ясно, что, казалось бы, чисто ведомственная проблема, обозначенная в начале нашего отчета о «круглом столе», затрагивает в той или иной степени всех, кто связан с рулем. Более того, она затрагивает интересы всего общества, если учесть роль автомобиля в народном хозяйстве, в армии, если учесть, что автомобиль все шире входит в быт советских людей. Чтобы подготовить квалифицированного шофера, грамотного автолюбителя, чтобы пополнять их теоретический и практический багаж, нужны учебные автомобили современных моделей, помещения, оснащенные по последнему слову классы, автодромы. Словом, нужна материально-техническая база. Вот почему такое большое йначение для повышения эффективности подготовки водителей имел рассмотренный на |1 пленуме ЦК ДОСААФ вопрос «О состоянии и дальнейшем совершенствовании материально-технической базы в организациях ДОСААФ». Доклад об этом сделал первый заместитель председателя ЦК ДОСААФ генерал-лейтенант Н. С. Демин. «За рулем» пригласил за свой «круглый стол» группу участников пленума, представителей ряда заинтересованных организаций и попросил их ознакомить редакцию с сущностью проблемы на данном этапе, главными направлениями работы в этой области. Беседу начал председатель ЦК ДОСААФ Украинской ССР Антон Федосеевич ПОКАЛЬЧУК: — Не стану затруднять цифрами подготовки автомобилистов и мотоциклистов в организациях ДОСААФ Украины. Поверьте на слово, они очень внушительны. Одних только авто- м мотолюбителей более 140 тысяч обучили в прошлом году. И «е буду распространяться насчет того, что без современной учебно-материальной базы не подготовишь настоящих водителей. Но вот, какой она должна быть, эта база? Мы много думали и пришли к выводу, что автомотоклуб в прежнем представлении должен уступить место своего рода комплексной учебной базе со стационарными и полевыми сооружениями, к о ­ торые обеспечивали бы «конвейерное» обучение водителей по потной 'программе in одновременно подготовку призывника к армейской службе. У «ас созданы и создаются такие базы в ряде областей. И везде мы ощущаем 'недостаток в современных средствах обучения, прежде всего в тренажерах. Может быть, кто-то считает их данью моде. Мы же .глубоко убеждены, что тренажер — путь к сокращению срока обучения и повышению его качества. Именно поэтому ЦК ДОСААФ Украины решил создать свое конструкторское бюро в Харькове и «ачать подготовку для серийного производства автотренажеров. Сейчас эта работа в разгаре. | марте ожидаем перВ вые опытные образцы. Проект их появился в результате серьезного изучения зарубежной практики, опыта создания тренажеров нашими иэобретатеЛЯМ'И.делить, какие устройства, в том числе обучающие, дают наибольший эффект, и выработать рекомендации. Здесь и чнженеры, и преподаватели, и психологи должны потрудиться. Пришло это время. Да in не только к оснащению, к подготовке водителей вообще «ужен сегодня научный подход. Скажите: сколько потребуется нам обучить водителей для 'Народного хозяйства, автолюбителей, скажем, чере'з пять лет? Никто вам не ответит. Нужно твердо знать перспективы, потребность Ли «а основе этого создавать уже базу. Скажу откровенно: у нас в Ростовской области как следует позаботиться о подготовке автолюбителей просто не хватает духа. В ОПРОС . Увязана ли подготовка водителей с общегосударственным планом выпуска автомобилей? Не образовалась ли здесь диспропорция? Председатель ЦК ДОСААФ Казахской ССР Багадурбек Байтасович БАЙТАСОВ: — 'Вопрос поставлен правильно. Диспропорция налицо. Производство автомобилей, продажа их населению вырвались, говоря спортивным языком, вперед, а подготовка водителей не соответствует выпуску автомобилей, не говоря ужо строительстве учебных coo- \ ружений, которое совсем отстает. У нас в Казахстане это особенно ощущается. Из клубов только половина имеет хорошую базу. Если мы будем идти такими темпами, то не преодолеем отставания и за десять лет. В Алма-Ате, например, очередь «а курсы автолюбителей примерно года на два. Выход? Больше выделять средств «а строительство автомотоклубов, делать это дифференцированно, по областям. Бороться с тем, что объекты ДОСААФ порой относят к второстепенным, сроки ввода их срывают из года в год. С этих же позиций желательно больше выделить лимитов для строительства спортивно-технических клубов в районах. Тогда сможем подтянуть подготовку водителей к рубежу, на который вышло производство автомобилей. Задача касается всех нас — и ЦК ДОСААФ, и планирующих органов ^ Председатель Омского областного комитета ДОСААФ Гавриил Константинович КУСТОВ: — Строительство, бесспорно, самый трудный участок работы ДОСААФ. Но если им 'заниматься .изо дня в день, не упускать из-под контроля — многого можно добиться. Вы, наверно, слышали об учебно-спортивном комплексе в Омске. Здесь современное здание наНачальник Ташкентского автомотоклуба ДОСААФ Евгений Григорьевич ШЕЛУХАНОВ: — Товарищ Локальчук затронул, пожалуй, самый больной вопрос. Наш клуб, как и все остальные, испытывает острую нужду в действительно хорошей учебно-материальной базе. Сегодня такую базу каждый создает самостоятельно. Преподаватели сами мастерят учебные экспонаты, к желательно, чтобы их делали централизованно и так же централизованно распределяли. Потому что все, «то мы делаем, — это, если подходить строго, кустарщина. Да и во что она обходится? Председатель Ростовского областного комитета ДОСААФ Петр Иванович ЕРОФЕЕВ: — Инициатива, творчество — вещь хорошая. Но она не может и не должна подменять научную, плановую работу в том «ли ином деле. В конкретном случае—в оснащении автомотоклубов. Пора поставить это на научные рельсы, опре4 19 «тематических» классов, асфальтированная площадка для скоростногома ­ н еврирования , м отодром , теплый 100метровый тир, водно-моторная станция. Намечается построить общежитие , стол овую . К концу пятилетки мыдолжны полностью ввести комплексвстрой . М ногостроимне только в городах. В 20 сельских районах |(из 31) н овыезда ­ н ия спортивно-технических клубов . На нас работают три строительных треп ета — «Трансстрой», «Целинострой», " « М ежколхозстрой » . Я привожу эти факт ы не впорядке самоотчета. Где-то, наверно, с троятлучше . Плавное что хоч уподчеркнуть , — это активную позиц июДОСААФвэтом деле, е го авторитет, у мение доказать .необходимость сооружения наших объектовдляполь ­ з ы района, к рая , р еспублики , с траны . А забот мпроблем , к онечно , хватает. С кажем , н адо вводить пусковой объе кт , а оборудованиеа план не включи ­ ли. Начинаются поездкипо ' всей России в поисках необходимых вещей. К ог ­ д авыделяютлимиты на (строительство, надо это учитывать. (Или делают так: здание сдавать впервомполугодии , а оборудованиепланируютна четвертый квартал. Это же бесхозяйственность. И последнее — об автодромах. Они должны быть во всех автоклубах. И мы • п росим предусматривать лимиты на их строительство. Сейчас у нас проектиру ­ ется сооружение областного автодрома на территории 200 га. Заместитель начальника Управления ЦК ДОСААФ Анатолий Иванович БОГАЧКИН: — Мы многоговоримоб автодромах. Но вот что показала проверкав 44 клубах. Только один из них располагает нас тоящимавтодромом , в 23 есть земельные участки, а 20 вообщеничегоне имеют. А втодромнуженпрежде всего для отр аботки первоначальных упражненийидвижения по ограниченным проездам. Это требуетплощадки не менее2 га, причем грунт должен быть твердым, л учше — асфальтированным. Председатель Ужгородского обкома ДОСААФ Николай Дмитриевич ОЛИН : ф — М некажется , что надосмелее идти и на строительство хозяйственным способом . У нас в области строительный участок республиканского комитета ДОСААФсооружает два автомотоклу ­ ба, Д оматехническогообучения , г аражи «а 60 боксов • и ряддругихобъектов . Если его укрепитьмехбазой — сделает больше. И ещеодно , ч томожетуско ­ рить строительство, — получение без •задержек проектнойдокументации .В ОПРОС . Автоэкспедиция журнала «За рулем» в прошломгоду посетила рядновых клубов и убедилась, что ужесегодня их проекты отстают от требо ­ ваний подготовки . Чем это объяснить? Начальник отдела ЦКДОСААФ Александр Ефимович СОКОРЕНКО : — Для наших автомотоклубов мы вынуждены приспосабливать проекты общеобразовательных школ и техникумов. Конечно, они полностью не устраивают нас. М ы ставили вопрососоз ­ дании типовогопроекта автомотоклуба. Учитывая большиеперспективыстрои ­ тельства, желательно как можно быстрее решить этот вопрос . Главный специалист «Госгражданстроя» Роберт Карлович УПМАЛ : -7- И меются определенные условия, без которыхсозданиетиповогопроекта просто невозможно . Это — научная про ­ р аботка материала, о пределяющего требования кданному типу зданий. Л юбойпроектпредназначен для мно ­ г ократного использования «а различных участках идолжен иметь обоснованный объем рабочей площади идругиепо ­ казатели, о твечающиенетолькотребо ­ ваниям сегодняшнего дня, но иперспек ­ тиве развития этих зданий. В данном случае — в озможностиоснащения нов ым оборудованием, изменения методов обучения , материально-технической базы идр . Несмотря на то что сейчас широко развернулось строительство учебных зданий ДОСААФ , нам неизвестно, к ако ­ вы целесообразныеплощади классов и учебных аудиторий, участков при здани ­ ях ипомещений мастерских. Нет ясности ивтом , где вгородскихобразова ­ ниях целесообразней размещать автомотоклубы, Дома военно-технической учебы. Насколько мы информированы, в ДОСААФ научным обобщением опыта проектированияи строительства учебных зданий , п ерспективой их развития пока еще не занимаются. Такое положе ­ ние нужно как можноскорее изменить. Без этогоразговорыотиповомпроек ­ тировании останутся благими пожеланиями, и только. З аключил беседу за « к руглымсто ­ лом» первый заместитель председателя ЦКДОСААФ Герой Советского Союза Никита Степанович ДЕМИН : — Несколько цифр, чтобы представить масштабыпроблемы . У нас 9000 зданий исооруженийс балансовой стои мостью более 150 миллионоврублей . Это учебные классы, г аражи , м ототре ­ к и , к ордодромыс техникой иоборудо -Участники «круглого стола» в редакции.Фото В. Ш иршоваеанием. В текущей пятилетке выделено 250 миллионов рублей на строительство 570 учебных 'зданий исооружений . Вот что такое материально-техническая база ДОСААФ сегодня и завтра. Участники встречи за «круглым столом» высказали немало дельных пред ­ л ожений , правильно поставили рядвоп ­ р осов . М ы их решаем , а теперь, после пленума ЦК ДОСААФ , б удем решать еще энергичнее . Строительство начинается спроекти ­ рования. Д о сих пор мы довольствовались типовымипроектами средних школ или техникумов . И это было правильно. П отому что надо было оперативносоз ­ давать базу для массового обучения водителей. А если эти здания оснастить посовременному , они много лет послужат намспользой . Это не исключает необ ­ ходимости создания типовых проектовсперспективой на будущее . Но надо иметь в виду, что мыдолжны строить с учет омимеющейся индустриальной базы. О темпах строительства и выполнении плана. Все знают: наша страна — о гром ­ ная строительная площадка. Кругом строительство, и одинобъект важнее другого . Д ОСААФмного строит — на 45 миллионов рублей в год, п ричем лучше всего там, где во главе республи ­ канских и областных организацийОбще ­ ства стоят деятельные руководители . Ш ла здесь речь и об оснащении автом отоклубов . Создавая сейчас производ ­ ственные объединения ДОСААФ, МЫ думаемпрежде всего опродукции , нео бходимой Обществу, а значит, о наглядных пособиях, «разрезах», о бучаю ­ щих устройствах. Кое-что ужев этом смысле сделано. Нашей стране, для арм ии , н ародного хозяйства нужногото ­ вить много водителей. И эту 'задачу мы будем решать всеми доступнымисред ­ ствами. У нас есть по-настоящему об ­ разцовые автомотоклубы. Например, в Ростове-на-Дону, в Москвеи других городах . Но это только начало. Если подтянем до их уровня все остальные учебные организацииДОСААФ , м ыс честью выполним свой долг перед Родиной. В этом смысле дискуссии , п одоб ­ ные той, которую провела редакция, ш ирокийобменопытоммогут сыграть роль ускорителя . Запись беседы за «круглым столом» вели М. ТИЛЕВИЧ и А. БАБЫШЕВ5